Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

А.А.Зданевич, Л.В.Шукевич

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Рассматриваются вопросы применения методики по развитию скоростных и координационных способностей средствами игровой направленности, способствующей улучшению двигательной подготовленности школьников 9-10 лет. Определены темпы развития скоростных и координационных способностей, оценён уровень двигательной подготовленности девочек и мальчиков экспериментальных и контрольных групп. Проведено сопоставление результатов двигательной подготовленности школьников 9-10 лет.

Ключевые слова: школьники, скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, показатели, выносливость, гибкость, балл, уровень, возраст.

 
В современном обществе приоритетным стало здоровье человека. Его установки на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как нормы жизни. Поэтому физическое воспитание детей является неотъемлемой частью всей учебной работы учреждений образования. Роль физического воспитания в учреждениях общего среднего образования (средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях) многогранна и разностороння [9]. Восприятие всё возрастающей разнообразной информации требует от современных школьников значительного напряжения внимания, памяти, высокого психоэмоционального напряжения.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, во многом обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В наши дни как никогда движения для школьников стали жизненно необходимыми. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь тем, что возможности человеческого организма огромны и реализовать их не всегда удаётся в полной мере. В последние годы отмечается ограничение двигательной деятельности школьников. Занятия физической культурой не носят тренировочного воздействия на организм школьников.

На сегодняшний день практически отсутствуют научно разработанные методики по развитию двигательных способностей школьников 9-10 лет на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье» и «Час здоровья и спорта» с учётом изменений, которые произошли в организации и содержании уроков, носящих только оздоровительный характер и не имеющих тренировочного воздействия на организм детей. Ранее разработанные методики по развитию двигательных способностей детей 9-10 лет, оказывающих определённое тренировочное воздействие, значительно устарели и не имеют должного эффекта.

Вопросы повышения эффективности и качества физического воспитания детей школьного возраста требуют дальнейшего развития и совершенствования, а также методики физического воспитания учащихся, изыскания новых эффективных путей, форм, средств повышения их всесторонней двигательной подготовленности.

Многие авторы отмечают, что цель физической культуры детей младшего школьного возраста заключается в гармоничном, всестороннем развитии физической культуры личности школьника, в необходимости подготовки детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность [1; 3; 5]. П. Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий [4].

В младшем школьном возрасте значительное внимание важно уделять развитию скоростных способностей, поскольку в детском и подростковом возрасте для этого имеются широкие возможности.

Методику развития скоростных способностей у младших школьников Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов условно делят на две части [10]. Это методика развития быстроты двигательной реакции и движений.
В. П. Байков уделяет большое внимание беговым упражнениям в физическом воспитании школьников [2]. М. И. Горшков предлагает применять упражнения, направленные на развитие различных двигательных способностей младших школьников [3]. Г. Ю. Фокин рекомендует использовать подвижные игры, которые направлены на развитие быстроты [8]. П. Н. Казаков отмечает, что важно выполнять игровые упражнения, но игровой материал должен занимать 50 % общего времени занятий [4]. По мнению Л. П. Матвеева, средства для развития скоростных способностей должны выполняться с предельной или околопредельной скоростью [5]. Аналогичной точки зрения придерживается и А. А. Гужаловский [1]. Н. Г. Озолин предлагает для развития скоростных способностей использовать пробегание отрезков от 20 до 40 м, они должны выполняться в небольшом объёме [6].

Учёные и практики признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения [1; 3; 5; 9; 10]. Координация (согласование) движений является необходимым условием высокопроизводительной двигательной деятельности, которая проявляется в умении последовательно соединять различные движения и их части. Развивать координационные способности у детей младшего школьного возраста целесообразно с помощью физических упражнений, в которых согласуются движения руками и ногами, упражнений в движении, игр с бегом, прыжками и метаниями, разнообразных упражнений с малым мячом.

Некоторые авторы рекомендуют для развития координационных способностей младших школьников использовать любые физические упражнения, имеющие новизну или определённую координационную сложность [1; 5; 10]. По мере автоматизации двигательного навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

Цель исследования — научно-методическое обоснование методики развития скоростных и координационных способностей школьников 9-10 лет на уроках физической культуры средствами игровой направленности.

Задачи исследования:
1. Исследовать состояние двигательной подготовленности школьников 9-10 лет.
2. Разработать методику развития скоростных и координационных способностей школьников 9-10 лет с использованием упражнений игровой направленности.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 22 г. Бреста Республики Белоруссии. В эксперименте приняли участие школьники 9-10 лет.

Были сформированы одна экспериментальная группа и одна контрольная. В экспериментальной группе применялась методика, направленная на развитие скоростных и координационных способностей у детей 9-10 лет средствами игровой направленности. В контрольной группе применялась программа с общепринятыми средствами физической культуры на занятиях (без целенаправленного развития скоростных и координационных способностей) [7].

Методическая составляющая проведённого исследования связана с разработкой методики развития скоростных и координационных способностей у детей в возрасте 9-10 лет на основе специально подобранных игр и игровых упражнений. Развивающая методика состояла из одного временного этапа (одной учебной четверти) и была рассчитана на трёхразовые занятия в неделю. Продолжительность одного занятия 45 мин. В каждом занятии использовалась программа определённой направленности по развитию скоростных и координационных способностей, в основной части урока (13-15 мин) для экспериментальной группы.

Сопоставим результаты, полученные до и после эксперимента, по десятибалльной шкале оценок, принятой в системе образования Республики Белоруссии, и определяющие уровень развития двигательных способностей детей 9-10 лет. Такое сравнение исходных и конечных результатов двигательной подготовленности контрольной и экспериментальной групп с имеющимися требованиями учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» позволяет судить о степени решения соответствующих учебных задач, об успехах в двигательной подготовленности занимающихся за экспериментальный период. Это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста и повышает объективность результатов учебной работы с этим контингентом занимающихся.

Анализ сопоставленных результатов и оценивание их по десятибалльной шкале двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп показал, что исходные показатели оцениваемых параметров у мальчиков контрольной группы, как правило, находились на низком уровне (6-минутный бег) или уровне ниже среднего (за исключением наклона вперёд из исходного положения сидя, выполнение которого достигло среднего уровня). В экспериментальной группе мальчиков наблюдается аналогичная картина (табл. 1).

Разработанная методика с направленностью на развитие скоростных и координационных способностей, как правило, игрового характера, позволила улучшить достижения мальчиков экспериментальной группы в их двигательной подготовленности. Показатели контрольных упражнений достигли среднего уровня развития.

Проведём такое же сопоставление показателей девочек контрольной и экспериментальной групп (табл. 2). Как следует из неё, показатели прыжка в длину с места в контрольной и экспериментальной группах девочек в начале эксперимента имели низкий уровень (4 балла). К концу эксперимента наблюдается повышение показателей в контрольной и экспериментальной группах до среднего уровня с оценкой в контрольной группе — 5 баллов, в экспериментальной — 6 баллов. Аналогичная картина наблюдается у девочек контрольной и экспериментальной групп в показателях челночного бега 4х9 м.

Показатели в беге на 30 м у девочек контрольной группы имеют уровень ниже среднего, с оценкой в 4 балла. В экспериментальной группе показатели в беге на 30 м имеют низкий уровень, с оценкой в 3 балла. К концу эксперимента интенсивный рост показателей наблюдается в экспериментальной группе и достигает среднего уровня, с оценкой в 6 баллов. В контрольной группе улучшения незначительные, но не достигают среднего уровня и остаются оценёнными в 4 балла, как и в начале эксперимента.

Таблица 1
Сравнительный уровень достижений в двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Таблица 2
Сравнительный уровень достижений в двигательной подготовленности девочек контрольной и экспериментальной групп

Исходные показатели теста «поднимание туловища из исходного положения лёжа за 30 с» у девочек контрольной и экспериментальной групп находились на уровне ниже среднего, с оценкой в 3 балла. Конечные результаты изменились, достигнув в контрольной группе 4 баллов, оставаясь на прежнем уровне развития. В экспериментальной группе их улучшение привело к среднему уровню, с оценкой в 6 баллов.

Необходимо отметить, что 6-минутный бег был сложным испытанием для детей этого возраста, поэтому их достижения невысокие и соответствуют оценке в 1 и 2 балла. Возможно, это связано с тем, что ранее 6-минутный бег при сдаче тестов не применялся. Обычно им предлагали беговую дистанцию 800 м.

За период эксперимента улучшение результатов произошло таким образом: в контрольной группе девочек показатели достигли уровня ниже среднего (4 балла), в экспериментальной группе достижения оценены 6 баллами при среднем уровне развития.

Из всех применяемых нами тестов исходные показатели девочек в наклоне вперёд из исходного положения сидя, характеризующих уровень развития гибкости, находились на среднем уровне развития в обеих группах и оценены 5 баллами. К концу эксперимента уровень развития гибкости остался на прежнем уровне.

Таким образом, проведённое исследование по развитию скоростных и координационных способностей школьников 9-10 лет свидетельствует, что подобранные упражнения игрового характера и целенаправленно систематически применяющиеся в процессе физического воспитания школьников этого возраста приводят к эффективному развитию других двигательных способностей, за исключением качества гибкости, для которого следует подбирать специальные упражнения, улучшающие подвижность в суставах.

Список литературы

1. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск : Народ. асвета, 1978. - 88 с.
2. Байков, В. П. Главное упражнение жизни — бег / В. П. Байков // Физ. культура в шк. - 2006. - № 5. - С. 19.
3. Горшков, М. И. О развитии физических качеств / М. И. Горшков // Физ. культура в шк. - 2002. - № 1. - С. 19.

4. Казаков, П. Н. Футбол : учеб. для ин-тов физ. культуры / П. Н. Казаков. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.
5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладные формы физической культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
6. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
7. Физическая культура и здоровье. I-IV классы : учеб. программа для общеобразоват. учреждений / Нац. ин-т образования. - Минск, 2012. - 159 с.
8. Фокин, Г. Ю. Уроки лёгкой атлетики в начальной школе / Г. Ю. Фокин // Физ. культура в шк. - 2000. - № 4. - С. 14-16.
9. Фомин, Н. А. Основы возрастной физиологии спорта / Н. А. Фомин. - Челябинск, 1973. - 165 с.
10. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2010. - 480 с.

Для цитирования: Зданевич, А. А. Развитие скоростных и координационных способностей школьников в возрасте 9-10 лет средствами игровой направленности / А. А. Зданевич, Л. В. Шукевич // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 32-37.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (22.09.2017)
Просмотров: 90 | Теги: игровая направленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь