Вторник, 06.12.2016, 05:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

К.Ю.Козенко1, Ю.С.Пескова2,
1Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия, г. Волгоград, 2Дальневосточный государственный аграрный университет

Рассмотрены принципы и механизмы государственно-частного партнерства в сельскохозяйственной отрасли как реализации социальной ответственности бизнеса и, в более широкой трактовке, проявления социальности как экономической категории, выражающей отношения между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями по поводу сохранности, рационального эффективного использования, воспроизводства и умножения природных ресурсов и развития человеческого капитала с целью сохранения нормальных условий устойчивого развития социума. В результате теоретического анализа выделены проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнёрства. Они включают отсутствие системы управления ГЧП, механизма координации деятельности министерств и ведомств, отвечающих за формирование и продвижение инвестиционных проектов в регионе. В значительной мере сказывается недостаток специалистов по организации государственно-частного партнерства. Существенной проблемой является противоречивость между региональными и федеральными нормативными актами, неопределённость в выборе инструментов государственного регулирования, поддержки и контроля, форм и способов привлечения частного капитала. Приоритет бюджетного финансирования при выборе схем реализации социально-значимых проектов неоспорим. Рассмотрены проблемы внедрения государственно-частного партнерства на региональном уровне, предложены меры по разработке стратегии его развития, в которой должна быть предусмотрена реализация взаимосвязанных задач формирования региональной политики ГЧП на основе механизма согласования, координации и реализации экономических интересов власти и частного бизнеса; совершенствование Регионального Закона об участии области в государственно-частном партнёрстве, уточнение и конкретизация объектов, используемых для промышленной и сельскохозяйственной деятельности.

Article is reviewing principles and mechanisms for public-private partnership in agriculture as realisation of business' social responsibility, and, more loosely, as manifestation of sociality as economic category, describing relations between state, public and agricultural enterprisers about land safekeeping and sustainable development for abating normal terms of society' functioning and reproduction. Issues of development of regional public-private system in agriculture are reviewed, measures for implementing strategy for its development are proposed.. As a result of theoretical analysis there highlighted challenges to the development of public-private partnership. They include the lack of management of PPP mechanism for coordinating the activities of ministries and agencies responsible for the development and promotion of investment projects in the region. Also a large extent is affected by the lack of specialists in the organization of public-private partnership. The essential problem is the inconsistency between regional and federal regulations, the uncertainty in the choice of instruments of state regulation, support and control, forms and methods of attracting private capital. Priority in the selection of budget financing schemes for implementing social projects is undeniable. The problems of the introduction of public-private partnerships at the regional level, the proposed measures for the development of its development strategy, which should be provided for the implementation of related tasks for regional policy on the basis of PPP negotiation mechanism, coordination and implementation of the economic interests of the government and private business; improvement of the regional law on participation in the field of public-private partnerships, clarification and specification of facilities used for industrial and agricultural activities.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, устойчивое развитие, социальная ответственность.


Введение. Экономика Российской Федерации стоит перед проблемой утраты продовольственной безопасности и необходимостью создания импортозамещающих сельскохозяйственных производств. Социально-экономическое состояние российских территорий, в особенности отдаленных регионов, требует решения этой задачи с наименьшими потерями. При этом государство не способно реализовывать свои функции поддержания инфраструктуры как производственного, так и социального характера [6]. В дореформенной экономике социальная ответственность за развитие инфраструктуры в значительной мере лежала на крупных предприятиях, которые осуществляли капиталовложения из собственных фондов на строительство детских садов, школ, дорог и т.п.

В современных же условиях государство не может, а бизнес не хочет брать на себя ответственность за нормальное состояние и развитие социальной инфраструктуры. Остановка и перепрофилирование промышленных предприятий, производивших технику для села, безработица, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, рост цен на энергоносители охватили социальную сферу средних и малых городов, сельской местности. Государство значительно снизило финансирование социальной сферы. Всё это обостряет поиск путей решения проблем социальной ответственности бизнеса и государства прежде всего за инфраструктуру [1].

Материалы и методы. Для обоснования результатов исследования были использованы методы научного анализа: системный, ситуационный, историко- логический, типологический; приемы структурно-функционального, субъектно- объектного, дескриптивного, компаративного, экспертного, статистического, графического анализа и экономико-математического моделирования.

Результаты и обсуждение. Инфраструктура относится к благам, которые не приносят бизнесу ощутимой выгоды, поэтому предпринимательство считает нецелесообразным вложения в него финансов [8]. В связи с этим, необходимо объединение усилий государства и бизнеса, которое может быть реализовано в государственно-частном партнёрстве. В современной экономической литературе идут дискуссии о его возможностях, в которых прослеживается широкий диапазон мнений. Заостряется внимание на возникающих проблемах финансирования новых объектов инфраструктуры и разделения рисков в совместных усилиях власти и бизнеса [10].

В.З. Мазлоев отмечает, что отношения и связи усложнились с развитием кооперации и интеграции. По его мнению, количественные и качественные характеристики связей и отношений, их развитость определяют в конечном итоге глубину интеграции участников агропромышленного воспроизводственного процесса: насколько они представляют собой единое целое и способны ли реализовать его конечные цели [9].

В ходе этого процесса именно ГЧП является одним из основных средств обеспечения синтеза ранее разрозненных частей. В современной российской практике государственно-частное партнёрство рассматривается как институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации публичных, социально значимых проектов, инфраструктурных объектов в национальной экономике на основе привлечения государственных и частных инвестиций. Проекты государственно-частного партнёрства в АПК представляют собой комплекс мероприятий, направленных на создание, реконструкцию, модернизацию, эксплуатацию социально-значимых объектов инфраструктуры сельских территорий.
Институциональный механизм реализации проектов ГЧП основывается на принципе сочетания государственных методов регулирования и рыночных регуляторов развития экономики. В государственно-частном партнёрстве усиливается самостоятельность и функциональная определённость обеих сторон, которые помогают в решении институциональных проблем инфраструктуры [3]. Финансовый механизм государственно-частного партнёрства формируется на принципе интеграции материальных и нематериальных ресурсов частного и публичного сектора, т.е. органов государственной власти и местного самоуправления на долговременной и взаимовыгодной основе для создания публичных объектов: социальных, инженерных и инфраструктурных на условиях разделения и страхования рисков, реализации компетенций и социальной ответственности между партнёрами. Основными формами участия бизнеса в ГЧП являются: имущественные отношения (передача бизнесу имущества в собственность или аренду, включая земельные участки); финансовые отношения (государственные преференции с правом выкупа); концессионные соглашения (обязательства по модернизации, реконструкции объекта). Это особенно важно для аграрного бизнеса, где объектом социальной ответственности выступает не только человеческий капитал, но и земля с её почвенным плодородием. И государство, и аграрный бизнес ответственны за сохранность, рациональное использование, воспроизводство земли. Основные признаки ГЧП включают смешанный разноуровневый субъектный состав, действующий на паритетных началах (всегда присутствуют публичный и частный субъекты). Содержание отношений определяется целью, которая носит общественно значимый характер. Оно не сводится к какому-либо одному из поименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином федеральном законе договору, отношения предусматривают распределение рисков между участниками.

Особую социальную значимость имеет то, что в качестве объектов соглашения государственно-частного партнёрства в аграрной сфере экономики признаны автомобильные дороги, транспорт общего пользования, другие объекты инфраструктуры, используемые для сельскохозяйственной деятельности.

Качественной определённостью целостного социально-экономического организма выступает социальность. Как экономическая категория она выражает отношения между собственниками или владельцами естественных ресурсов по поводу их сохранности, рационального эффективного использования, воспроизводства и умножения с целью создания нормальных условий существования и функционирования социума.

В ГЧП разделение социальности прослеживается между государством, которому делегированы определённые функции по оперативному управлению объектами общественной собственности, и аграрным бизнесом, обладающим предпринимательской способностью. Государство исходно является агентом общества по созданию и поддержанию необходимых полезных условий хозяйствования [2].

Отношения к социальности и бизнеса, и государства находятся на первых ступенях социальной ориентированности, обеспечивая только выживание, но не отвечая современным требованиям общества [7].

В связи с этим, при структурировании модели ГЧП нужно совершенствовать правовую и институциональную основу развития и механизма реализации проектов, использовать различные модели, формы государственно-частного партнёрства на основе расширения финансового и институционального инструментария. Общественно значимые цели ГЧП включают создание, реконструкцию или модернизацию инфраструктурных объектов (дороги, мосты, трубопроводы и иные сооружения), объектов энергетики, жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения, образования и т.п. Перечень возможных целей установлен Законом о концессиях, однако его нельзя рассматривать как исчерпывающий. При реализации различных форм ГЧП субъекты Российской Федерации вправе предусматривать иные цели, отвечающие признакам общественной значимости и допускающие извлечение частным партнёром прибыли.

Содержание отношений при ГЧП подразумевает их длящийся характер. В качестве основных форм государственно-частного партнерства для развития АПК следует рассматривать государственные контракты, арендные отношения, финансовую аренду (лизинг), совместные государственно-частные предприятия, концессионные соглашения. Реализация таких форм партнёрства возможна на основе использования государственных инструментов регулирования (налоговые льготы, субсидированные кредиты), рыночных методов стимулирования и разделения рисков между партнёрами ГЧП. Закон о концессиях прямо определяет концессионное соглашение как договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами и подпадающих по субсидиарному принципу под действие общих норм гражданского законодательства. В качестве институтов развития и страхования рассматривается Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Банк развития, государственные корпорации, особые экономические зоны, Российскую венчурную компанию, Ассоциации кооперативов, фермеров, предпринимателей, страховые компании.

Стороны ГЧП определяют содержание правоотношений. С одной стороны, в ГЧП присутствует публичный интерес, а потому и публичный субъект, с другой стороны - интерес частный, предпринимательский, поэтому частным субъектом выступают субъекты предпринимательской деятельности (российские и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, объединения на основе простого товарищества).

Формирование спроса на рынке проектов ГЧП, с одной стороны обусловлено институциональной средой функционирования рынка, а с другой - стратегическими ориентирами отраслевой и региональной экономики [4, 5]. При этом основным механизмом реализации проектов ГЧП становится запуск тендеров на заключение контрактов и их последующее исполнение. Ответственность за организацию проектов ГЧП лежит на органах государственной власти и местного самоуправления и представителей бизнеса. Существенное отличие ГЧП от иных форм взаимодействия государства и бизнеса в распределении рисков между публичным и частным партнёром.

Заключение. В результате теоретического анализа выделены проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнёрства. Они включают отсутствие системы управления ГЧП, механизма координации деятельности министерств и ведомств, отвечающих за формирование и продвижение инвестиционных проектов в регионе. В значительной мере сказывается недостаток специалистов по организации государственно-частного партнерства. Не менее значимой выступает недостаточная правовая защищённость интересов частных партнёров, неравноправие сторон, отсутствие механизма разделения риска и его страхования между партнёрами. Существенной проблемой является противоречивость между региональными и федеральными нормативными актами, неопределённость в выборе инструментов государственного регулирования, поддержки и контроля, форм и способов привлечения частного капитала. Приоритет бюджетного финансирования при выборе схем реализации социально- значимых проектов неоспорим.

Общественно значимыми целями обусловлено перераспределение рисков. Поскольку имманентные задачи публичного и частного партнёров отличаются (исполнение функции и получение прибыли), их реализация возможна лишь при достижении общей цели и сотрудничестве, то и риски необходимо нести совместно. Интерес частного партнёра гарантируется публичным субъектом посредством обеспечения минимальной доходности, оборота, компенсацией изменения тарифов и регулируемых цен.
Для решения выявленных проблем необходимо разрабатывать стратегию развития регионального ГЧП. В ней должна предусматриваться реализация взаимосвязанных задач формирования региональной политики ГЧП на основе механизма согласования, координации и реализации экономических интересов власти и частного бизнеса; совершенствование Регионального Закона об участии региона в государственно-частном партнёрстве, уточнение и конкретизация объектов, используемых для промышленной и сельскохозяйственной деятельности. В качестве объектов мы рекомендуем агротехнопарки, логистические центры, информационно- консалтинговые центры, способствующие реализации долгосрочных комплексных целевых программ развития сельских территорий.

Особое место в стратегии должно быть отведено подготовке кадров и разработке программ обучения и повышения квалификации персонала и руководителей государственных и частных структур, участников ГЧП на базе вузов.

Таким образом, государственно-частное партнёрство является элементом социальной ориентации экономики. Его можно определить как взаимовыгодное социально значимое и социально ответственное сотрудничество публичного и частного субъектов для целей одновременного получения прибыли и достижения общественно полезных целей.

Библиографический список

1. Голубев, А.В. Экономика аграрной экологии [Текст]: монография / А.В. Голубев. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2012. - 281 с.
2. Иншаков, О.В. Институционализм в Российской экономической мысли (IX-XXI вв.) [Текст] / О.В. Иншаков. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - Т. 2. - 626 с.
3. Козенко, З.Н. Институциональные аспекты формирования инновационной инфраструктуры АПК [Текст]/ З.Н. Козенко, Л.О. Оганесян // Роль инновационной инфраструктуры в социально-экономическом пространстве региона: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Элиста 23-24 мая 2014 г. - Элиста, 2014. - С. 77-83.
4. Козенко, З.Н. Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства [Электронный ресурс]/ З.Н. Козенко, Э.Л. Пашнанов, И.Г. Юдаев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 5 (29). - № гос. Рег. Статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http:// uecs.mcnip.ru.
5. Козенко, З.Н. Управление предпринимательством на региональном и муниципальном уровне: теория, опыт, тенденции [Текст]: монография / З.Н. Козенко, Л.Н. Медведева, И.Г. Юдаев. - М.: Вольное экономическое общество России, 2010. - 208 с.
6. Козенко, З.Н. Формирование инновационных кластеров добычи и разработки агроруд [Текст]/ З.Н. Козенко, Ю.С. Пескова // Орошаемое земледелие. - 2015. - № 1. - С. 17-18.
7. Козловски, П. Социальное рыночное хозяйство и разновидности капитализма [Текст]/ П. Козловски // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. Пер. с немецк. /Под ред. В.С. Автономова. Материалы Российско-Германской конференции. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - С. 7-18.
8. Куртов, Д. Предпринимательская ответственность и эффективность функционирования предприятия [Текст]/ Д. Куртов // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 4. - С. 56-62.
9. Мазлоев, В.З. Структурно-институциональные и функциональные особенности агропромышленной интеграции [Текст]/ В.З. Мазлоев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 4. - С. 68-72.
10. Пигров, К.С. Идея экономического порядка в современной России [Текст]/ К.С. Пигров // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. Пер. с немецк. Под ред. В.С. Автономова. Материалы Российско-Германской конференции. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - С. 36-53.

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 4 (40), 2015

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (16.02.2016)
Просмотров: 320 | Теги: сельскохозяйственные товаропроизвод, партнерство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016