Понедельник, 23.07.2018, 11:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Готовность к профессиональной деятельности студентов выпускных курсов

А.П.Аргунова, В.Р.Копылова, М.С.Копылов

Готовность к профессиональной деятельности студентов выпускных курсов (на примере ЧГИФКиС)

Аннотация. В статье подведены итоги социологического опроса, проведенного среди студентов выпускных курсов очного и заочного отделения ФГБОУ ВО ЧГИФКиС. Исследование выявило основные проблемы и трудности в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров физической культуры и спорта.

Ключевые слова: выпускник, профессиональная составляющая, профессионально-педагогическая направленность, профессиональная пригодность, ключевая компетенция.

 

Приказом ректора № 02-04/05 от 12 января 2012 года утверждена Миссия Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта. Она состоит в обеспечении качественного, доступного, эффективного и современного образования через развитие научных и образовательных технологий с целью подготовки конкурентоспособных специалистов, научных и научно-педагогических кадров новой формации, способных к практической реализации полученных знаний в спорте, науке, производстве во благо развития Республики и России. На основе Миссии и Политики руководства по качеству в рамках «Концепции управления качеством ФГБОУ ВПО ЧГИФКиС» разработана «Модель выпускника Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» [2, 5 с.] .

Таблица 1.
Формирование компетенций специалиста по курсам [3]

В модели специалиста физической культуры и спорта выделяются две главные составляющие: профессиональная и личностная. Профессиональная составляющая специалиста описана в нормативных документах и формируется из трех основных компонентов: фундаментально-профессиональной; интегрально-профессиональной и специальной; Личностная составляющая формируется из двух компонентов (личностных компетенций и социальных компетенций), которые являются ключевыми компетенциями для личности [1, 75 c.].

Целью проведенного нами исследования является изучение готовности к профессиональной деятельности студентов выпускных курсов по направлению «Физическая культура».

Для проведения исследования нами использована методика оценки профессионально-педагогической направленности личности педагога спортивного профиля по М. В. Прохоровой в соавторстве с Т. Н. Кашиной, а также анкетирование компетенции деятельности и самосовершенствования выпускников.

Исследование проводилось в форме прямого сплошного опроса (раздаточное анкетирование), генеральной совокупностью для которого были выбраны студенты четвертого и пятого курсов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

На вопрос по определению объекта направленности наибольшую популярность среди студентов заочного отделения имела деятельность учителя физической культуры — 65% респондентов, самую меньшую привлекательность — инструктор-методист по лечебной физкультуре.

Интенсивность внимания выпускников очного отделения, судя по степени направленности на тот или иной вид деятельности, следующая:
• Деятельность тренера — 31%
• Деятельность учителя физкультуры — 40%
• Деятельность инструктора-методиста по лечебной физкультуре — 3%
• Деятельность специалиста по массовой физкультуре — 6%
• Деятельность преподавателя вуза -20%

Вопрос о специфичности направленности позволил установить степень взаимосвязи профессиональной направленности будущего специалиста с избранной спортивной специализацией. В области избранной спортивной специализации работа в качестве тренера ДЮСШ привлекает также 65% студентов заочного отделения, возможно в виду наличия работающих тренеров ДЮСШ в группе респондентов. Далее следует работа тренера в производственном коллективе физкультуры — 25%. И наименьшее количество респондентов желает работать тренерами по избранному виду спорта в клубах по месту жительства.

Опрос среди студентов очного отделения выявил следующее:
• Работа в качестве тренера ДЮСШ — 63%
• Работа в качестве тренера ДСО — 6%
• Работа в качестве тренера в производственном коллективе физкультуры — 6%
• Работа в качестве тренера при ФОКе — 23%
• Работа в качестве тренера в клубе по месту жительства — 3%.

Блок вопросов по выявлению помехоустойчивости определяет готовность человека к эффективному выполнению производственных действий при помехах, а также степень удовлетворенности по получаемой специализации и степень сопротивляемости к трудностям в будущей работе.

Наиболее привлекательная сторона в работе по специальности — это возможность увидеть результаты своего труда, далее — желание внести вклад в развитие физической культуры и спорта; общение с широким кругом людей, возможность творческого подхода к работе и прививать интерес к физкультуре различным группам населения.

У выпускников очного отделения следующие результаты:
• Возможность проявить творчество в работе — 43%
• Возможность общаться с широким кругом людей — 9%
• Возможность прививать интерес к физкультуре различным группам населения — 11%
• Возможность увидеть результаты своего труда — 26%
• Возможность внести вклад в развитие физкультуры и спорта — 11%

По параметру «сопротивляемость различным трудностям» можно сделать следующие выводы: большинство студентов заочного отделения найдут в себе силы начать все сначала и готовы работать, не считаясь со временем, если это будет нужно для дела — 65 и 50% соответственно.

Основной трудностью является невысокая заработная плата.

У очников немного другие результаты по данному вопросу:
• Работать не считаясь со временем ради дела — 23%
• Преодолевать трудности с нервными перегрузками и утомлением — 11%
• Невысокая заработная плата — 6%
• Разница во взглядах с вышестоящими — 20%
• Возможность начать сначала — 40% Валентность характеризует степень связи педагогической направленности с интересами личности.

Направленность личности существенно влияет на эффективность деятельности через элемент «валентность», т.е. использование в своей деятельности общей и специальной информации. На вопрос «К началу самостоятельной работы могу использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения в институте» в группе заочного отделения нами получены следующие результаты:

Методические и специальные знания — 67%, общенаучные знания и коммуникативные умения готовы использовать — 42%, чуть меньше — 35% — профессиональные организаторские умения.

Анкетирование среди выпускников очного отделения позволило нам выявить следующие результаты:
• Смогут использовать к началу работы ЗУН, полученные в вузе:
• Общенаучные знания — 46%
• Методические и специальные знания — 31%
• Профессиональные коммуникативные умения — 11%
• Профессиональные организаторские умения — 9%
• Профессиональные гностические умения — 3% 46% студентов заочного отделения соотносят свою профессиональную деятельность с научно — популярной литературой, 42% со своими увлечениями и интересами различного характера.

Студенты очного отделения используют в предстоящей работе:
• Сведения из научно-популярной литературы — 34%
• Сведения из художественной литературы — 9%
• Сведения из кинофильмов и спектаклей — 26%
• Свои увлечения и интересы — 28%
• Впечатления детства -3%

Среди мотивов к занятиям физической культурой и спортом у студентов заочников можно выделить следующее:
• Возможность поддержать тонус, здоровье, снять напряжение — 82%,
• Лучше изучить свой вид спорта и углубить знания—75%
• Совершенствовать технику избранного вида спорта — 64%
• Повысить спортивный разряд — 42%
• И возможность реализовать потребность в движении — 21%.

Оценка физкультурно-спортивной ориентации выпускников очного отделения следующая:
• Возможность повысить разряд — 57%
• Возможность совершенствования — 26%
• Возможность изучения избранного вида спорта — 6%
• Возможность поддержания здоровья — 11%

Таким образом, результаты анкетирования выявили высокий уровень профессионально-педагогической направленности у студентов 5 курса заочной формы обучения — средний балл составил — 36, так как они в большей степени являются практикующими специалистами в области физической культуры и спорта. Средний балл профессионально-педагогической направленности выпускников очного отделения значительно ниже, чему выпускников заочного отделения, и равен 28.

С целью определения уровня готовности выпускников нами проведено анкетирование «Компетентность деятельности» и «Компетентность самосовершенствования».

Компетентность деятельности представлена такими параметрами, как целеполагание; планирование; анализ и оценка результатов деятельности; организация совместной деятельности.

По итогам опроса, выпускники заочного отделения показали наиболее высокие результаты по вопросам формулирования целей деятельности, планирования предполагаемой деятельности.

Выпускники очного отделения больше готовы к коллективной деятельности и знают, как организовать совместную деятельность.

Студенты заочной и очной форм обучения затрудняются в планировании долгосрочных целей, предпочитают планировать деятельность на определенный короткий срок (неделю) .

Также имеется низкий показатель по анализу и оценке текущей учебной деятельности и причин учебных успехов и неудач, что свидетельствует о недостаточном уровне аналитической деятельности и самоанализа. Рассмотрим результаты опроса подробнее. 60% выпускников заочной формы обучения имеют определенную цель в педагогической деятельности, когда как у очников данный критерий составляет 40%.

70% заочников считают, что деятельность тщательно спланирована. У очников на 10% меньше ниже -60%. Хотя при полученных данных нельзя судить о том, что студенты очного отделения малоорганизованны, разница несущественная.

При организации совместной деятельности более уверенно чувствуют себя студенты очники 80%, у студентов заочников этот фактор существенно ниже 50%.

К коллективной деятельности очники и заочники готовы одинаково 60%.

Что касается планирования на месяц и на семестр, то тут получены следующие результаты: планируют на месяц заочники 30%, очники 40% и на семестр заочники и очники 50%

Относительно одинаковое количество студентов обоих отделений не умеют распределять и осуществлять анализ и оценку текучей учебной деятельности, а также не способны оценить причины учебных успехов и неудач 40%

Умения распределять время при выполнении самостоятельной учебной работы выше 60% у студентов заочного отделения. У студентов очного отделения 30%

Далее рассмотрим результаты анкетирования «компетентности самосовершенствования».

Базовый уровень предполагает понимание необходимости саморазвития, знания своих особенностей, а также стремление к самосовершенствованию.

Студентам выпускного курса предложено оценить, в какой мере обучение в вузе повлияло на формирование компетентности самосовершенствования.

По вопросу «Могу оценить достигнутые результаты саморазвития» получены высокие оценки в обеих группах. Стремление к новому, постановка задача саморазвития выше у студентов заочного отделения.

У очников преобладает представление учебных задач, нежели саморазвития. Оценить результаты саморазвития могут и заочники и очники, 90 и 80% соответственно.

Ориентированы на поиск новых способов в осуществлении деятельности студенты-заочники (85%) и результат очников составил 35%.

Одинаково высокий процентный показатель в обеих группах 70% показал вопрос об организации рабочего места.

Приоритет учебных задач составляют у студентов- очников (65%) и 55% выпускников заочного отделения.

Среди проблем в формировании самосовершенствования студенты считают неустроенность в общежитии (очники — 35%, заочников — 50%), которая сказывается на учебе студентов.

Низкий результат также отмечается по параметру «работаю над собой стихийно», это 75% очников и 70% заочников, соответственно.

Новые способы деятельности осваивают чаще выпускники заочного отделения, чем выпускники очного отделения (35%).

Таким образом, можно сделать вывод о высоком уроне готовности студентов заочного обучения, так как большинство из них уже имеют опыт педагогической деятельности, профессионально-ориентированы и имеют потребность в профессиональном и личностном самосовершенствовании.

В оценке готовности студентов выпускных курсов существенную роль играет профессионально-педагогическая направленность как основная и ведущая характеристика будущего специалиста, как неотъемлемая часть личности педагога. Профессионально-педагогическую направленность можно рассматривать как один из признаков профессиональной пригодности, готовности специалиста творчески работать и максимально проявлять свои способности, системообразующим свойством личности, формирование которого необходимо для деятельности будущего педагога, тренера, учителя физической культуры.

По результатам анкетирования отмечается высокий уровень критичности по отношению к результатам своей деятельности, самооценки, направленности на самосовершенствование и развитие у студентов заочного отделения, что говорит об осознанности студентов, как субъектов своей профессиональной деятельности. Их характеризует компетентность как в деятельност- ном плане, так и личностном. Студенты-очники испытывают трудности в профессиональных компетенциях (умению планировать, формулировать долгосрочные цели, способность к рефлексии и анализу результатов деятельности).

В целом, данное исследование выявило основные проблемы и трудности в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, которые могут быть учтены при профессиональной подготовке бакалавров физической культуры и спорта.

Литература:

1. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования./Э.Ф. Зеер.— Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед.ун-та, 2000.—258с.
2. Колесова Т. К. Концепция управления качеством ФГБОУ ВПО ЧГИФКиС./Т.К. Колесова. — ЧГИФКиС, 2012.— 45 с.
3. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Направление 49.03.01 Физическая культура. Квалификация — бакалавр.— М., 2014.— 20 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.06.2018)
Просмотров: 24 | Теги: профессионально-педагогическая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь