Пятница, 26.05.2017, 08:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Готовность учителей к оказанию первой медицинском доврачебной помощи

Готовность учителей к оказанию первой медицинском доврачебной помощи

 
Статья посвящена вопросу обучения правилам оказания первой помощи. Предложен перечень мероприятий по совершенствованию системы подготовки правилам оказания первой помощи. Выявлены имеющиеся проблемы и недостатки, влияющие на качество подготовки.

Первая помощь — это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых немедицинским работником на месте происшествия при травмах и несчастных случаях.

Предполагается, что учитель общеобразовательной школы должен владеть навыками оказания первой медицинской доврачебной помощи, быть готовым к адекватным действиям в экстремальной ситуации и принятию необходимых мер, предупреждающих травматизм, угрозу здоровью и жизни детей. К счастью, чрезвычайные и экстремальные ситуации, травматизм в образовательно-воспитательном процессе возникают редко, однако постоянно и неожиданно. Поэтому естествен - но, что приобретаемые знания со временем забываются, а навыки ослабевают.

В скором времени станет массовым приход в школу бакалавров образования. При этом уже сейчас необходимо учитывать, что федеральный компонент базисного учебного плана бакалавриата педагогических университетов по большинству специальностей включает только "Основы безопасности жизнедеятельности" в объеме 72 часа общей нагрузки, а дисциплины "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" и "Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков" в нем не предусмотрены. В силу этих обстоятельств является актуальным сегодняшний уровень соответствующих компетенций учителей общеобразовательных школ. Ранее на кафедре биомедицинских основ жизнедеятельности ч еловека Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ) в этом направлении были получены предварительные результаты, свидетельствующие об относительно низком уровне этих компетенций [Байкова, Чмиль, 2007] у учителей г. Красноярска.

Целью данного исследования являлось углубление и расширение объема сведений об уровне готовности учителей к оказанию первой медицинской доврачебной помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования выбраны 220 учителей 5—11 классов восьми общеобразовательных школ г. Красноярска и районов Красноярского края. Из них 189 человек имели педагогическое образование, с высшим образованием было 180 человек. Возрастная структура респондентов: до 30 лет — 25 %, от 31 до 40 лет — 35,4 %, от 41 до 50 лет — 25    %, 51 год и старше — 14,6. Педагогический стаж до 10 лет имели 35,9 % респондентов, от 11 до 20 —
35,4    %, от 21 до 30 лет — 21,4 % и свыше 31 года — 7,3 %. Контингент респондентов комплектовался на основе добровольности и анонимности. Изучение компетентностей по безопасности жизнедеятельности, основам оказания первой медицинской доврачебной помощи, распознаванию признаков употребления наркотических и психотропных препаратов и целесообразности периодической переподготовки было выполнено с помощью анкетирования, при котором респонденты производили самооценку знаний, навыков и психологической готовности к выполнению соответствующих действий. Дополнительно к самооценке производилась проверка знаний по основам доврачебной медицинской помощи с использованием закрытого текста, содержащего 10 практических вопросов (из четырех предложенных ответов необходимо было выбрать один правильный), стандартно используемого при обучении студентов КГПУ.

Результаты обследования

Было установлено, что на психологическую готовность к необходимым действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций указали 70 % респондентов, на наличие практической готовности — только 50 % опрошенных. Это означает, что около 30% учителей в подобных ситуациях (пожар, спасение утопающего, террористический акт и другие события) полностью не способны предпринять действий, диктуемых конкретной ситуацией.

При анализе самооценки владения знаниями и навыками оказания первой медицинской доврачебной помощи при медицинских ситуациях, наиболее часто встречающихся в образовательно-воспитательном процессе, установлено следующее (см. таблицу). Около 48,6 % респондентов указали на знание необходимых действий при кровотечениях, вывихах, переломах и других указанных в таблице ситуациях. Наибольший уровень теоретической стороны данных компетенций имел место для случая вывихов и переломов (60,1 % положительных ответов), наименьший для случая остановки сердца (20,3 % положительных ответов).

На практическую возможность оказать соответствующую помощь указали 36,6 % респондентов. При этом диапазон положительных ответов оказался крайне широким — от 56,3 % при укусе клеща, до 6,2 % при остановке сердца.

Особый интерес представляет число респондентов, одновременно положительно оценивших личный уровень медицинских знаний и практического владения ими. Таковых оказалось всего 15,2 %, причем для самой сложной и жизненно важной ситуации, возникающей при остановке сердца, только 1,5 % считают, что практическое оказание медицинской помощи они оказывают на основе предписанных знаний.

С основными признаками наркотического и токсиманического опьянения были знакомы только 47,5% респондентов.

Число респондентов, положительно оценивших личные знания и навыки оказания первой медицинской доврачебной помощи, к общему числу опрошенных (%)

 

Естественно, что самооценка, произведенная респондентами на условиях д аже гарантированной анонимности, содержит определенный элемент неопределенности и субъективности. Поэтому заслуживает внимания итог тестирования знаний по оказанию первой медицинской доврачебной помощи, который стандартно применяется в учебном процессе КГПУ. Число учителей, получивших оценку "зачтено" составило всего 14,5 % или, иначе говоря, 85,5 % тестируемых получили оценку "не зачтено". Это означает, что подавляющая часть тестируемых дала правильные ответы не более чем на семь вопросов из десяти. При этом следует учесть, что 31,5 % респондентов дали правильные ответы только на пять и менее вопросов. Данный результат в целом совпадает с итогом самооценки.

В плане проектирования мероприятий по повышению уровня компетенций по безопасности жизнедеятельности и оказанию первой медицинской доврачебной помощи интерес представляют ответы респондентов о необходимости соответствующего обучения. Практически 100 % респондентов считают, что необходимо регулярное не реже одного раза в пять лет обучение и переобучение по повышению уровня данных компетенций. При этом 89,5 % изъявляют желание повышать квалификацию без отрыва от производства.

Практический интерес представляет сравнение данных компетенций у респондентов, имеющих педагогическое и не педагогическое образование. Психологическая готовность к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций у обеих групп учителей была примерно одинаковой. Однако на практическую готовность производить действия среди лиц, имеющих педагогическое образование, указали 70,8 % респондентов и только 38,5% среди лиц, не имеющих такового. На готовность практически оказать первую медицинскую доврачебную помощь указали 45,0 % опрошенных с педагогическим образованием и только 28,2 %, не имеющих педагогического образования.

Обсуждение

Качественная оценка уровня обследованных компетенций является достаточно серьезной организационно-методической проблемой. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, негласно предполагается, что каждый работник, непосредственно участвующий в учебно-воспитательном процессе школы, должен быть готов к действиям в чрезвычайной ситуации и владеть некоторым минимальным набором приемов оказания первой медицинской доврачебной помощи, или, по крайней мере, осведомлен, что и как делать при возникновении ситуации, угрожающей здоровью и жизни учащихся, и способен предотвратить возникновение таковых. Во-вторых, соответствующие требования нормативно не закреплены, т.е. фактически не возведены в ранг обязательных общепрофессиональных компетенций. В-третьих, в Красноярском крае отсутствует единая система послевузовской подготовки и регулярной переподготовки работников образования по основам безопасности жизнедеятельности и первой медицинской доврачебной помощи.

Таким образом, с одной стороны, уровень обследованных компетенций учителей является недопустимо низким, поскольку не более 50...70 % респондентов дают ему положительную самооценку. С другой стороны, иного нельзя было и ожидать, учитывая отсутствие нормативных требований, естественного угасания психологической готовности и практических навыков и довольно большого числа учителей, не получивших педагогического образования.

Эти обстоятельства уже приобретают и в недалеком будущем приобретут еще большую остроту в связи с массовым приходом в сферу общего образования бакалавров, в программе подготовки которых отсутствуют дисциплины "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" и "Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков". На фоне результатов проведенного обследования выглядит в высшей степени странным и удивительным тот факт, что д оклад сотрудников кафедры КГПУ на данную тему оказался единственным среди 99 докладов, представленных недавно на международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства".

Выход из сложившейся ситуации требует незамедлительного и комплексного решения. Среди мероприятий, которые необходимо предпринять в первую очередь, это: организовать единую систему послевузовской подготовки и переподготовку работников образования по "Основам первой медицинской доврачебной помощи" и "Безопасности жизнедеятельности".

Автор выражает признательность проф. Медведеву Л. Н. и доц. Чмиль И. Б. за критические замечания и помощь в проведении обследования.

Список литературы

1. Смирнов А. Т., Маслов М. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. — М.: Просвещение, 2002. — 175 с.

2. Гильманова Э. P., Хайбуллина З. P. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. - 2009. - № 5. - С. 37.

3. Гусев А. Ф. Первая помощь для преподавателей // Основы безопасности жизни. — 2007. — № 6. — С. 8—9.

4. Нехорошева И. В., Зубов В. Н. Здоровье нации и будущее России // Основы безопасности жизни. — 2008. — № 6. — С. 40—46.

5. Акимов В. Культура безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. — 2008. — № 11. — С. 23—27.

______________________

Л. Л. Леготина, доц., Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск

Ключевые слова: основы медицинских знаний, первая помощь, повышение квалификации учителей

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.03.2015)
Просмотров: 1977 | Теги: помощь, Учитель, медицинский, первая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь