Вторник, 19.09.2017, 14:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА II ГРУППЫ З

Н.Н.Викулова, П.П.Первушин

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА II ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Дана оценка эффективности расширенного применения средств адаптивной физической культуры у детей, относящихся к подготовительной медицинской группе здоровья, в условиях общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, подготовительная медицинская группа, дозированная физическая нагрузка.

 
Здоровье нации во многом определяется состоянием здоровья подрастающего поколения. Однако в настоящее время отмечается резкое ухудшение соматического здоровья детей. Согласно официальным данным, заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50 %. В России в 2009 г. основную группу здоровья (здоровые дети) имели лишь 12 % школьников, подготовительную (функциональные отклонения) в зависимости от возраста —50-70 % детей и специальную медицинскую группу (хронические заболевания) 22 % школьников до 14 лет [5]. Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но и психического, физического развития ребёнка [2]. Направленное использование физической культуры на протяжении первых лет жизни является начальным и важным звеном в системе мер по сохранению и укреплению здоровья детей [3]. Одним из новых направлений в педагогической деятельности учителя и методиста физкультуры является адаптивная физическая культура (АФК), изучающая аспекты физического воспитания детей и подростков, которые в связи с перенесёнными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического образования. В основу АФК положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию детей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни [1]. По данным различных литературных источников, дети, имеющие сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям и ослабленный уровень иммунной защиты, относятся ко второй группе здоровья и требуют более пристального внимания специалистов, нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий.

В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение возможности применения средств АФК с целью повышения уровня функциональных резервов детей младшего школьного возраста, относящихся ко II группе здоровья.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели нами были обследованы 20 девочек 9-10 лет, относящиеся ко II группе здоровья. Все обследуемые были разделены на две группы по 10 человек. В контрольной группе использовали комплекс ЛФК, предназначенный для подготовительной группы, в объёме урока физического воспитания школы 3 раза в не - делю. В экспериментальной группе такой комплекс оздоровительной гимнастики был дополнен дыхательной гимнастикой 3 раза в неделю, утренней гимнастикой, проводимой ежедневно, дозированной ходьбой и климатотерапией ежедневно в течение двух месяцев.

В соответствии с задачами исследования до и после окончания эксперимента была проведена экспресс-оценка уровня соматического здоровья детей по методике Г. Л. Апанасенко (1985), оценка функционального состояния кардиореспираторной системы (ЧСС, АД, пробы Штанге и Генчи), а также уровня тревожности по тесту Тейлора [4].

Результаты и их обсуждение. Как показали фоновые исследования, уровень соматического здоровья детей контрольной и экспериментальной групп до начала занятий соответствовал низкой оценке, достоверных различий показателей не выявлено (p > 0,05). Анализ психоэмоционального состояния детей выявил, что 60 % детей обеих групп имели высокий уровень тревожности, 40 %—средний.

Анализ динамики показателей экспресс-оценки уровня соматического здоровья, проведённый после курса АФК, выявил более выраженные позитивные изменения жизненного индекса на 11,8 % (p < 0,01), силового индекса на 9,5 % (p < 0,05), индекса Робинсона на 17,8 % (p < 0,05) и индекса Руфье на 23 % (p < 0,05) у детей экспериментальной группы по сравнению с результатами, полученными в контрольной группе. Кроме того, наблюдалось значительное улучшение показателей проб Штанге на 11,5 (p < 0,01) и Генчи на 21,5 % (p < 0,01). Изменился и уровень тревожности у девочек экспериментальной группы: у 90 % детей выявлен средний уровень тревожности, повышенную тревожность имели только 10 % детей. В контрольной группе изменения менее выражены.

Таким образом, проведённое корригирующее воздействие в экспериментальной группе имело более высокий оздоровительный эффект по сравнению с двигательным режимом детей, занимающихся в объёме часов, предусмотренных общеобразовательной школой. Регулярная дозированная физическая активность стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствует функциональной адаптации детей к возрастающим физическим нагрузкам с повышением резервов его жизнеспособности и работоспособности [6].

Полагаем, что широкое использование средств адаптивной физической культуры, включающих занятия оздоровительной и дыхательной гимнастикой, утреннюю гимнастику, дозированную ходьбу и климатотерапию, значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий у детей, относящихся ко II группе здоровья.

Список литературы

1. Адаптивная физическая культура / под ред. Н. Н. Чеснокова.- М. : Медицина, 2001.- 349 с.
2. Блинова, Н. Г. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития / Н. Г. Блинова // Физиология человека.-1994.-Т. 20, № 5.- С. 46-50.
3. Копылов, Ю. А. Физическое воспитание младшего школьника в семье / Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Н. В. Полянская.- М. : Вентана-граф, 2002.142 с.
4. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. - М. : Просвещение, 1985.- 319 с.
5. Николаев, В. Р. Тренироваться и быть здоровым / В. Р. Николаев // Физ. культура в шк.- 2007.- № 5.- С. 75-79.
6. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. - М. : Медицина, 1991.- 96 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (19.06.2017)
Просмотров: 22 | Теги: адаптивная физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь