Воскресенье, 19.11.2017, 22:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ САМОКОНТРОЛЯ

Л.И.Халилова, Л.В.Митенкова

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ САМОКОНТРОЛЯ

Рассматриваются вопросы ведения дневника самоконтроля как средства индивидуального регулярного наблюдения за состоянием здоровья и способа мониторинга физической подготовленности и функционального состояния студенток Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Ключевые слова: дневник самоконтроля, антропометрические показатели, самочувствие, работоспособность, самонаблюдение.

 
Актуальность. Структура занятий по физической культуре в вузах России строится примерно по одному принципу: студенты основной и подготовительной группы занимаются по единой программе; для тех же, кто относится к специальной медицинской группе, предусмотрена ограниченная нагрузка и коррекция упражнений относительно заболеваний. Во многих вузах дневник самоконтроля рекомендуют вести студентам, относящимся к специальной медицинской группе. Мы полагаем, что дневник самоконтроля нужно рекомендовать всем студентам, независимо от медицинских показаний [1]. В дневнике самоконтроля отражаются физические, функциональные, психические и прочие показатели, на основе которых можно отслеживать и планировать различные нагрузки.

Самоконтроль даёт возможность студентам адекватно оценить состояние своего организма, прослеживать зависимость переходных состояний от различных факторов [3; 4].

Материалы и методы исследования. Предварительный опрос показал, что многие студентки хотели бы получать на практических занятиях по физической культуре адекватную физическую нагрузку с учётом субъективных и объективных состояний своего организма. В связи с этим в практику ведения методико-практических занятий было предложено ввести дневник самоконтроля.

Педагогический эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) в 2015/16 учебном году. В нём приняли участие 110 студенток 1-3-х курсов в возрасте 17-19 лет, обучающиеся на факультетах клинической психологии, лечебном, стоматологическом и педиатрическом и относящиеся к основной, подготовительной и специальной медицинской группам. Для проверки результатов эксперимента были созданы экспериментальная группа (ЭГ), студентки которой самостоятельно заносили сформированные данные в дневник самоконтроля примерного образца, включающего следующие объективные и субъективные показатели: антропометрические данные; день тренировки; сон (хороший, удовлетворительный, плохой); самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); работоспособность (хорошая, удовлетворительная, плохая); утреннее систолическое артериальное давление (мм/рт. ст.), вечернее диастолическое артериальное давление (мм/рт. ст.), пульс в покое (уд./мин), частота дыхания (количество/мин).

Включение дополнительных данных проводилось на усмотрение студенток. Занятия контрольной группы (КГ) проходили в обычном режиме без нововведений.

Обучение студентов методам педагогического наблюдения с помощью ведения дневника самоконтроля проводилось по следующей схеме: разъяснение, анкетирование, самообследование, тестирование, педагогическая документация. Нами были проведены методико-практические занятия, о самостоятельном ежедневном контроле своего состояния по функциональным пробам.

С целью консультации по возникающим проблемам, а также корректировки двигательного режима и физических нагрузок дневник самоконтроля ежемесячно занимающиеся представляли преподавателю физической культуры и спортивному врачу на кафедре. Студенты получали рекомендации по режиму дня, системе питания и пищевому рациону. Эксперимент включал выполнение комплексов физических упражнений, разработанных на наших кафедрах [2].

В соответствии с нашими рекомендациями в дневник заносились результаты тестов физических качеств, отражающих степень тренированности и по которым прослеживались изменения в состоянии организма при изменении нагрузки [5]. Контрольные обследования проводились три раза за учебный год: в сентябре, декабре и мае, по итогам которых велась индивидуальная работа, вносились коррективы в программы практических занятий, осуществлялись консультации со спортивным врачом. Итоговый контроль состоялся в конце учебного года.

Результаты исследования. Нами проведены исследования антропометрических показателей (длина и масса тела), физических качеств (гибкость, силовая выносливость мышц), физиометрия (ЖЭЛ, кистевая динамометрия), функциональные пробы.

Представленные показатели антропометрии из дневника самоконтроля помогли составить портрет студенток, принимающих участие в эксперименте: 28 % студенток относились к специальной медицинской группе, 14 % — к подготовительной, основная группа составила 58 %. Это девушки имели следующие характеристики: рост ниже среднего; идеальная масса тела (ИМТ) примерно у 40 % на гране нормы и приближена к избыточной массе тела; около 30 % с недостаточной массой, нерегулярным рационом питания (в основном повышенным), гиподинамией, хроническим недосыпанием, низкой физической работоспособностью.

Совокупность результатов функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем организма девушек свидетельствует о недостаточном (отличном от нормы) уровне физического развития.

В результате эксперимента был разработан алгоритм ведения дневника самоконтроля за состоянием организма. В течение экспериментального периода девушки выполняли рекомендации, задания по ведению самостоятельных занятий с дозированными видами физической нагрузки относительно субъективных ощущений и объективных показателей, фиксируя результаты в дневнике самоконтроля.

В таблицах приведены усреднённые данные результатов тестов первичного и обследования в конце года.
Из таблиц видно, что увеличение роста показателей задержки дыхания на вдохе у ЭГ составило 11 %, у КГ — 7,6 %, на выдохе соответственно — 26 и 19 %. В ЭГ значительно уменьшился индекс Руфье (на 38 %), произошла нормальная устойчивая реакция на ортостатическую пробу, тогда как изменения индекса Руфье в КГ составило 20 %, а ортостатическая проба показала более выраженную реакцию, что свидетельствует о меньшей степени тренированности.

Таблица 1
Показатели функционального состояния студенток

Таблица 2
Показатели физических качеств студенток

При исследовании уровня силовых способностей отмечен высокий прирост результатов у студенток ЭГ. В КГ произошли улучшения, но они менее выражены. Сравнивая результаты теста на силу мышц брюшного пресса у КГ, обнаружили прирост 12,8 %, у ЭГ — 34,5 %. В тесте «сгибание/ разгибание рук в упоре лёжа» студентки КГ улучшили результат на 8,9 %, ЭГ — на 21,6 %. В тесте «сгибание/разгибание ног» у КГ отмечен прирост на 10,7 %, тогда как в ЭГ улучшение этого показатели составило 20,7 %.

Выводы. В отечественной теории физического воспитания физическое здоровье определяется как полноценное физическое развитие индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются совместно с воспитанием физических качеств и производных от них физических способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.

Ведение дневника самоконтроля помогает осуществлять мониторинг за состоянием здоровья, за функциональной и физической подготовленностью, оценивать динамику результатов, работать по индивидуальным программам, корректировать нагрузку, давать практические рекомендации, осуществлять взаимодействие студентов с преподавателем.

Правильно организованная физическая тренировка является эффективным и надёжным средством компенсации возникающих в организме человека нарушений и поддержания его высоких резервных возможностей.

Список литературы

1. Иващенко, В. П. Исследование физической подготовленности и антропометрических характеристик студентов СПбПМА / В. П. Иващенко, К. М. Комиссарчик, Н. В. Луткова, А. П. Трашков // Спорт и здоровье : сб. тр. конф. «Первый международный научный конгресс», С.-Петербург, 9-11 сент. 2003 г. — СПб. : Олимп-СПб, 2003. — Т. 1.
2. Давиденко, Д. Н. Методические основы занятий аэробикой : учеб. пособие / Д. Н. Давиденко, Л. В. Митенкова. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 40 с.
3. Митенкова, Л. В. Компьютерное моделирование как средство индивидуального подхода в образовательном процессе / Л. В. Митенкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. памяти В. Г. Стрельца, С.-Петербург, 18-19 дек. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — С. 131-135.
4. Организация физического воспитания студентов на специальном отделении : учеб. пособие / отв. ред. : Л. М. Волкова, В. Ю. Волков, Л. В. Митенко- ва и др. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — С. 43-48.
5. Халилова, Л. И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе / Л. И. Халилова, Т. М. Пискун, И. Л. Бондарчук // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2014. — Т. 9, № 1. — С. 446-448.

Для цитирования: Халилова, Л. И. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля / Л. И. Халилова, Л. В. Митенкова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 7-10.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.10.2017)
Просмотров: 37 | Теги: дневник самоконтроля | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь