Воскресенье, 31.05.2020, 20:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Е.С.Барвенко

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Аннотация. Статья посвящена вопросу государственного регулирования воздействия объектов электросетевого комплекса на окружающую среду. Вопросам развития электроэнергетики уделяется большое внимание на всех уровнях государственного управления и контроля. Основной целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики является последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду путем снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сокращения образования отходов производства и потребления. Поскольку электроэнергетическая отрасль служит важным направлением для всей экономики и для функционирования государства и играет важнейшую роль в социальном и экономическом росте, государство уделяет особое внимание регулированию этой отрасли.

Ключевые слова: электроэнергетика, государственное регулирование, электросетевой комплекс, экологическая политика, окружающая среда.
 

Изучению и разработкам принципов регулирования воздействия объектов электросетевого комплекса на окружающую среду уделяется большое внимание в научных исследованиях.

Отечественные и зарубежные ученые занимаются этим направлением в своей деятельности, чтобы избегать ошибочных стратегий и использовать передовые, высокотехнологичные и высокоэкологичные технологии.

Электроэнергетика является одной из базовых отраслей экономики Российской Федерации. И она по многим параметрам определяет развитие экономики страны. Предприятия энергетики вносят большой вклад в создание внутреннего валового продукта.

Вопросам развития электроэнергетики уделяется большое внимание на всех уровнях государственного управления и контроля.

Экологическая политика Российской Федерации базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных обязательствах Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Основной целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики является последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду путем снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и сокращения образования отходов производства и потребления.

Электросетевой комплекс нашего государства является составной частью Единой энергетической системы и состоит из линий электропередачи, которые связаны между собой и с потребителями электроэнергии подстанциями.

Это сложный, по своей сути, комплекс, состоящий из зданий, сооружений и устройств, которые связаны между собой функционально и технологически и образуют единое целое, и предназначены для приема, преобразования, распределения и передачи электроэнергии [1, с. 214].

Поскольку электроэнергетическая отрасль служит важным направлением для всей экономики и для функционирования государства и играет важнейшую роль в социальном и экономическом росте, государство уделяет особое внимание регулированию этой отрасли.

Главной задачей правового регулирования служит создание результативной нормативно-правовой основы для регламентирования этого сегмента.

3 марта 2017 года была утверждена «Экологическая политика электросетевого комплекса», в которой было указано, что приоритетным направлением является активное развитие комплекса в сочетании с бережным и разумным использованием природных ресурсов и поддержанием здоровой экологической обстановки.

Экологическая политика комплекса основывается на Конституции РФ, Федеральных законах и других нормативно-правовых документах, международных документах в экологической сфере.

Главным намерением экологической политики комплекса выступает систематическое уменьшение негативного воздействия на экологию при помощи уменьшения выбросов-сбросов загрязняющих веществ в воздух, в воду и в почву и снижение количества отходов своей производственной и хозяйственной деятельности.

Главными негативными результатами воздействия объектов электрокомплекса на экологию служат вероятные ухудшения состояния воздуха, воды, почвы и грунта, животных, растений и людей.

Поэтому, при проектировании и возведении объектов комплекса требуется следование всем необходимым нормативам в сфере экологии для снижения негативного воздействия на окружающую среду к возможному минимуму.

Всем объектам комплекса необходимо отвечать современным требованиям, среди всего прочего и в вопросах:

• охраны атмосферы, гидросферы, почв, ландшафтов, флоры и фауны;

• следования нормативам по электрическим, магнитным, электростатическим полям, шуму, сбросам и выбросам, отходам деятельности.

Прогрессивная деятельность комплекса в сфере экологической политики будет содействовать уменьшению количества ставшим уже технически устарелым оборудования, которое все еще применяется в деятельности объектов комплекса, уменьшению площади вырубок участков лесов для проведения новых линий электропередачи, уменьшению вредного воздействия на экологию при возведении новых объектов и другое [2, с. 21].

Использование целостного подхода к экологической политики дает позитивные возможности для получения гармоничного баланса между экономическими интересами комплекса, сохранением здоровой экологической обстановки и интересами общества.

Такой тройной баланс является наилучшим вариантом для всех сторон для дальнейшего развития комплекса с одной стороны, и для потребности общества в снижении негативного воздействия на экологию, в уменьшении непродуктивной эксплуатации ресурсов, в снижении количества отходов и негативного влияния на климат и на окружающий мир.

При анализе существующей в наше время ситуации выявляются следующие важные направления в негативном воздействии электросетевого комплекса на окружающий мир:

• нахождение в жилых районах высоковольтных линий передач, создающих шумовые и электромагнитные поля;

• выработка опасных отходов производства;

• использование оборудования с такими опасными веществами, как свинец, его соединения, трихлорбифенил и др.;

• вырубка лесов и использование земель, даже на природоохранных территориях, для линий передач, например, на территории государственного заказника «Гладышевский» в 2019 году;

• загрязнение окружающей среды и естественных ландшафтов своими объектами;

• вредное воздействие объектов комплекса на фауну, например, создаются преграды для миграции птиц, а также животные подвергаются опасности поражения током;

• в реальности не всегда наблюдается полное соответствие нормам, стандартам и законам в сфере экологии и др.

В соответствии с этим, необходимо проводить следующие действия и мероприятия для снижения негативного экологического воздействия электро- комлекса:

• полное соблюдение на практике всех внутренних и международных норм, требований и стандартов по экологии;

• постоянное совершенствование своей экологической политики;

• использование современного, экологически «чистого» оборудования без опасных веществ и соединений свинца и др.;

• снижение количества производственных отходов I—II классов опасности;

• строгий контроль количества вредных сбросов и выбросов;

• применение высотных опор для уменьшения необходимости вырубок просек;

• применение изолированных проводов для уменьшения риска для птиц;

• применение шумовых экранов в жилых зонах;

• применение фильтров, использование качественной системы дренажа;

• экологическая переработка металлолома, например, отработавших трансформаторов, опор линий и др.;

• озеленение территорий после возведения объектов;

• восстановление почвенного и растительного покрова на территориях возведения объектов;

• поддержка государственных программ по восстановлению животного и растительного мира

• постоянное проведение экологических проверок;

• постоянный контроль по осуществлению экологической программы [3, с. 82].

Экологическая политика дает возможность электросетевому комплексу определять свои экологические цели, совершать действия для получения обозначенных результатов и постоянной оптимизации своей деятельности в сфере экологии.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.15 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, относятся к I, II, III и IV категории:

• объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие;

• объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие;

• объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие;

• объекты IV категории — оказывают минимальное негативное воздействие [4].

Платить за негативное воздействие на окружающую среду должны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к I—III категориям. Те, кто относится к IV категории, от внесения платежей освобождены.

При присвоении категории учитываются следующие факторы:

• уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

• уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

• классификация промышленных объектов и производств;

• особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., плата за негативное воздействие на окружающую среду

является обязательной.
Структуры I—III классов опасности, согласно категориям, выплачивают этот налог, а также проводят природоохранные мероприятия.

Согласно закону, плата взимается за:

• выбросы опасных веществ в воздух стационарными объектами;

• складирование твердых отходов, образовавшихся в ходе производственных процессов;

• засорение вод и сброс опасных веществ в воду, используемую для потребления населением.

Структуры IV класса опасности освобождены от уплаты этого налога [6].

Анализ данных по экологической политике компаний комплекса за последние годы демонстрирует, что исполняются все необходимые экологические программы, ежегодно повышаются показатели в сфере экологии и есть постоянная ориентированность на охрану окружающей среды.

Основными позициями Политики электросетевого комплекса обозначены сведение к минимуму вредного воздействия на экологию, бережное отношение к природным ресурсам и их рекультивация, бережное отношение к флоре и фауне, увеличение безопасности и положительная динамика показателей в сфере экологии в текущее время и в перспективе развития отрасли электроэнергетики. Целью реализации экологической политики электросетевого комплекса является сохранение благоприятной окружающей среды. Но, учитывая то, что еще существуют серьезные проблемы с изношенностью оборудования, обеспечением надежности энергетических систем, недостатком инноваций, необходимы постоянное реформирование и преобразования в электроэнергетической отрасли в сфере воздействия объектов электросетевого комплекса на окружающую среду.

Список литературы

1. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 02.09.2019).
2. Постановление Правительства РФ № 1029 от 28.09.15 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_186693/ (дата обращения 02.09.2019).
3. Программа инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016-2020 гг. с перспективой до 2025 г.. 2016. 82 с.
4. Годовой отчет ПАО «Ленэнерго» Новые возможности. СПб: ПАО «Ленэнерго». 2017. 214 с.
5. Григорьев К.А. Подходы к совершенствованию пространственного планирования развития территорий с использованием межотраслевых балансов ресурсов / К.А. Григорьев, И.В. Федосеев, Е.В. Фугалевич // Вестник национальной академии туризма. 2018. №3(47). С. 81-84.
6. Ким О.Л. Ресурсное обеспечение территориального развития муниципального образования / О.Л. Ким, Е.В. Ушакова, Е.В. Воронина, Е.В. Фугалевич // Экономика и управление. 2018. №9(155). С. 80-86.
7. Совершенствование системы государственного управления пространственным развитием Санкт-Петербурга в рамках перехода к комплексному развитию территорий города с учетом межотраслевого баланса ресурсов систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга // Федосеев И.В., Ким О.Л., Юденко М.Н., Веденеева О.В., Воронина Е.В. и др. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 100 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2019. Выпуск 6


Категория: Экология | Добавил: x5443 (07.04.2020)
Просмотров: 36 | Теги: электроэнергетика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь