Вторник, 20.02.2018, 16:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

HTML-ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

А.Ю.Илясова, кандидат педагогических наук, И.А.Подгорная
Волгоградская государственная академия физической культуры

HTML-ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Статья посвящена учебно-исследовательской работе студентов физкультурных вузов с применением современных информационных технологий. Приведены примеры проектирования web-страниц, содержащих информацию в виде иллюстративных материалов на основе инфографики. Отмечена роль подобных проектов в процессе формирования информационной компетентности студентов.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа студента; информационные технологии; проект; web-страница; инфографика.

Общество на современном этапе развития заинтересовано в высококвалифицированных специалистах, которые свободно владеют информационными технологиями, могут проявлять инициативу и творческую самостоятельность, способны развиваться и самосовершенствоваться в избранной профессиональной деятельности. В свете вышесказанного особое значение приобретает учебно-исследовательская работа студента (УИРС), которая требует от обучаемых активной деятельности, решения нестандартных проблем (задач) с использованием известных знаний и умений и выработкой своих теоретических знаний и практических умений.

Студент в процессе УИРС овладевает методами поисковой деятельности на основе информационных процессов; активизирует творческое мышление, используя различные приемы самостоятельной работы [7; 9].
УИРС - это начальная обязательная ступень творческого подхода к учебному процессу, а в будущем - к творческому подходу в профессиональной деятельности [6].

Поскольку в настоящее время поиск информации производится с помощью поисковых систем информационно-телекоммуникационной сети Интернет, то в процессе УИРС совершенствуются навыки работы с информацией в глобальных компьютерных сетях, умения отбирать интернет-ресурсы, оценивать их качество и достоверность, то есть формируется информационная компетентность студентов [2; 3; 5; 8].

Интернет сегодня является неотъемлемым атрибутом соревнований высокого уровня, в том числе и Олимпийских игр. Вся информация организационного характера для спортсменов и тренеров, познавательного и справочного - для зрителей, комментаторов и молодых спортсменов, а также непосредственно on-line трансляция соревнований реализуется в виде web-сайтов различного назначения (МОК, спортивные порталы, web-ресурсы и т.д.). Кроме этого, Интернет играет большую роль и в деле пропаганды спорта и здорового образа жизни.

Выпускник физкультурного вуза должен владеть «навыками создания агитационно-пропагандистских материалов на основе ИКТ по привлечению населения к занятию спортом» [1, с.16], «методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта в культурно- просветительской деятельности» [1, с.16].

УИРС на кафедре естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» (ВГАФК) была организована в форме HTML-проектов на основе изучения дисциплины по выбору "Телекоммуникационные технологии в спорте" [4]. Данные проекты представляют собой иллюстративные материалы в виде web-страниц, содержащих информацию об олимпийских чемпионах ВГАФК, и реализуются в четыре этапа.

На первом этапе был проведен анализ web-сайтов, посвященных олимпийским чемпионам Волгоградской области. Так, по запросу "Елена Исинбаева" было получено 578000 ответов, из которых релевантными, то есть отвечающими запросам пользователя, оказалось около 100. Это те Интернет-ресурсы, которые содержат информацию непосредственно о самой олимпийской чемпионке и ее спортивных достижениях. Однако отметим, что найденные ресурсы содержат в большинстве своем информацию текстового характера, что не позволит быстро получить ответ на интересующий вопрос. При запросе "Олимпийские чемпионы Волгоградской области" был получен 1 релевантный ответ, содержащий список участников и олимпиоников, начиная с Олимпийских игр в Мельбурне в 1956 г. (http://rammstein.volgograd.biz/). Запрос "Олимпийские чемпионы ВГАФК" возвращает 84000 ответов, однако, помимо информации, представленной на сайте академии, найти ничего не удалось.

На втором этапе создания HTML-проекта была отобрана информация по каждому из олимпийских чемпионов ВГАФК и представлена в программе Power Point в виде иллюстративных материалов на основе инфографики [10] (рис. 1).

Сегодня инфографика используется в совершенно разных областях: науке, образовании, журналистике, спорте и т.д. Она превращает информацию в удобную для восприятия и запоминания схему, диаграмму или иллюстрацию. В таком виде данные воспринимаются значительно лучше и запоминаются быстрее. Инфографика помогает продемонстрировать тенденцию, выявить статистику, показать существующие связи и др. Обычные изображения обладают низкой вариативностью по выбору последовательности восприятия фрагментов, информация представляется линейно, в противном случае разрушается структура и целостность источника информации и ведет к ее искажению. Инфографика же имеет многослойный характер и подвижную структуру, превращая получателя информации в соавтора, и обладает большим разнообразием видов.

Рис. 1. Макет инфографики для Елены Исинбаевой в программе Power Point

Как видно из рис. 1 иллюстративный материал включает в себя: главные вехи биографии спортсмена, его достижения, награды и звания. Кроме этого, обязательно указывается вид спорта и другая важная информация, характерная для каждого конкретного спортсмена. Например, для Елены Исинбаевой - количество мировых рекордов и тот факт, что она неоднократно становилась обладателем национальной спортивной премии "Слава" (рис. 1). Для Ольги Бондаренко - титул 8-кратной чемпионки СССР в кроссе и беге на 3000 м, 5000 м и 10000 м (рис. 3).

На третьем этапе с помощью языка разметки гипертекста HTML в программе Блокнот был создан web-сайт «Чемпионы игр Олимпиад», содержащий web-страницы по каждому из чемпионов на основе полученных ранее макетов инфографики. На главной странице сайта представлены все олимпийские чемпионы ВГАФК, а также чемпионы Паралимпийских и Сурдлимпийских игр (рис. 2). Для просмотра информации по каждому из чемпионов (рис. 3) достаточно щёлкнуть мышью по фото спортсмена.

Рис. 2. Фрагмент главной страницы web-сайта «Чемпионы игр Олимпиад»

На четвёртом этапе созданные иллюстративные материалы были размещены на официальном сайте ВГАФК в разделе «Доска почета». Просмотреть результаты УИРС научного кружка кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий можно по ссылке: http://www.vgafk.ru/info/leaderboard/t/.

Рис. 3. Web-страница, посвящённая Ольге Бондаренко

Опыт УИРС в форме HTML-проектов показывает, что студенты ВГАФК с большим интересом выполняют предложенные задания. Считаем, что создание подобных проектов способствует не только популяризации Олимпийского движения, но и пропаганде здорового образа жизни среди населения.

Литература

1. Данильчук Е.В., Илясова А.Ю. Модель формирования информационной компетентности бакалавров по физической культуре в процессе обучения информатическим дисциплинам // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5 (100). - С. 90-96.
2. Илясова А.Ю. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в цикле информатических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Волгоград, 2016. - 27 с.
3. Илясова А.Ю. Методические аспекты формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в курсе информатики в вузе // Информатизация образования-2014: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 23-26 апр. 2014 г.). - Волгоград: Перемена, 2014. - С. 142-145.
4. Илясова А.Ю. Практикум по дисциплине «Телекоммуникационные технологии в спорте». - Волгоград: ВГАФК, 2016. - 93 с.
5. Илясова А.Ю., Данильчук Е.В. Формирование информационной компетентности будущих тренеров по видам спорта в физкультурном вузе // Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Удмуртского государственного университета. - Ижевск, 2016. - С. 51-56.
6. Илясова А.Ю., Подгорная И.А. Роль творчества в развитии информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту // Актуальные проблемы и пути совершенствования подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта: сборник научных работ, посвященный 50-летию Волгоградской государственной академии физической культуры. - Волгоград: ВГАФК, 2010. - С. 40-41.
7. Подгорная И.А. Самостоятельная работа студентов физкультурных вузов в цикле информатических дисциплин // Инновационные технологии в профессиональной подготовке специалиста в сфере физической культуры и спорта: материалы Междун. науч.-метод. конференции (г. Волгоград, 24-25 мая 2016 г.). - Волгоград: ВГАФК, 2016. - С. 96-100.
8. Хованская Т.В., Подгорная И.А. Опыт формирования информационной компетентности физкультурно-спортивных кадров // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы заочной IX международной научно-практической конференции (12-13 сентября 2016 г.). - North Charleston, США, 2016. - С. 66-68.
9. Широбакина Е.А., Сандирова М.Н., Подгорная И.А. Организация самостоятельной работы студентов физкультурных вузов в аспекте информационной компетентности // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 1. - С. 46.
10. Широбакина Е.А., Стеценко Н.В., Лущик И.В. Инфографика как социальный проект по пропаганде физической культуры и спорта среди молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3. - С. 63-65.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (22) - 2017

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (30.01.2018)
Просмотров: 26 | Теги: информационные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь