Четверг, 26.04.2018, 22:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИГРЫ ПРЕДКОВ - ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

А.Ф.Ноговицына

ИГРЫ ПРЕДКОВ - ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В работе освещается опыт работы кружка «Игры предков - залог здорового поколения» с 2013 года, его основные цели и задачи, обозначаются направления и основные постулаты работы. Настольные якутские игры хабылык и хаамыска, бережно сохраненные народом соха сквозь века, развивают не только ловкость, физическое состояние, но и ум, мышление, учат детей обгцаться, выбирать из многого единственно верное, правильное, что в будущем, несомненно, им поможет и во взрослой, самостоятельной жизни.

Сейчас в век стремительно развивающегося виртуального времени необходимо, чтобы школа уделяло большее внимание развитию ребенка как личности.

Еще в 2012 году Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию отметил, что школе не следует ограничиваться только изучением основных предметов, привитием прочных знаний, правильной информации, а развивать процесс учебы во взаимосвязи с учебными программами, воспитательными методами, занятиями, мероприятиями, нацеленными на развитие ребенка как личности, формирование его характера, чтобы он вырос преданным Родине гражданином и любил ее. В настоящее время, когда влияние виртуального мира растет, когда все вовлечены в бумажно-бюрократические дела, стало актуальным создание детских общественных объединений, призывающих детей к практической деятельности, творческой жизни, организующих пространство для общения.

Правильно организованная внеклассная работа станет прочной основой для того, чтобы ребенок был более открытым, активным во всех сферах общественной жизни, стремился совершенствоваться.

Проект «Игры предков - залог здорового поколения» основывается на личностно-ориентированном обучении и технологиях педагогики сотрудничества. Создается свободное пространство для работы ребенка.

Организация работы - это отличительная черта программы: учитель работает с учеником много и индивидуально, и далее формируются маленькие, большие группы.

Основные направления программы:
- высокая оценка личности ребенка;
- организация особенного пространства для взаимопонимания ребенка и учителя;
- знание учителем способностей, талантов, внутреннего мира каждого ребенка;
- организация условий, где ученик будет самостоятельно заниматься, работать, творить с желанием.

В XXI веке - времени, когда социально-экономическое положение в стране постоянно нестабильно - государство и общество ставит задачи усовершенствования содержания, технологий образования. Поэтому школа сейчас не ограничивается только привитием знаний учащимся, а работает ради их стабильного внутреннего состояния, формирования как личности.

Всем известно, что работа учителя сложная, требует много сил, энергии, знаний. Сколько может понадобиться сил и усердия, чтобы воспитать из незнания, неспособности, нежелания, честность, общительность, доброту человека. Здесь основное внимание уделяю глубокому знанию внутреннего состояния, положительных и отрицательных черт характера ребенка, и на основе этого всестороннему его развитию. Иными словами, настоящий учитель:
1. Умеет угадать, раскрыть потаенные уголки души ребенка.
2. Не только учит детей, но и сам учится у них.

Только на основе этих постулатов, «разбудив их сознание», используя правильные методы, мы можем учить детей.

Две основы моей работы: «всегда» и «никогда»
«всегда»
в любой ситуации знать психологическое состояние ребенка, вовремя приходить на помощь;
- уважение мнения ребенка, основываясь на этом, организация условий для раскрытия, его способностей и талантов;
- создание веры в то, что он сможет стать сильным духом, уверенным в себе человеком.
«никогда»:
- невнимательность к высказываниям, состоянию ребенка;
- отмечать превосходство учителя над учеником, ребенка над другим ребенком, сравнивать их.
- оставлять в одиночестве ребенка, попавшего в жизненную ситуацию.

В связи с вышесказанным, хочу отметить следующие моменты успеха:

Любовь к работе - воодушевление - предвидение. Только тот, кто разделяет радость ребенка, воспринимает его обиды и разочарования как свои, считает его ошибки своими, успехи маленькими своими победами - учитель.

Корень успеха - в результате твоей работы, если горит искра признания в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих людей.

Соглашусь с высказыванием известного учителя У. Ф Кондаковой «Профессия учителя - сравнима с талантом мастера». Каждый учитель отдает свои силы и энергию для воспитания достойного человека.

Неспроста говорят «Здоровый человек здоров помыслами». На мой взгляд, с этой стороны благоприятно влияет физическое воспитание и тренировка ребенка с малых лет на основе традиционных игр предков. Если играть, почитать, уделять внимание, проявлять интерес к традиционным играм, которые на протяжении веков обеспечивали физическое развитие, устойчивое душевное состояние, пробуждение сознания, то было бы положено благодарное зерно воспитания здорового душой, самостоятельно мыслящего, достойного человека.

Цель работы:
Развитие способностей детей думать, творить, руководить, двигаться, общаться через подвижные игры, нацеленные на физическое развитие.

Задачи:
- пробуждение интереса к подвижным играм;
- создание условий для развития ребенка как доброй, отзывчивой личности;
- воспитание в ребенке уважительного и бережного отношения к прошлому, культуре своих предков;
- подготовка учащихся к обучению других детей содержания, правил игр на «своем языке», самостоятельному проведению игры.
- обучение выбирать из многого одно, правильное;
- физическая тренировка, развитие.

Хабылык (в лучинки, от слова хап - ловить) распространился в древности, XVI веке, когда якуты жили обособленно в аласах. Наши предки после повседневных забот, долгими зимними вечерами при свете огня печи-камелёк играли в хабылык и хаамыска (камешки). Это игры, которые в тесном балагане отвлекали детвору, учили их быть гибкими, умными, целеустремленными.

Хабылык не требует много снаряжений. Целесообразно, когда ребенок играет в эти игры с малых лет. Они делают гибкими не только пальцы. Не зря говорят «Мышление ребенка - в пальцах», «Руки - это внешний мозг». Игры наших предков развивали тонкий ум, мышление.

Необходимо распространить среди населения игры хабылык, хаамыска - бесценное наследие, которое передали нам наши предки, бережно сохраняя их сквозь века. Иными словами, необходимо организовывать соревнования для детей в детских садах и даже в семьях. Не секрет, что родители погружены в работу, социальные сети, ватсаи. Ежедневные их вопросы только "Какую оценку получил?" "Что сегодня будет?". Нет сомнения в том, что, если каждый вечер, хотя бы через день, родитель вместе с детьми собравшись вокруг стола, во время игры узнает, о чем думает его ребенок, и это стало бы шагом к тому, чтобы ребенок открылся родителю, чтобы родитель мог помочь в решении ежедневных проблем ребенка, чтобы они стали ближе.

Этапы:
2013- 2014 годы - постановка целей, задач, приобретение инвентаря, обучение детей.
2014- 2015 годы - развитие игровых способностей детей, пробуждение интереса среди учителей, родителей, введение игровых методов в учебные занятия и внеклассное время.
2015- 2016 учебный год - анализ достижений детей в играх хабылык, хаамыска и достижений в учебе.
объединение вокруг традиционной игры предков.
Объединение, обучение детей.
Организация соревнований
Повышение уровня умений, распространение среди населения.
Освещение.
Виды занятий: беседа. Обмен мнениями. Викторина. Командное соревнование.
Круглый стол. Встречи. Открытый урок. Соревнования по играм предков. Логические игры.

Проводится плановая работа по возрождению якутских настольных игр «Хабылык, хаамыска». Дети с большим интересом посещают кружок. Ежегодно увеличиваются количество членов кружка «Традиционные игры предков». В своей работе руководствуемся опытом работы спортивного инструктора республиканского уровня Н.Н. Белолюбской.

Проводятся открытые уроки «Возрождая игры предков», встречи с другими школами улуса, ежегодные спортивные соревнования «На призы Деда Мороза» по настольным играм «Хабылык, хаамыска», мастер-класс мастера спорта Марии Ксенофонтовой. Проведенные игры освещаются в газетах (СМИ) улуса, республики. Доклад Васильевой Айталы "Традиционные игры предков - вид спорта, залог здоровья" занял второе место на Республиканской научно- практической конференции "Шаг в будущее".

В этом году 11 ноября объявлен в Республике Саха (Якутия) Днем хабылык. Этот знаменательный день торжественно и на высоком уровне встретили в наслеге Мугудай Чурапчинского улуса. Так, дети, посещающие кружок, с начала недели во время перемен, после уроков проводили мастер-классы, учили детей, интересующихся игрой хабылык, ловить лучины. Отмечая День хабылык, мы вместе с семьей игрока-ветерана Макарова Григория Константиновича, провели большие соревнования, которые я увековечила на видео. В мероприятии приняли участие игроки, начиная с воспитанников детского сада до 70-летнего спортсмена. Похвально, что в соревновании были и целые семьи.

В начале этого проекта и в этом году был проведен опрос. Ответы на вопросы - если в начале дети смотрели на хабылык и хаамыска как на игры, сейчас они стремятся играть лучше, занимают места в республиканских соревнованиях, научились судить, еще больше повысилось уважительное отношение друг к другу.

Заключение:
- развивают ум, мышление ребенка;
- обеспечивают гибкость пальцев, физическое здоровье, терпение, упорство.
- имеют большое воспитательное значение, увековечивают традиции предков;
- учат общаться, устанавливают связь поколений;
- ребенок становится подготавливается к жизненным вызовам;
- учат выбирать единственно правильное из многого;
- учат проводить свободное время с пользой.
- возрождение национальных видов настольных игр, спорта.

Литература

1. Барбасытова В.В. Ogo дьонум дьоЬун оонньуута/Шародное образование Якутии. №1 (85). - Якутск, 2013. - 72-74 с.
2. Донской А.И. Хабылык, хаамыска - ебугэлэр оонньуулара. - Дьокуускай, 2003.-3 с.
3. Колтовской В.А. Эт-хаан сайдыытын культурата о§ону иитиигэ-уерэтиигэ оруола/Шародное образование Якутии. №4 (84). - Якутск, 2013. - 50-52 с.
4. Федоров А.С. Саха терут оонньуулара. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 21-24

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.03.2018)
Просмотров: 28 | Теги: настольные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь