Суббота, 16.02.2019, 06:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИГРЫ ТЕЛЕУТСКИХ НАРОДОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИТГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гаврильева М.А.

ИГРЫ ТЕЛЕУТСКИХ НАРОДОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИТГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлен опыт работы детского сада «Мичил», который является участником образовательного кластера «Тиьик» по сетевому взаимодействию пяти дошкольных образовательных учреждений. Детский сад является экспериментальной площадкой ФГБОУ ВО «Чурапчинский институт физической культуры и спорта» по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»).

Ключевые слова: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, телеутский народ, двигательная активность

 

Уровень развития двигательных качеств детей в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательной активности весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.

Народная игра - одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении. Поэтому игра занимает такое важное место во всей деятельности человека. Народная игра формировалась как одно из средств функционирования общества: игра и игрушки относятся к интересным явлениям человеческой культуры, так как отражают этнический менталитет.

О педагогическом значении и воспитательных возможностях игр в целом и в народной педагогике, в частности, немало плодотворных идей выдвинуто педагогами и психологами разных времён и народов.

Знание особенностей национальных игр и игрушек способствует познавательному, социально-личностному развитию и совершенствованию физических возможностей детей дошкольного возраста.

Целью нашего проекта является создание условий по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством игр телеутских народов. Поставлены следующие задачи:

Осуществить поиск и изучение культуры телеутских народов (история, география, быт, литература, прикладное искусство, знаменитые люди, игры, игрушки и. т.д.) для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

Изучение роли подвижных игр телеутских народов в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.

На основе полученных материалов разработать методические рекомендации для педагогов по использованию телеутских игр

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в условиях сельского этнокультурного пространства может быть эффективным, если:

  • использовать традиционные методы игр телеутского народа в повседневной жизнедеятельности ДОУ;
  • обеспечить участие родителей в организации традиционных методов игр телеутского народа;
  • осуществить развитие двигательной активности детей на основе традиций, связанных с играми телеутского народа;
  • создать необходимые условия, обеспечивающие успешное использование богатства игр телеутского народа.

За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь дошкольника. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование дошкольниками старших групп подвижных игр различной направленности значительно повысят уровень и темп их развития

Всесторонняя физическая подготовка дошкольника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости. Многие специалисты показывают, что развитие двигательных качеств - одна из центральных задач физического воспитания в ДОУ, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста.

Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательной активности в условиях ДОУ является применение подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм.

Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед занятием. Определяя её, воспитатель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.

В подвижных играх может участвовать от 3-х и более детей.

При выборе игры надо учитывать форму занятий (занятие группы, праздник, прогулка). Если на занятии время ограничено, то время прогулки не ограничено; задачи и содержание игр на прогулке иные, чем на занятии; на празднике используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки.

Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. В небольшом зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют поочерёдно. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности.

При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игры являются, таким образом, могучим подспорьем в деле гармонического и рационально развития детского организма. В силу врожденного инстинкта, дети сами с большой любовью и охотой предаются играм, - задача родителей и воспитателей - разумно направлять этот драгоценный инстинкт, идущий навстречу здоровым требованиям природы.

Немаловажным фактором при выборе культуры данного народа явилась общая схожесть быта, языка с народом саха. Глубокая история, самобытность, сохранение исконных традиций, несмотря на малочисленность, вызвали уважение и явились весомым аргументом для дальнейшего развития проекта. Игра имела у бачатских телеутов, как и у других народов, большое значение. Посредством нее осуществлялось воспитание детей, ознакомление с правилами и моральными нормами общины или рода. У телеутских народов большое количество подвижных игр, игр состязаний: «Кур Кагышкан», «Орын талаштит», «Плат кабыжарга», «Тебек», «Малакай», «Камчи», «Сыржа тажыргар» и т.д. По плану телеутские игры включались в режимные моменты, занятия по физической культуре и в праздники.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 32 | Теги: двигательная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь