Пятница, 20.07.2018, 05:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Игры как фактор развития межнационального содружества детей

И.В.Орлан, Л.Г.Гаврилова, О.А.Сабуркина

Игры как фактор развития межнационального содружества детей

Аннотация. Включение народных подвижных игр в различные мероприятия с массовым участием детей и подростков позволит мотивировать их к систематическим занятиям физической культурой и спортом. При этом, особое внимание следует уделять глубокому изучению истоков этого вида деятельности, сохранять и умножать богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрять национальные игры в современную физкультурно-спортивную работу, что будет способствовать популяризации всего диапазона национальных игр народов России, а также воспитанию детей в содружестве, толерантном отношения к национальным традициям, культуре и быту.

Ключевые слова: игра,народные подвижные игры, формы организации подвижных игр, национальная культура, толерантность.

 

Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Игра — это необходимый вид деятельности, позволяющий применять и обогащать накопленный молодым человеком жизненный опыт, углублять представления об окружающем мире, приобретать навыки, необходимые ему для успешной трудовой деятельности, развивать организаторские способности влияния игры на формирование детской души и развитие физических сил. Ценность игры как метода заключается в том, что достижение цели, связанное с проявлением физических и психических усилий, доставляет детям чувство радости, удовлетворения, порождает желание предельно раскрыть свои способности. Наличие полезного двигательного содержания в игре ведёт к повышению уровня физического развития, эмоциональный фактор, присутствующий в игре, влияет на качество двигательных действий, на характер оперативного мышления, что способствует умственному развитию.

Игра — это диалог страстей, притязаний, побед и поражений. Она является особым способом общения, вводит человека в ситуацию, где он должен быть творцом и субъектом новых видов деятельности. Древние медики считали, что игра — лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности, римский врач Клавдий Гален, прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. Детские игры, писал Фридрих Вильгельм Август Фребель — это суть как бы всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве [2].

Дети выбирают игру, опираясь на опыт сверстников или взрослых, и, это предполагает, что в неё постоянно вносится творчество самих играющих, их очень маленький, но всё же определённый жизненный опыт.

Процесс анализа формы и содержания народных подвижных игр может показать тесную взаимосвязь проявлений особенности национального колорита, что характерно для конкретного региона: этим определено общественно-историческое её развитие, своеобразие быта, особенность психологического климата и т.д.

Многонациональное представительство Российской Федерации, где традиции проживающих на огромной территории народов и народностей, несмотря на огромное разнообразие этносов, позволили сохранить и умножить общие характерные черты, присущие национальной игре как явлению, отражающему суть многовековых традиций народа. Это дает основание для популяризации всего диапазона национальных игр, способствующих воспитанию детей в содружестве, толерантном отношения к национальным традициям, культуре и быту.

Особенности воспитательного воздействия подвижных игр различных народов предъявляют и определённые методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их
возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития [1] .

Немаловажно, что большинство русских народных игр в организации и проведении отличаются простотой, общедоступностью и широким представительством среди других народов. Характерным явлением в последние десятилетия становится возрождение традиционных народных праздников (проводы русской зимы «Масленица»). Наиболее известные русские народные игры: «Салки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Классики», «Охотники и утки», «Лапта», «Городки».

Для игр Башкирии характерны элементы театрализации. Особенно красочно проходят массовые праздники. На них проводят соревнования в борьбе, беге, скачках, стрельбе из лука. Наиболее известные игры: «Скачки», «Шар на земле», «Уральский мяч».

Современные игры Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других регионах РФ, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики. Континентальный климат края с его коротким летом и долгой суровой зимой так же отразился на тематике игр (например, игра «Рукавицу гнать»). Особо полюбились детям игры: «Игра в лодыжки», «Ястреб и утка», «Белое дерево».

Для народов Дагестана, где исторически сложилась особая система физического воспитания детей с присущими самобытными организационными формами и средствами в виде национальных игр, видов спорта, которая формировалась под влиянием условий быта, культуры, исторического наследия. Отличительной особенностью народных игр Дагестана является их тендерная дифференциация, что выражено в играх: « Игра во всадники», «Попади в камень», «Ножной мяч» [3] .

Современное общество переживает сложный этап политических и экономических событий, которые негативно влияют на взаимоотношения людей различных национальностей, истолковывая эти события в ракурсе национальной неприязни. Эта ситуация бумерангом отражается на воспитание подрастающего поколения. В этой связи особое внимание для всех организаторов мероприятий, связанных с включением игр и игровых заданий, следует уделять глубокому изучению истоков этого вида деятельности, сохранять и умножать богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрять национальные игры в современную физкультурно-спортивную работу.

Так, в детских оздоровительных центрах проводятся подвижные игры, способствующие укреплению здоровья детей, воспитанию у них чувства товарищества, взаимовыручки. Условия в детских оздоровительных центрах особенно благоприятны для самостоятельного применения любимых детьми подвижных игр, а так же игр под руководством вожатых, учителей физической культуры, педагогов.

Формы организации подвижных игр в детских оздоровительных центрах разнообразны. Игры планируются с учетом распорядка лагерного дня в сочетании с другими занятиями по физической культуре. Они проводятся во время утренней зарядки (под руководством инструктора), на сборах звеньев, отрядов (под руководством вожатых), как отдельные мероприятия между несколькими отрядами в лагере и самостоятельным порядком по инициативе детей.

В детских оздоровительных центрах, где собирается большой детский коллектив, они должны знакомить друг друга со своими национальными играми, что в свою очередь будет способствовать их взаимопониманию и дружескому отношению друг к другу.

Подвижные и спортивные игры входят в программы спортивных соревнований в форме «Веселых стартов», проводятся как самостоятельные встречи между командами на праздниках, между отрядами на прогулках, массовках.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения гимнастики, лёгкой атлетики, плавания, подвижных игр. Физические упражнения в сочетание с естественными силами природы и гигиеническими факторами способствуют закаливанию организма детей.
Педагогический коллектив летнего оздоровительного центра и инструктор физической культуры и спорта в организации физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками центра ориентируют детей на занятие тем или иным видом спорта или систем физических упражнений, которое удовлетворяло бы личностные потребности детей.

Правильное назначение этого наследия в жизни современного общества поможет содействию физического и духовного воспитания подрастающего поколения, сближению и взаимообогащению национальных культур.

Литература:

1. Гаврилова Л. Г. Подвижные игры в детских оздоровительных центрах: методическое пособие / Л. Г. Гаврилова, В. А. Овчаров, О. А. Сабуркина.— Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015.
2. Романов И. Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. Пособие для учителей — М. Интерпракс,1994.
3. Былеева Л. В., Игры народов СССР / Григорьев В. М.— Москва: Физкультура и спорт, 1985.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.06.2018)
Просмотров: 27 | Теги: народные, Подвижные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь