Пятница, 09.12.2016, 16:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИГРА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ

Д.А.Брюханов, Е.Н.Колесниченко

ИГРА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами мотивации юных спортсменов к занятиям греблей на байдарках и каноэ. Изложен опыт, полученный в ходе организации учебно-тренировочных занятий по гребле на основе использования игрового метода. Приведены примеры игр и игровых заданий, рекомендуемых к использованию в подготовке юных гребцов. Выявлены доминирующие мотивы к занятиям греблей на байдарках и каноэ у детей 10-12 лет.

Ключевые слова: гребля, байдарка, каноэ, игра, тренировка, мотивация.


Повышение массовости различных видов спорта, привлечение современных подростков к занятиям спортом являются одними из приоритетных задач современного общества. Наша региональная система подготовки гребцов в настоящее время испытывает ряд проблем. Некоторые из которых напрямую зависят от слабой мотивированности детей к занятиям греблей. Изучение особенностей мотивации детей к занятиям гребным спортом является вполне актуальной проблемой теории и практики гребли на байдарках и каноэ. В специальной литературе имеется множество фактов, указывающих на эффективность использования игр в подготовке спортсменов различных специализаций [1; 2; 3; 5], однако в литературе по гребному спорту нет рекомендаций и данных по их использованию в тренировочном процессе гребцов. Устранение этого пробела делает нашу работу, несомненно, актуальной.

Исследование проводилось на базе ГКУ СДЮСШОР и ГАУ ВО ЦСП по гребным видам спорта г. Волгограда. В эксперименте приняли участие 30 подростков 10-12 лет, начинающих заниматься греблей на байдарках.

Первый этап нашего исследования был посвящен разработке и поиску игровых ситуаций, используемых в организации тренировочных занятий юных гребцов. На основе изучения литературных источников [4; 6; 7] и анализа практического опыта работы тренеров по гребле на байдарках и каноэ, нами был выявлен ряд игр рекомендуемых к применению и используемых в практике подготовки гребцов на байдарках. Многообразие этих игр простирается от четко организованных, ограниченными строгими рамками соревновательных правил, до спонтанно возникших игровых форм, правила которых весьма подвижны и ориентированы на возможности и возраст участников. Всего нами выявлено 28 игр и игровых заданий для использования при подготовке начинающих гребцов в экспериментальной группе [8].

Определение начального уровня мотивации подростков к занятиям гребным спортом нами проводилось по методике "Изучение мотивов занятий спортом", разработанной В.И. Тропниковым. Полученные результаты мы обобщили на рисунках 1 и 2, где видно, что основными мотивами занятия гребным спортом подростков являются и в контрольной, и в экспериментальной группе мотивы общения и физического совершенствования.

После использования в течение двух с половиной месяцев в тренировочном процессе экспериментальной группы различных видов игровых ситуаций [8] мы провели повторное тестирование. В результате было выявлено, что основным мотивом занятия гребным спортом подростков являются в контрольной группе мотивы общения и физического совершенствования, а также мотив повышения престижа и авторитета. В экспериментальной группе на первое место выдвигаются мотивы коллективистской направленности, общения и физического совершенствования.

После шести месяцев проводимого эксперимента нами вновь проведено тестирование. Результаты оказались следующими: основным мотивом занятиями гребным спортом подростками в контрольной группе являются физическое совершенствование, общение, а также мотив повышение престижа и авторитета. В экспериментальной группе на первое место выдвигаются мотивы физического совершенствования, повышение престижа и авторитета, направленность к коллективизму (рис. 1, 2).
 

Рис. 1. Динамика мотивации занимающихся контрольной группы

Как видно из динамики изменения различных групп мотивов, направленность этих мотивов и в контрольной, и в экспериментальной группе не имеет каких-либо существенных расхождений. Однако в экспериментальной группе те же самые мотивы выражены более интенсивно, чем в контрольной группе (рис. 1, 2). Исключением является мотив "общение", который у занимающихся экспериментальной группы к концу эксперимента показал прирост значимости от 4,0 до 4,7 баллов, а в контрольной группе снизил свои показатели с 4,2 до 3,9 баллов.

Вместе с тем необходимо отметить, что материальные блага не являются преобладающим мотивом занятий гребным спортом подростками ни контрольной, ни экспериментальной групп.
 

Рис. 2. Динамика мотивации занимающихся экспериментальной группы

Помимо исследования динамики мотивации подростков к занятиям гребным спортом, нами анализировалась посещаемость тренировок гребцами контрольной и экспериментальной групп. Так, на заключительном этапе эксперимента посещаемость гребцов экспериментальной группы, т.е. той в которой работа строилась на использовании игр, оказалась выше на 8,9%, чем в контрольной. За данный период в каждой группе было проведено 52 учебно-тренировочных занятия, которые в общей сложности посетили: в контрольной группе - 617 человека, а в экспериментальной группе - 676 человек. В процентном отношении от максимально возможного показателя посещаемости в 780 человек, посещаемость контрольной группы составила 79,1%, а экспериментальной - 86,7%. Разница в 7,6%, на наш взгляд, является результатом включения в работу экспериментальной группы игровых заданий.

Литература

1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебное пособие / Т. П. Авдулова. - М.: Изд. центр "Академия", 2012. - 238 с.
2. Брюханов, Д. А. Совершенствование методики обучения гребле на байдарках и каноэ на основе использования комплекса специальных упражнений / Д. А. Брюханов, Д. С. Петров // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 2 (35). - С. 146-148.
3. Корнилов, Ю. П. Некоторые особенности методики развития быстроты в гребле на байдарках и каноэ / Ю. П. Корнилов, А. М. Гребенников, Д. А. Брюханов // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 4-2 (33). - С. 136139.
4. Корольков, А. Н. Характеристика антропоморфологических показателей юных и молодых гребцов на байдарках и каноэ / А. Н. Корольков, Г. Н. Германов, Д. С. Зудилина, И. А. Сабирова, С. В. Седоченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 97-104.
5. Младенцева, О. А. Мотивы занятий спортивной деятельностью учащихся младших классов / О. А. Младенцева, Е. В. Тяглова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - №2 (8). - С. 63-66.
6. Овечкин, Д. Г. Занятия физическими упражнениями в воде для дошкольников / Д. Г. Овечкин, И. М. Сазонова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 11. - С. 79-80.
7. Сыграем в «охоту на лис»: по материалам зарубежной печати // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10. - С. 30.
8. http://volgak2.narod.ru/igryvlodke Интернет-сайт Волгоградской школы гребли.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.05.2016)
Просмотров: 86 | Теги: каноэ, байдарка, гребля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016