Вторник, 06.12.2016, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 20. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей

Глава 5. КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, РИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ

Статья 20. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Комментарий к статье 20 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Реализация государственными органами контрольно-надзорных функций входит в механизм обеспечения исполнения тех или иных нормативных предписаний. Встречаются три основные позиции, характеризующие соотношение контроля и надзора: контроль и надзор - тождественные понятия, контроль входит в надзор, контроль включает в себя надзор. Кроме того, отдельные авторы рассматривают контроль и надзор как самостоятельные, самодостаточные функции <18>. Комментируемая статья структурно отождествляет эти понятия.

--------------------------------

<18> Нестеров А.В. Философия контроля и надзора // Компетентность. 2005. N 3.


Итак, согласно ч. 1 комментируемой статьи для проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Правительство РФ специально уполномочивает соответствующий федеральный орган исполнительной власти. И, несмотря на то что комментируемый Закон понятие "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти" использует в единственном числе, фактически в системе действующего нормативно-правового регулирования федерального уровня следует вести речь о ряде таких органов.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" на Роскомнадзор возложено осуществление государственного контроля и надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 5.1.1.6), а именно за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленных:

- к производству и выпуску средств массовой информации;

- к вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм;

- к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи.

При этом необходимо учесть, что из компетенции Роскомнадзора исключен и контроль и надзор:

1) за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;

2) за соблюдением образовательными организациями и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными организациями и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 859 контрольные функции в рассматриваемой сфере были возложены также на Роспотребнадзор (п. 2) в части осуществления контроля за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов (см. п. 5.1.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322). Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 пункт 2 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 859 признан утратившим силу, что, соответственно, исключает указанные полномочия из компетенции Роспотребнадзора и требует внесения соответствующих изменений в положение о нем. Однако официально опубликованных изменений по состоянию на 1 августа 2013 г. по этому поводу не сделано, и п. 5.1.9 де-факто остается действующим.

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 также исключены полномочия по осуществлению государственного надзора за соблюдением образовательными организациями и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции и сферы деятельности Рособрнадзора (подп. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300 <19>). Однако в новом Положении о Рособрнадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 594, действующем с 1 сентября 2013 г., закреплено, что Рособрнадзор уполномочен на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением указанными в п. 5.1 данного Положения организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний.

--------------------------------

<19> Утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 594.


На Министерство связи и массовых коммуникаций (см. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418) возложена функция по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе посредством:

- определения порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

- определения порядка возмещения расходов, связанных с проведением экспертизы информационной продукции, в целях обеспечения информационной безопасности детей;

- установления требований к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- определения порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи;

- разработки и реализации федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

В компетенцию Министерства культуры Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590) помимо иных функций входит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к обороту информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции, на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности Министерства.

Помимо этого, надзорными полномочиями в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, обладают и органы прокуратуры Российской Федерации. Это вытекает из ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокуратура России - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением всех законов, действующих на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации издано Методическое пособие "Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних" <20>, в котором содержится анализ обобщения опыта прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. И хотя данное Методическое пособие выпущено в свет в 2008 году, т.е. до момента принятия комментируемого Закона, многие из его положений применимы и в настоящее время.

--------------------------------

<20> Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних: Методич. пособие / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008. URL: http://genproc.gov.ru/files/legal/doc_0043.doc.


В сентябре 2012 г. Роскомнадзором был принят временный Порядок исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в сфере СМИ. Данным Порядком определены, в том числе:

- предмет государственного контроля (надзора);

- права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;

- права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю;

- описание результата исполнения государственной функции;

- порядок информирования об исполнении государственной функции;

- сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору);

- сроки исполнения государственной функции;

- мероприятия по контролю в сфере СМИ;

- проведение экспертизы информационной продукции, распространяемой посредством телерадиовещания, сетевыми изданиями, а также в виде печатной продукции;

- принятие решения о соответствии либо несоответствии информационной продукции законодательству Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- вынесение предписаний о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, выявленном в результате проведения мероприятия по контролю в сфере СМИ, и осуществление контроля за его выполнением и др.

2. Государственный контроль (надзор) (за исключением прокурорского надзора) осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно данному Закону проверки подразделяются на плановые и внеплановые, а также на документарные и выездные. Рассмотрим проведение данных проверок подробнее.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами (обязательных требований).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако по отдельным видам деятельности Правительство РФ вправе установить иную периодичность плановых проверок. В частности, Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" установлено, что проверки в сфере осуществления дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования могут проводиться лицензирующими органами не чаще одного раза в 2 года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря.

Основанием для включения проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя).

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится по согласованию с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев проверки исполнения ранее выданного предписания, проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора, а также проверки по обращениям о нарушении прав потребителей.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки установлены Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

3) несоблюдение требований, установленных законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ, нормативным правовым актам Правительства РФ;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления указанных выше документов в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора) с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и (или) выездными.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора).

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора).

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора) установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения каждой из документарной и выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Невыполнение в установленный срок предписания в соответствии с ч. 16 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 578 | Теги: защита, дети, информация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016