Воскресенье, 26.02.2017, 15:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРНИКОВА И.В.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
философии, истории и социальных наук Балтийской
государственной академии рыбопромыслового флота
 


ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 


Воспитание как предмет научного зна-
ния в течение последних двух десятилетий в
России официально не только не приветство-
валось, но и последовательно дискредитиро-
валось со стороны управленческих структур.
Многие педагоги-теоретики, вслед за чинов-
никами, сочли, что термин «воспитание» не-
обходимо извлечь и удалить. Имеющие место
попытки  фрагментарной  трактовки  понятия
«воспитание» в духе минимизированных под-
ходов, например, психотехник, умаляют мно-
гокомпонентное  содержание  этого  духовно-
практического феномена.
Возможно, ответом на кризис духовных
практик  в  процессе  образования  вузовской
молодёжи  может  стать  активизация  внутри
нации  ее  философской  составляющей,  в  на-
шем  случае  философии  воспитания  и  об-
разования,  в  частности,  профессионального
образования.  Несмотря  на  общий  кризис,  в
условиях  предпринимаемых  попыток  в  госу-
дарстве демократизировать общество, в каче-
стве приоритетной цели перед вузами можно
и нужно ставить следующую: развитие граж-
данственности у будущих специалистов как их
профессиональной компетенции. Однозначно
эта цель является префигуративной, предпо-
лагает, в частности, ее адаптивность в совре-
менной культуре. Важнейшим для вуза и пе-
дагогики является новый подход к структуре и
содержанию воспитательного процесса, кото-
рый должен учитывать все реалии нынешнего
времени,  обеспечивать  обществу  гарантиро-
ванный  результат,  отвечающий  обществен-
ным ожиданиям в воспитании человека.
Этот подход не может не предусматри-
вать как одну из основных сфер учебно-вос-
питательного процесса в вузе - профессио-
нальное гражданское воспитание. Отметим,
что  субъективные  усилия  педагогов  опре-
деляют успех в воспитании гражданина. Но
решающая  роль  здесь  принадлежит  объек-
тивным процессам, прежде всего, демокра-
тизации  и  гуманизации  общества.  Однако
ждать, пока сформируется новое поколение,
вуз не имеет права. Уже сегодня можно ак-
тивно включиться в процесс преобразования
общества, участвовать в нем через реализа-
цию нового содержания воспитания гражда-
нина в контексте формирования профессио-
нального качества будущего бакалавра или
магистра, специалиста.
Необходимо  отметить  ряд  первооче-
редных задач для решения данной социаль-
но-педагогической  проблемы,  которые  по-
зволяет обеспечить процесс формирования
гражданственности  как  профессиональной
компетенции:  а)  разработка  содержания
гражданского  воспитания  в  связи  с  преоб-
разованиями  в  социально-экономической,
идеологической  и  духовной  сферах  жизни
общества;  б)  ориентированность  на  раз-
витие  целостной  личности  в  интеллекту-
альной,  эмоционально  насыщенной  жизни
вуза;  в)  интеграция  ряда  курсов  высшей
школы в системе гражданского воспитания;
г) создание единой системы знаний.
Элементами  этой  системы  могут
стать  исторические,  философские,  этиче-
ские,  юридические,  экономические,  эколо-
гические  междисциплинные  связи;  знания
о культуре межнационального общения; во-
просы религии; подготовка к семейной жиз-
ни;  профилактика  пьянства,  наркомании,
СПИДа, другие вопросы, относящиеся к про-
паганде здорового образа жизни; проблемы
современной  молодежной  культуры;  раз-
работка принципов организации деятельно-
сти вузовского коллектива: познавательной,
трудовой,  общественной,  художественной,
досуговой, физкультурно-спортивной, обще-
ния и пр.
Конечный  результат  формирования
профессиональной гражданственности - ак-
тивная жизненная позиции выпускника вуза
как  профессиональная  компетенция  бака-
лавра, магистра, специалиста. Он состоит в
том,  что  человек  постоянно  чувствует  себя
гражданином Родины. Ему должен быть чужд
индивидуалистический  принцип  «меня  это
не  касается».  Активная  жизненная  позиция
- это позиция гуманиста, личности: не оста-
ваться в стороне, помогать всюду, где нужна
помощь, вступать в борьбу с отрицательны-
ми явлениями, утверждать справедливость и
демократизм  в  общественной  жизни,  честь
и  достоинство  каждого  человека.  Понятие
«гражданин»  предполагает  определенную
систему взаимосвязей между государством
и гражданином, обществом и личностью на
основе  создания  совокупности  взаимных
обязательств.  Часть  этих  обязательств  мо-
жет быть реальной, практического порядка,
часть - идеальной. Расстояние между этими
частями может быть определено эффектив-
ностью системы воспитания.
Принадлежность  лица  к  какому-либо
государству,  или  правовую  и  политическую
связь личности с государством, принято на-
зывать  гражданством.  Существенными  яв-
ляются правовые последствия гражданства,
имеющие следующие показатели: к челове-
ку  как  к  гражданину  направлены  правовые
установления,  законы  данного  государства,
правила и нормы человеческого общежития;
человек  как  гражданин  обладает  опреде-
ленными  правами  и  свободами,  предусмо-
тренными законами, в первую очередь Кон-
ституцией;  человек  как  гражданин  наделен
определенными обязанностями, выполнение
которых для него обязательно и не зависит
от его желаний и устремлений; человек как
гражданин получает право на защиту досто-
инства и чести со стороны государства как
внутри, так и за пределами данного государ-
ственного образования; человек как гражда-
нин  становится  полноправным  участником
правовой,  политической,  экономической
жизни  общества;  изначально  предостав-
ленное  каждому  члену  государства  равен-
ство перед законами и другими правовыми
установлениями; действие принципа равно-
го гражданства, или отсутствие каких бы то
ни было различий, ограничений в правовом
статусе гражданина в зависимости от того,
как и когда приобретено гражданство.
Рассмотрим  более  подробно  компо-
ненты  (содержательные  и  процессуальные
аспекты) процесса формирования граждан-
ственности в контексте гражданского воспи-
тания как системы:
1.  Цель  гражданского  воспитания  -
воспитание  гражданина  демократического,
свободно  развивающегося  и  обеспечиваю-
щего всех равными правами и обязанностя-
ми, свободами государства.
2.  Содержанием  гражданского  воспи-
тания является формирование совокупности
социально  детерминированных  и  значимых
для личности гражданских качеств, интери-
оризация которых способствует свободному
развитию гражданина демократического го-
сударства.
3.  Задачи  гражданского  воспитания
включают в себя множественные элементы.
Выделение содержательных и процессуаль-
ных компонентов гражданского воспитания в
данном случае не является самоцелью. Оно
осознано необходимостью объективации ис-
ходных и имеющих тенденцию к изменению
элементов и их объединению в одну систему.
Обоснование процесса гражданского воспи-
тания подрастающих поколений как системы
имеет ряд общеметодологических и частных
аспектов.
Во-первых,  образовательно-воспита-
тельный процесс в его целостном проявлении
представляет собой сложноорганизованный
объект  со  своими  связями,  взаимоперехо-
дами  и  взаимозависимостями,  состоящий
из определенного (к моменту рассмотрения)
количества подсистем. Во-вторых, присущие
образовательно-воспитательному  процес-
су  такие  характеристики,  как  целостность,
интегративность,  организованность,  слож-
ность  органически  проецируются  и  на  его
подсистемы.
Данное  утверждение  дает  основание
рассматривать гражданское воспитание как
подсистему более крупной единицы - обра-
зовательно-воспитательного  процесса  при
осуществлении  общих  подходов  -  и  как  си-
стему при конкретном подходе как к объек-
ту, функционирующему самостоятельно.
Доказательность  такого  подхода  под-
тверждается  рядом  аргументов,  которые
выводятся  из  объективных  и  специфиче-
ски  присущих  гражданскому  воспитанию
свойств.
Во-первых,  это  реальность  существо-
вания гражданского воспитания, его элемен-
тов,  результатов.  Во-вторых,  обусловлен-
ность  гражданского  воспитания  конечными
целями такого более сложного образования,
как  образовательно-воспитательный  про-
цесс. В-третьих, наличие такого важного эле-
мента, как открытость системы гражданско-
го  воспитания,  проявляющегося  рельефно
во взаимовлияниях ее со средой. Сущность
этих влияний в практическом плане сводит-
ся к тому, что совершенствование процесса
гражданского  воспитания  объективно  от-
ражается  на  совершенствовании  среды  и
наоборот. В-четвертых, наличие такого при-
знака,  как  интегративность,  указывает  на
сложность  и  определенную  иерархичность
составляющих  частей  гражданского  воспи-
тания.  В-пятых,  анализ  внутренней  органи-
зации  процесса  гражданского  воспитания
позволяет говорить о функционировании его
как  целого,  являющегося  частью  и  элемен-
том другого целого.
Определение  гражданского  воспита-
ния  как  системы  позволяет  использовать
применительно к нему общепринятую харак-
теристику педагогической системы как сово-
купности взаимосвязанных средств, методов
и процессов, необходимых для создания ор-
ганизованного,  целенаправленного  и  пред-
намеренного  педагогического  влияния  на
формирование  личности  с  заданными  каче-
ствами и перейти к системному анализу дан-
ного педагогического явления с точки зрения
его  общих  и  специфических  свойств.  Мы
предлагаем  рассматривать  гражданствен-
ность бакалавра, магистра, специалиста как
его профессиональную компетенцию.
Обратимся  к  современному  полито-
логическому  энциклопедическому  словарю.
Гражданственность - понятие многозначное:
1) антитеза аполитичности, активная и созна-
тельная включённость в дела политического
сообщества;  2)  психологическое  ощущение
себя  гражданином,  полноправным  членом
политического  сообщества;  3)  способность
и готовность выступить в роли гражданина.
Напомним, в современном понимании
компетенция рассматривается в следующих
двух  аспектах:  обладающий  компетенци-
ей;  обладающий  знаниями,  позволяющими
судить  о  чём-либо.  Содержание  понятия
компетентный  также  выражается  в  двух
позициях:  1)  обладающий  компетентно-
стью,  правомочный;  2)  знающий,  сведущий
в  определённой  области.  Таким  образом,
компетентность  -  это  уровень  умений  лич-
ности  (в  нашем  случае,  -  обучающийся  в
вузе),  отражающий  степень  соответствия
определённой компетенции и позволяющий
действовать конструктивно в изменяющихся
социальных условиях. Для того чтобы сфор-
мировать  выпускника  вуза  в  современных
новых  условиях,  необходимо  привести  си-
стему  его  профессиональной  подготовки  в
соответствие с актуальными потребностями
той сферы производственной деятельности,
для  которой  он  предназначен  и  в  которой
должен профессионально функционировать.
Хотелось бы подытожить: соответству-
ющее  общественно  значимым  нормам  по-
ведение  студента  /  курсанта  формируется,
подчиняясь  психологической  закономерно-
сти о переходе внешних влияний во внутрен-
ний план личности, в её сознание, побужде-
ния,  переживания,  деятельность.  Согласно
этой теории, гражданские качества личности
интериоризируются и экстериоризируются в
последующем в разнообразных формах де-
ятельности. Гражданственность как целост-
ность находит своё проявление именно в тех
формах  деятельности,  в  которые  личность
включается  в  различных  ситуациях,  где  от-
ражаются  её  убеждения,  приобретённые
знания,  в  которых  она  сама  выступает  как
общественно ценный и детерминированный
общественными требованиями субъект дея-
тельности и разнообразных отношений.
Независимо от того, когда и кем идея
воспитания  гражданственности  разработа-
на,  она  носит  в  себе  мысль  о  целенаправ-
ленном  формировании  у  подрастающего
поколения  положительного  мотивационного
отношения к себе, как к личности, и своему
месту в окружающем мире, к общечеловече-
ским ценностям и выработке у себя потреб-
ности их выполнять, к обществу, в котором
личность живет, и непосредственно к власти.
Гражданское общество - это в первую
очередь  инициативное,  социально-самоор-
ганизующееся население, когда от граждан
в стране и обществе многое зависит, когда
развитие страны определяется степенью их
ответственности,  зрелостью  политических
партий,  общественных  объединений,  граж-
данской  позицией  СМИ,  формирующей  как
общественное  мнение,  так  и  самосозна-
ние будущего специалиста. В этом ракурсе
калининградская  студенческая  молодежь
представляет  собой  довольно  распростра-
ненный образец населения, сегодня весьма
далекий  от  признаков  качественной  сфор-
мированности гражданского общества, учи-
тывая тот факт, что наша молодежь вообще
не  является  хотя  бы  в  какой-либо  форме
общественно-организованной  частью  насе-
ления. Из той части молодежи, которая не-
много активничает, она приобщена к обще-
ственным формам через занятия спортом в
спортивных  обществах  или  секциях  (около
13%) и в музстудиях и объединениях разных
направлений (около 7%). А между тем обу-
чающимся в вузах знакомы и приняты такие
формы молодежной самоорганизации, кото-
рые могли бы стать как реализаторами со-
циально-групповых интересов в настоящем,
так  и  инициативным  началом  в  создании
различных  организаций  развития  граждан-
ского общества. Если диагностировать спе-
циальные  компоненты  профессиональной
гражданственности  обучающихся  и  уста-
новить  степень  определённых  уровней  её
сформированности  в  процессе  обучения  и
воспитания, то мы придём к следующему вы-
воду: в современной педагогике утвердился
интегративный подход к процессу формиро-
вания гражданственности. При определении
критериев  их  гражданской  воспитанности
на  уровне  мировоззрения,  развития  демо-
кратического  сознания,  внутренней  свобо-
ды  личности,  духовно-нравственных  чувств
и  отношения  к  обществу,  а  также  социаль-
ной  установки,  в  соответствии  с  принятым
в  обществе  моральными  нормами,  можно
говорить  о  формировании  профессиональ-
ной гражданственности как профессиональ-
ной компоненты и психическом феномене в
контексте готовности молодого специалиста
к активному участию в управлении государ-
ством и жизнью общества.
Однако  среди  основных  причин,  рез-
ко  актуализирующих  проблему  воспитания
в  нынешнем  российском  обществе,  можно
выделить  возникновение  в  России  новой  и
опасной,  деструктивной  для  становления
личности  катастрофической  социально-пе-
дагогической  ситуации:  разрушение  систе-
мы  традиционных  ценностей  и,  как  след-
ствие,  разрыв  преемственности  поколений,
ведущий к снижению темпов развития обще-
ства;  возникновение  феномена  бездухов-
ности,  проявляющегося  по  многим  линиям
жизни, в частности, в агрессивном невеже-
стве, которое уничтожает духовный и нрав-
ственный  «код»  нации  [2];  возникновение
новой системы требований общества к лич-
ности,  порожденных  новыми  социальными
реалиями.
Известно,  что  традиционное  проти-
вопоставление  интересов  личности  и  ин-
тересов  общества  разрешается  не  путем
абсолютизации  ценности  личности  или
превосходства  общества  над  личностью,  а
путем  сочетания  их  интересов  и,  как  след-
ствие, сочетания личного и общественного,
коллективного  и  индивидуального  начал.
Подробное  сочетание  является  необходи-
мым условием нормального развития обще-
ства, структуры и содержания воспитатель-
ного  процесса,  который  должен  учитывать
все  реалии  нынешнего  времени,  обеспечи-
вать  обществу  гарантированный  результат,
отвечающий  общественным  ожиданиям  в
воспитании человека. Этот подход не может
не  предусматривать  как  одну  из  основных
сфер  учебно-воспитательного  процесса  в
вузе - профессиональное гражданское вос-
питание.
Отметим,  что  субъективные  усилия
педагогов  определяют  успех  в  воспитании
гражданина. Но решающая роль здесь при-
надлежит  объективным  процессам,  прежде
всего, демократизации и гуманизации обще-
ства. Однако ждать, пока сформируется но-
вое поколение, вуз не имеет права. Уже се-
годня можно активно включиться в процесс
преобразования  общества,  участвовать  в
нем  через  реализацию  нового  содержания
воспитания гражданина в контексте форми-
рования профессионального качества буду-
щего специалиста.
Реальность  решения  высшей  школой
этой  задачи  определяется  и  рядом  объек-
тивных  обстоятельств.  Во-первых,  условия
политической  и  экономической  нестабиль-
ности  требуют  мобилизации  всех  средств
и  возможностей  общества,  его  институтов
(и высшей школы в том числе) для снятия и
предупреждения в будущем социальной на-
пряженности, а также отчуждения личности
от  государства,  институтов  власти,  ценно-
стей общественного бытия. Во-вторых, про-
цессы  демократизации  общества  практиче-
ски впервые за историю Отечества создали
реальные  предпосылки  и  возможности  для
развития действенной системы формирова-
ния  профессиональной  гражданственности,
непосредственного  приобщения  студентов
к  жизни  общества  через  развитие  их  под-
линно  гражданских  чувств  и  личностных
качеств  и  профессиональной  компетенции.
В-третьих, забвение в недавнем прошлом гу-
манистических начал общественной жизни и
дискредитация многих нравственных и соци-
альных  ценностей  требует  педагогической
интерпретации  общечеловеческих  ценно-
стей,  внедрения  новой  системы  ценностей,
дальнейшей  гуманитаризации  высшего  об-
разования. В-четвертых, гражданское воспи-
тание в нынешних условиях не может прово-
диться преимущественно вне и помимо вуза,
только под влиянием процессов, вызванных
глубокими социально-экономическими пере-
менами в обществе.
Принципиально новый характер приоб-
ретает содержание гражданского воспи та ния
как  социально-педагогической  про бле мы,
исходящей  из  того,  что  гражданственность
обучаемых, понимаемая как ощущение себя
нравственно,  юридически  и  политически
дееспособным  гражданином  страны,  ответ-
ственным за то, что в ней происходит, за свои
поступки  и  действия,  может  быть  успешно
сформирована, если информация, сообщае-
мая  преподавателем  социально-гуманитар-
ных дисциплин, объективно будет выступать
(и восприниматься студентами) как нечто не
менее актуальное, чем стоящая за ней объ-
ективная  реальность.  И  содержание  граж-
данского  образования,  представляя  собой
интеграцию этических, правовых, экологиче-
ских, политических, экономических и других
знаний,  будет  обеспечивать  соответствие
получаемой  обучаемыми  информации  и  их
деятельности в рамках демократически ори-
ентированного  вузовского  коллектива  и  во
внеучебной среде.

Библиографический список:
1.  Бокарева  Г.А.  Методологические  основы  профориентированных  педагогических  систем  (дифференциально-интегральный  подход)  /  Г.А.  Бокарева  //  Известия  Балтийской  государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. Калининград БГАРФ, 2006. №2. С.12-26.
2. Черникова И.В. Развитие гражданственности будущих специалистов как их профессиональной компетенции. / Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. №2(18). С.244 - 249.










 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 573 | Теги: гуманитаризация образования, профессиональная компетенция, гражданственность, реформа образования, компетентность, гражданское общество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017