Среда, 12.12.2018, 05:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Идеи олимпийского движения в формировании ценностных ориентаций у юных спортсменов

А.А.Ерошенко, К.В.Чаплынская

Идеи олимпийского движения в формировании ценностных ориентаций у юных спортсменов

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования нравственной сферы у спортсменов. Представлены результаты диагностики и коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, юные спортсмены, анализ конкретных ситуаций.

 

Формирование нравственной сферы интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте, что так же проявляется в развитии ценностных ориентаций, являющемся значимыми для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека (Б. Г. Ананьев, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ольшанский, В. А. Ядов) [2] .

Формирование ценностных ориентаций может проходить на разных возрастных этапах. Ценностные ориентации конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, социальных групп, в которые она входит и для спортсменов, особенно юных, важным примером являются родители и тренер.

В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений, но важным аспектом является и духовно-нравственное развитие. Если с самого начала спортивной карьеры не заниматься нравственным развитием, то возможно формирование в ценностной структуре юных спортсменов элементов душевной черствости, грубости, жестокости. С приближением к спорту высших достижений среди отрицательных качеств личности, могут доминировать высокомерие, низкий уровень общей культуры, отсутствие духовных запросов, корыстолюбие, неразвитое гражданское сознание, недооценка национальных интересов страны, пренебрежение чувством чести.

Тренеру необходимо уметь исправлять духовный вакуум, следствием которого стали нарастание бездуховности и безнравственности в обществе, ясно понимать, что произошел кризис духовно-эстетических ценностей, кризис национальной культуры. Сегодня у молодых людей наблюдается дефицит таких качеств личности, которые оказывают интегрирующее воздействие на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи. К ним относятся долг, гражданственность, патриотизм, дисциплина, ответственность и т.п.

Процесс становления личности характеризуется направленностью отношений к общечеловеческим ценностям, поэтому формирование ценностных ориентаций личности юного спортсмена — это, прежде всего, воспитание отношения к сущности человека. [1]

Таким образом, нами была разработана программа формирования ценностных ориентаций у юных спортсменов. Целью данной программы являлось изучение ценностных ориентаций у юных спортсменов на разных возрастных этапах и их развитие в условиях групповой работы. Программа основывалась на применении методов активного социально-психологического обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, метод групповых дискуссий и др.).

При разработке программы особое внимание уделялось отбору и применению конкретных ситуаций взятых из жизни спортсменов, добившихся высоких результатов в спорте, При этом мы обращали внимание на то, чтобы подобного рода ситуации отвечали ряду требований:

• могут быть применены на разных возрастных этапах;

• должны вызывать положительные эмоциональные отношения;

• в ситуациях представлены конкретные факты, которые могут способствовать формированию идеальных образов и представлений о спортсмене;

• ситуации должны выполнять мотивирующую функцию и др.

Таблица 1.
Примерные ситуации для развития ценностных ориентаций

Примерные ситуации представлены в таблице 1.

Программа рассчитана на 10 занятий в форме соци- ально-психологичекого тренинга, в которую включено применением диагностических методик (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева, написание сочинений «Спортсмен на которого бы я хотел быть похож», «Мои идеалы в спорте»), проведение коррекционно-развивающих занятий.

Нами была проведена методика ценностных ориен- таций М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева. Проведенное исследование показало, что у юных спортсменов наибольшее значение (высокие ранги) набрали общечеловеческие ценности (любовь, счастливая семейная жизнь, равенство) и личностные характеристики (воспитанность, самостоятельность, смелость в отстаивании собственного мнения, ответственность), что может свидетельствовать о низкой значимости этих качеств. Для юных спортсменов более значимыми являются ценности, которые могут служить показателями внешней успешности (общественное признание, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь, удовольствие). Возможно из-за занятий спортом ценности независимость, исполнительность, самоконтроль, широта взглядов у них высокозначимы.

В связи с данными диагностики, коррекционо- развивающие занятия были ориентированы на работу с теми ценностями, чей ранг был высок (т.е. менее значим для юного спортсмена).

На данном этапе проводится обработка повторных диагностических исследований и делаются выводы. Составляются психолого-педагогические рекомендации тренерам юных спортсменов, которые были задействованы в программе.

Таким образом, нами была представлена попытка формирования ценностных ориентаций у юных спортсменов. Особое внимание уделялось развитию таких ценностей как равенство, смелость в отстаивании собственного мнения, ответственность.

В дальнейшем планируется изучение и сравнение ценностных ориентаций спортсменов на разных возрастных этапах и разработка рекомендаций для тренеров, родителей, педагогов и других заинтересованных лиц.

Литература:

1. Кузьменко А. Г. Формирование ценностных ориентаций юных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Кузьменко. — Якутск, 2000.— 19 с.
2. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности/ Д. А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии (Известия Таганрогского государственного радио — технического университета) .— 2005.— № 7. С. 16-21.
3. Плугатырева Е. О. Ценностные ориентации, как один из основных компонентов структуры личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ tsennostnye-orientatsii-kak-odin-iz-osnovnyh- komponentov-struktury-lichnosti (дата обращения: 30.05.2016)
4. Слободчиков Виктор Иванович, Черникова Тамара Васильевна Проектирование системы духовно-нравственного воспитания школьников на основе возрастно-нормативной модели развития // Известия ВГПУ. 2012. № 11. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/proektirovanie-sistemy-duhovno- nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov-na-osnove- vozrastno-normativnoy-modeli-razvitiya (дата обращения: 30.05.2016).

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.05.2018)
Просмотров: 105 | Теги: спортсмен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь