Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, ДЕЙСТВИЯ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ

ПЕРЕДНЯ Д.Г., кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, ДЕЙСТВИЯ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ

Имидж, руководитель, формирование имиджа руководителя, органы внутренних дел, полиция, фокус-группа, медийный образ, социальная ответственность.

В статье обобщается эмпирическая информация, полученная с помощью метода фокус-групп. Раскрывается исследовательская методика, интерпретируются основные факторы, определяющие имидж руководителя органа внутренних дел. Автором выявляются действия, практические шаги, способствующие формированию благоприятного имиджа руководителя органа внутренних дел на региональном уровне. Делается вывод о том, что на основе научного (исследовательского) подхода к пониманию феномена имиджа и действий по его формированию можно существенно улучшить имидж руководителей органов внутренних дел на региональном уровне.

 

Во все времена, а в современную информационную эпоху особенно, одним из условий высокой эффективности деятельности руководителя был его положительный образ в общественном сознании. По мере увеличения значимости роли средств массовой коммуникации в обществе, предметный уровень существования имиджа уменьшался, а виртуальный увеличивался [8, с. 136].

Деятельность органов внутренних дел (далее - ОВД) организуют руководители. Руководитель - тот, кто направляет чью-либо деятельность, осуществляет руководство чем-либо, тот, кто возглавляет учреждение, организацию, подразделение и т.п. [3, с. 432], это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Цель данной статьи состоит в обобщении эмпирической информации для того, чтобы понять, какие действия, практические шаги способствуют формированию благоприятного имиджа руководителя ОВД на региональном уровне. Эмпирические данные были получены методом фокус-групп. Кратко опишем реализованный исследовательский замысел.

С точки зрения методики исследования изучать специфику формирования благоприятного имиджа руководителя полиции достаточно сложно. Это обусловлено главным образом разнородностью российских регионов. С учетом временных и материальных издержек изучить все регионы практически невозможно, да к тому же и не целесообразно. Отдельная задача, требующая своего решения, - подбор носителей информации по интересующей нас проблеме. Руководители, рядовые сотрудники полиции, обычные граждане для этой роли не подходят в силу различных объективных причин. На наш взгляд, лучше всего ориентируются в изучаемой проблеме те сотрудники, которые проходят службу в управлениях (отделах) информации и общественных связей, несмотря на то, что они могут и не обладать достаточными теоретическими знаниями [5, с. 18]. Зато по своему опыту и на основе представлений о деятельности коллег, занятых в медийной сфере, они, с одной стороны, знакомы с деятельностью по производству информационных продуктов, с другой - имеют ясное представление о результатах имиджевой политики и причинах, обусловливающих тот или иной имидж руководителя органа внутренних дел.

Метод фокус-группы оказался предпочтительней экспертного опроса, так как последний позволил бы получить результаты, которые носили бы преимущественно идеализированный характер, ведь участники опроса, отобранные в качестве экспертов, стремились бы излагать свои знания, фокусируясь на том, как следует поступать, чтобы сформировать положительный имидж руководителя ОВД регионального уровня. Нас же интересуют не идеальные модели теоретических подходов к формированию имиджа, а то, под воздействием каких факторов он формируется в повседневной жизнедеятельности с участием всех элементов социальной системы.

В настоящее временя, как отметили А. Левинсон и О. Стучевская, «... фокус-группу можно считать сложившимся в своей морфологической определенности комплексом действий и состояний, предметных и информационных средств» [7, с. 46]. Сила и результативность этого метода заключается в том, что он, основываясь на групповой динамике, способствует получению максимально полной информации, которой обладают участники групповой дискуссии. В результате улучшается понимание нюансов предмета исследования, повышается объективность, происходит осознание того, как формируется имидж руководителя ОВД в условиях регионов России.

Данный эффект достигается благодаря минимальному влиянию исследователя на получаемую информацию. Созданная модератором в ходе обсуждения вопросов атмосфера безопасности и доверительности обеспечивает респондентам возможность использовать при конструировании высказываний свой язык, характерный для их профессиональной деятельности. Появляется возможность проникнуть в смысловую структуру действий как сотрудников управлений и отделов информации и общественных связей, так и руководителей полиции.

В ходе подготовительного этапа исследования был составлен полуформализованный сценарий фокусированного, группового интервью. Вопросы обеспечивали движение беседы от общего к частному, что, в свою очередь, стимулировало спонтанность высказываний респондентов. Для исключения излишней акцентуации на формировании положительного имиджа руководителя ОВД региона, недопущения конкурентных мотиваций респондентов беседа велась вокруг стержневой проблемы медиаобраза руководителя территориального органа внутренних дел. Проходило обсуждение характерных черт и отличий медийного образа, в процессе дискуссии обсуждались вопросы оценочного характера и естественным, непринужденным образом выяснялись причины текущего положения дел, связанного с образом руководителя в массовом сознании жителей того или иного региона. В частности, оценивался вклад руководителя территориального ОВД в формирование собственного имиджа. Выяснялось, какие проводятся мероприятия формирующего характера, каково влияние средств массовой коммуникации на медийный образ главы полиции, каков их вклад в формирование этого образа. Были установлены атрибуты имиджа руководителя (реальные, виртуальные, функциональные, психологические, социальные [10, с. 88]), которые способствуют улучшению его имиджа, и те, которые дают обратный эффект.

Всего было проведено две фокус-группы. Чтобы повысить степень доверительности и уменьшить межстатусную дистанцию в одной группе были собраны сотрудники в специальном звании полковник внутренней службы, в другой - от старшего лейтенанта до подполковника внутренней службы включительно. Обе исследуемые совокупности были однородными по возрасту и оптимальными для выбранного метода по численности. В одной группе восемь человек, в другой - десять. Респонденты были подобраны из разных регионов России (от Камчатского края до Калининградской области). Длительность групповой дискуссии в обоих случаях составила два часа. Велась аудиозапись и видеосъемка, с их помощью впоследствии составлялась стенограмма высказываний с учетом вербальных и невербальных знаков. Участники фокус-групп воспринимали происходящее как обмен опытом, а первичные эмпирические данные при таком понимании происходящего являлись вторичным, побочным продуктом групповой дискуссии.

Теперь, когда разъяснены методика и техника исследовательских действий, перейдем к обобщению полученных результатов. Отметим, что формирование благоприятного имиджа - это комплексная проблема, так как она детерминирована множеством факторов. По мнению участников исследования, имидж руководителя ОВД на региональном уровне формируется под воздействием четырех основных факторов:

- деятельность подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел;

- влияние средств массовой коммуникации;

- деятельность сотрудников полиции по обеспечению общественной безопасности;

- личность и действия самого руководителя.

Рассмотрим последовательно каждый из факторов.

Работники подразделений информации и общественных связей - это преимущественно женщины, вдохновленные своей профессией, обладающие высоким уровнем энтузиазма. Они в значительной степени добросовестно выполняют свою работу, и если бы только их деятельность определяла имидж руководителя, то он был бы максимально положительным. Эти сотрудники готовы преодолевать трудности, связанные со спецификой службы. Их они воспринимают как часть процесса самореализации. А она, в свою очередь, для них очень ценна и важна, в том числе и потому, что работа в пресс-службах воспринимается ими как специфическая разновидность деятельности в шоу-бизнесе. Для иллюстрации приведем высказывание одного из участников исследования: «Мне нравится быть модератором, организатором, быть официальной медийной личностью, узнаваемой, имеющей влияние на людей».

Фактором, уменьшающим коэффициент их полезной деятельности, является большой документооборот, необходимость «делать отписки». По словам опрошенных, на это уходит примерно 30% времени, что серьезно беспокоит большинство сотрудников, занятых в сфере пиара полицейской деятельности. При этом практически все, чья деятельность связана с формированием имиджа, понимают, что они освещают деятельность полиции не только для населения, но и для департамента и всего руководства МВД.

Второй из перечисленных выше факторов (влияние средств массовой коммуникации) всеми участниками исследования оценивается как ухудшающий имидж руководителя полиции. Обращается внимание на то, что во многих сериалах изображаются работники прокуратуры, следственного комитета, какие- то вымышленные органы, связанные с правоохраной и безопасностью, но все негативные моменты, показываемые на экране, в сознании зрителей переносятся на ОВД.

Вот характерное высказывание участника фокус-группы: «Я представляю МВД как сообщество высокопрофессиональных, смелых и отважных людей и все делаю, чтобы как можно больше людей в это поверило, а СМИ показывают то, что увеличивает рейтинг передач, или то, что хотят видеть зрители». В качестве меры, которая может поспособствовать улучшению ситуации, предлагается изменить образ сотрудника на экранах посредством обязательного участия в процессе создания телепродукции консультантов от МВД. Тогда не будет постоянного воспроизводства в сериалах образа полупьяного следователя, да и самих нелепых в принципе сериалов не станет (а таких, по оценкам респондентов, - 90%). Потребители кино-, телепродукции в большинстве случаев не понимают, что многие транслируемые сюжеты с участием полиции являются художественным вымыслом, по сути, - сказкой. Другая часть демонстрируемого на экранах соответствует действительности, но той, что была 15-20 лет назад. Для эффекта правдоподобия эта часть, как правило, формально замаскирована под реалии текущего момента (использование современной формы, атрибутики и т.д.). Скандальный сериал, в котором органы правопорядка подвергаются шельмованию, привлекает внимание здесь и сейчас, при этом впечатление от него сказывается на восприятии населением полиции и в перспективе снижает уровень социальной солидаризации.

Кроме института консультантов, предлагается разработать усовершенствовать законодательство: действующий закон о СМИ воспринимается участниками опроса как устаревший. В новых правовых актах, по мнению респондентов, следует запретить журналистам использовать информацию из социальных сетей. В основном потому, что много сил и времени расходуется на опровержение или подтверждение информации, полученной из соцсетей. Работники подразделений информации и общественных связей ограничены в действиях. У журналистов независимых СМИ в приоритете находится оперативность, в пресс-службах ОВД основной принцип - достоверность. Вот характерное высказывание по этому поводу: «Пока мы проверяем, согласовываем, другие действуют, и поэтому мы всегда отстаем, часто проигрываем».

Теперь о деятельности сотрудников подразделений по обеспечению общественной безопасности на территориальном уровне.

Во-первых, необходимо учитывать, что важную роль играет понимание ими значимости имиджа для организации, а также их отношение к деятельности тех, кто этот имидж старается улучшить. Как выяснилось в ходе исследования, раньше со стороны сотрудников, не имеющих отношения к пиаровской работе, проявлялось непонимание значимости того, чем занимаются отделы информации. Теперь такое понимание появилось, исчезла напряженность, пренебрежение. Все это следует рассматривать как благоприятную тенденцию.

Во-вторых, на конкретном уровне существования имиджа органов внутренних дел видна непосредственная деятельность полиции. Если она воспринимается населением как неудовлетворительная, то имидж руководителя ОВД региона будет ухудшаться [9, с. 88]. По оценкам участников групповой дискуссии, в настоящее время негатива со стороны рядовых сотрудников полиции стало поступать меньше, их дисциплина улучшилась. Меньше стало происшествий среди личного состава, в том числе и за счет того, что сотрудники стали меньше употреблять спиртных напитков. Ужесточились меры наказания, и это тоже оказало дисциплинирующее воздействие на сотрудников.

Несомненно, образ руководителя ОВД на уровне региона формируют все сотрудники. Во всех отношениях важно, как работают наружные службы, дежурные части, ДПС ГИБДД. Их деятельность определяет общественное мнение, влияет на имидж руководителя и организации.

Теперь о том, какой вклад в формирование имиджа вносят личность и действия самого руководителя ОВД на уровне региона. По мнению участников исследования, его имидж - это прежде всего продукт опосредованного взаимодействия с населением. Можно говорить о том, что в каком-то смысле в общественном сознании руководитель ОВД объединяет всех «героев и антигероев» в области правопорядка и борьбы с преступностью. Происходит это через передачу его слов и образов. Поэтому важно обратить внимание на то, что имидж руководителя в глазах населения в значительной степени обусловлен тем, как его видят журналисты, каковы результаты их когнитивной атрибуции. Имеются в виду их умозаключения насчет того или иного руководителя [6, с. 35].

Как показали предыдущие исследования, руководитель ОВД в современных условиях - это быстро сменяемое лицо [11, с. 94]. В деле формирования имиджа важно первое впечатление. Оно должно быть подкреплено владением обстановкой, а также плановостью и решительностью в действиях. Принимаемые полицией меры должны быть понятными для общественности.

Поясним сказанное. Журналисты оценивают первую пресс-конференцию. Если контакт состоялся, руководитель ОВД заинтересовал их, то потом все идет нормально. Но изначально представители СМИ пристально смотрят на нового руководителя, оценивая его зачастую с предвзятых позиций. На первой встрече уверенность руководителя определяется как его личностными качествами, так и владением обстановкой в регионе. Поэтому, верно, с одной стороны, что оценка обстановки требует времени, но с другой - откладывание встречи с журналистами воспринимается негативно.

Исследование выявило, что владение обстановкой в регионе не достигается знакомством с письменной отчетной информацией, содержащей множество показателей по региону. Представители прессы не любят, когда руководитель озвучивает статистику и произносит пафосные фразы. Хорошо показал себя подход, заключающийся в том, что перед первой пресс-конференцией руководитель объезжает все районы региона, знакомится с сотрудниками, с местностью, с жителями. В это время подразделение информации строит пиар, создавая информационные поводы из всех значимых моментов ознакомительных поездок. Часто при этом акцент делается на новизне: мол, раньше такого никогда не было. Практика показывает, что в некоторых районах рядовые сотрудники полиции по многу лет не видели «живого» генерала, и помимо информационного, такие поездки могут иметь еще и мотивационный, морально-психологический и другие положительные эффекты.

Итак, первая пресс-конференция проведена, вклад в формирование или поддержание положительного имиджа сделан. Следующий фактор, значительно влияющий на имидж руководителя, заключается в его способности коммуницировать с другими организациями. Главе ОВД региона нельзя замыкаться в своем ведомстве, необходимо встречаться с прокурором региона, руководителем органов Следственного комитета, главами администраций региона, районов, муниципалитетов. Конструктивные деловые контакты, о которых становится известно общественности и в результате которых население видит, что руководитель ОВД региона на равных ведет диалог с руководителями других государственных структур, положительно сказываются на его имидже. Они же способствуют уменьшению количества случаев, когда представители госорганов озвучивают негативные оценки в адрес ОВД.

Нежелательно обходить вниманием общественный совет при ОВД. Понимание важности наличия противовеса всегда благоприятно оценивается и подчиненными и населением в целом. Если у руководителя высокая занятость, но он нашел возможность пообщаться с советом хотя бы 10-15 минут, это всегда положительно воспринимается членами совета.

В дальнейшем единение руководителя с населением поддерживается с помощью различных специальных и плановых мероприятий. Пресс-конференции по различным поводам; интернет-акции (например, мобильный патруль, когда граждане могут сфотографировать правонарушение на дороге и отправить фото на сайт); региональные конкурсы СМИ, по результатам которых руководитель награждает победителей, а затем участвует в обсуждении с ними итогов таких конкурсов; вечера вопросов и ответов и т.п. Организовываются подобные мероприятия в формате «встречи без галстуков».

В некоторых случаях положительный эффект дает личный прием граждан. Помимо прочего такое действие является индикатором доверия к деятельности полиции. Как правило, первое время люди относятся к подобной инициативе настороженно. Потом, когда вопросы начинают решаться, происходит рост числа желающих попасть на личный прием.

Важную роль в формировании и поддержании положительного имиджа руководителя ОВД региона играет его активность в ходе официальных мероприятий, не связанных напрямую с МВД России. Это может быть планерка главы региона, на которой руководитель ОВД выступает с какими-то актуальными, как говорят журналисты «горячими», фактами: в результате происходит дополнительный, так сказать внеплановый, вклад в имидж.

Что касается плановых мероприятий, то руководителю особенно важно прислушиваться к мнению и советам представителей подразделений информации и общественных связей. Они смотрят на недельный план мероприятий руководителя, видят потенциальные информационные поводы, наиболее выигрышные с точки зрения повышения его репутации и улучшения имиджа (например, выступление в думе, рабочие поездки по региону).

Все описанное в длительной перспективе не будет иметь эффекта, если руководитель не выработал стратегию своей деятельности, ясную для себя и других, если не сформулировал последовательную, социально ориентированную концепцию (то есть ориентированную на пользу обществу). Как бы ни велика была польза, приносимая тем, кто возглавляет ОВД, и как бы ни малочисленно было количество людей, на которых она распространяется, на истинную благодарность может претендовать только тот, кто имел прямое намерение принесть эту пользу, а не действовал случайно под влиянием благоприятных обстоятельств, простым орудием которых он был. Возможно, сотрудник, будучи руководителем, занимается какими-то частными, узкопрофессиональными вопросами, важными с точки зрения его самого или его начальства, но тогда он не должен претендовать на общественную благодарность. Если плоды трудов главы ОВД не выходят за пределы стен его кабинета, то тогда эти же стены будут служить границей для его славы и для признательности людей [1, с. 39].

Теперь о том, что касается постоянства. Как показало исследование, имидж руководителя не может быть в полной мере положительным, если этот человек воспринимается населением, подчиненными сотрудниками как временщик. Оказалось, что влияние срока пребывания в должности на имидж руководителя больше, чем можно было ожидать. Реальность такова, что в настоящее время должность начальника ОВД на региональном уровне - это этап карьеры протяженностью максимум в три года, после чего следует переход на другую должность. Причем и восходящая и нисходящая вертикальная мобильность руководителя одинаково плохо сказываются на имидже.

Рассмотрим два варианта развития событий. В первом случае руководителя этапировали, но потом оправдали. В другом - руководитель красиво выступал, но быстро пошел на повышение и покинул регион. По поводу первого в сознании у жителей региона складывается мнение: «Да, его оправдали, но все равно что-то не так, дыма без огня не бывает». Во втором случае: «Да все с тобой ясно: попиа- рился здесь, получил генерала и уехал». И тот и другой вариант расставания региона с руководителем ОВД будут затруднять формирование положительного имиджа того, кто придет ему на смену. По наблюдениям респондентов, во всех подобных случаях новым руководителям всегда было трудно выстраивать положительный образ вместо негативного, сохранившегося у населения от предшественника.

Как представляется, наилучший вариант с точки зрения первичного позиционирования руководителя таков: руководитель с самого начала заявляет, что он живет жизнью региона и не планирует никуда уходить. Нередко бывает, что руководитель назначен из другого региона, в таком случае положительно сказываются на имидже заявления такого рода: «Я приехал сюда жить, привез свою семью, ребенок учится в местной школе, поэтому мое основное желание сделать здесь жизнь безопаснее, лучше». После таких заявлений попытки назвать нового руководителя варягом, утверждения о его скором уходе с должности становятся неуместными, и количество негативных комментариев, как правило, уменьшается. В этом же направлении действует посыл «я здесь, я с вами», а также замена в тезисах различных высказываний на уровне региона выражения «у вас» на выражение «у нас».

Исследование позволило выявить, что в современных условиях благоприятно сказывается на образе руководителя информация о его личной жизни. Во-первых, жителям региона интересно, кто жена, какая по счету, сколько детей, где они? Во-вторых, информация подобного рода сокращает межстатусную дистанцию, сближает людей с тем, кто назначен обеспечивать защиту населения от преступных посягательств. О том, в каких формах подавать личную информацию, следует подумать отдельно. Пока же этот фактор, связанный с имиджем руководителя, зачастую вовсе не учитывается, информация остается закрытой, потребность в ней обычно удовлетворяется за счет сплетен и слухов.

В журналистских кругах используется термин «медийная личность». Им вполне можно характеризовать личность руководителя ОВД. Под медийностью подразумевается, что начальник - хороший оратор, доступный для прессы человек, авторитетный в своей профессии [4, с. 27], имеющий собственное мнение по кругу вопросов своей компетенции и умеющий это мнение доходчиво выразить, а кроме того, способный быстро и адекватно вербаль- но реагировать в процессе коммуникации [2, с. 18]. В качестве примера приведем следующую ситуацию. На одной из пресс-конференций была озвучена проблема, связанная с тем, что никто в городе не знает своего участкового. Руководитель ответил: «Хорошо, что его не знают. Значит, у людей все в порядке, и им не приходится обращаться в полицию. Но если кто-то желает, может позвонить в дежурную часть, и ему пришлют участкового. Возможность познакомиться есть». Подобные высказывания способны нейтрализовать потенциальный имиджевый ущерб от «неудобных» вопросов.

Итак, очевидно, что личность руководителя непосредственным образом влияет на его имидж. Участники исследования в первую очередь обратили внимание на такие характерные черты, негативно сказывающиеся на его имидже, как неряшливость, неопрятность, неуверенность, грубость, равнодушный вид на публичных мероприятиях.

В качестве вывода отметим, что имидж руководителя ОВД на региональном уровне - это важное слагаемое эффективности его деятельности. В практическом плане помимо учета изложенных предложений руководителю следует избегать двух крайностей. Во-первых, это ситуации, когда он избегает общения, выступает только по необходимости, исключительно по заранее проработанным темам. Во время встреч с прессой быстро прекращает общение, чтобы избежать дополнительных вопросов. Другая крайность - это, когда руководитель не избегает встреч со СМИ и общественностью, но при этом отклоняется от тем выступлений, эмоционально не сдержан, в процессе вербализации своих мыслей не выбирает выражений, в ходе монологов приводит двусмысленные примеры, не умеет держаться перед камерой.

В заключение подчеркнем, что имидж руководителя ОВД на региональном уровне можно существенно улучшить на основе использования научного (другими словами - исследовательского) подхода к пониманию феномена имиджа и действий по его формированию с учетом личностных особенностей, опыта руководителя, специфики региона (религиозной, этнической, социально-демографической и т.д.).
 

Библиографический список:

1. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн., 1994. 526 с.
2. Ершов А.Н. Роль государства в социокультурной экологии медиасреды // Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации». Т. 3. М., 2007.
3. Ефимова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. М., 2006.
4. Гладилин А.П. Профессиональная культура и имидж руководителя ОВД. М., 1998.
5. Кокорев В.Ю., Звонарева А.Ю., Лучкин С.В. Взаимодействие с населением по укреплению имиджа органов внутренних дел. М., 2013. 55 с.
6. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007. 542 с.
7. Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1. С. 46-55.
8. Передня Д.Г. Имидж современной российской армии: некоторые аспекты социологического анализа // Имидж армии - имидж России (коллективная монография) / Под. ред. Е.А. Петровой, В.П. Делия. М., 2006.
9. Передня Д.Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2. С. 87-90.
10. Передня Д.Г. Социология рекламной деятельности. М.: МГУП, 2009.
11. Передня Д.Г. Управленческая культура в системе органов внутренних дел. М.: Библио глобус, 2017.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (08.05.2019)
Просмотров: 33 | Теги: имидж, руководитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь