Вторник, 06.12.2016, 05:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

3.1. Государственный служащий таможенного органа

Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

3.1. Государственный служащий таможенного органа

Пункт 3 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации":

"Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации".

Статья 13 Закона о государственной гражданской службе:

"Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации".

Определяя правовое положение (статус) государственного служащего таможенных органов, прежде всего следует определиться с понятием государственного служащего таможенных органов, ввиду того что законодатель не дает легального его определения. По нашему мнению, данное понятие может быть сформулировано на основании анализа основных правовых актов регулирующих прохождение государственной службы в таможенных органах. Так, в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <1>, должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 29.11.2010. N 48. Ст. 6252.

 

Таким образом, государственные служащие таможенных органов подразделяются на две категории: сотрудники таможенных органов, являющиеся государственными правоохранительными служащими и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Правовой статус этих двух категорий государственных служащих во многом схож, однако в силу определенной специфики правоохранительной деятельности правовой статус сотрудников таможенных органов, осуществляющих правоохранительные функции, отличается от правового статуса гражданских служащих.

Определение гражданского служащего дано в ст. 13 Закона о государственной гражданской службе, где гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Комментируя данную статью, следует отметить, что понятию "государственный гражданский служащий" придаются определенные признаки (условия), при отсутствии которых лицо не может считаться государственным служащим.

Первое условие касается гражданства.

На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым равным независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 6).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с конституционными предписаниями, на государственную гражданскую службу также вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство. Комментируемая статья не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако данное ограничение содержится в п. 7 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона <1>. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на государственной гражданской службе.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. N 31. Ст. 3215.

 

По логике п. 7 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона на государственную гражданскую службу вправе поступать гражданин иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на государственной гражданской службе.

Вторым необходимым условием, определяющим статус государственного гражданского служащего, является исполнение обязанностей по должности государственной гражданской службы в порядке, установленном правовыми актами, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что исполнение обязанностей по должности государственного гражданского служащего таможенных органов осуществляется только в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального уровня правового регулирования, исключая нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Более детальный комментарий законодательства о должностях государственной гражданской службы в таможенных органах представлен в главе второй.

Третьим определяющим признаком статуса государственного гражданского служащего является денежное содержание, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Применительно к государственным гражданским служащим таможенных органов денежное содержание выплачивается только за счет средств федерального бюджета.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий лицо не может быть признано государственным гражданским служащим.

Лица, которые не замещают государственные должности государственной гражданской службы и исполняют обязанности по обеспечению деятельности таможенных органов, не являются государственными служащими. Их правовой статус определяется как статус работника. К данной категории работников в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, относятся лица, указанные в Приказе ФТС РФ от 16.12.2011 N 2529 "О системе оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583". В данном случае под таможенными органами, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 05.04.2013), понимаются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба. К учреждениям и государственным унитарным предприятиям, создаваемым для обеспечения деятельности таможенных органов, относятся таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Перечень федеральных учреждений и федеральных унитарных государственных предприятий, находящихся в настоящее время в ведении ФТС, установлен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 N 103-р. Согласно данному Постановлению в ведении ФТС России находятся следующие федеральные государственные учреждения: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия", специализированное государственное учреждение "Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России", государственное учреждение "Центральная поликлиника ФТС России", государственное учреждение "Центральный клинический госпиталь ФТС России", государственное учреждение "Пансионат "Белое солнце" ФТС России", государственное учреждение "Санаторий "Победа" ФТС России"; федеральные государственные унитарные предприятия: федеральное государственное унитарное предприятие "РОСТЭК", федеральное государственное унитарное предприятие "Санаторий "Электроника".

Относительно правового статуса сотрудников таможенных органов, состоящих на должностях правоохранительных подразделений таможенных органов, следует отметить, что сотрудниками таможенных органов являются граждане Российской Федерации, которые осуществляют государственную правоохранительную службу в таможенных органах. Основным нормативным правовым актом, закрепляющим правовой статус сотрудников таможенных органов, является Закон о службе в таможенных органах.

Для сотрудников таможенных органов определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. У сотрудников таможенных органов имеется своя система специальных званий, например лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы и т.д. Специфична у них форма одежды и знаки отличия.

В соответствии со ст. 6 Закона о службе в таможенных органах, сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Таким образом, государственный служащий таможенных органов - это гражданин Российской Федерации, назначенный в установленном порядке на должности государственной гражданской и правоохранительной службы и исполняющий за денежное содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).

__________________

3.2. Основные права и обязанности государственного служащего таможенного органа

3.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой в таможенных органах

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.03.2014)
Просмотров: 5838 | Теги: таможенных органах, комментарий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016