Вторник, 23.07.2019, 10:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

О.И.Ларина, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, Государственный университет управления

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. В настоящее время дополняется и совершенствуется механизм государственной поддержки частных инвестиций в спортивную сферу В статье анализируется российская практика реализации государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта. При этом основной целью статьи автор ставит обобщение и систематизацию возможных в России мер государственной поддержки частных инвестиций в спортивную индустрию как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Исследованы формы государственно-частного партнерства в обозначенной сфере, тенденции развития и меры государственной поддержки. На основе анализа форм реализуемых проектов, а также правовых механизмов, обеспечивающих права инвесторов в Российской Федерации, сделаны выводы о необходимости совершенствования механизмов поддержки государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта. При реализации таких проектов необходимо учитывать специфику указанной сферы, при этом целесообразно определить прозрачные и однозначные критерии выделения государственных средств. Автор считает, что при взаимодействии предпринимательства в сфере физической культуры и спорта с государством должен достигаться баланс между частными интересами предпринимательства и социальными задачами, которые ставятся и должны решаться в интересах развития общества.

Ключевые слова: реализация инфраструктурных проектов, сфера физической культуры и спорта, государственно-частное партнерство, меры государственной поддержки инвесторов, защита прав инвесторов.


Постановка проблемы

В Российской Федерации доля предпринимательской деятельности в секторе спорта по размеру оборота оказанных услуг в общем объеме платных услуг населению составляет (по состоянию на май 2018 г.) 0,7 % (5,6 млрд руб. из 759,7 млрд руб.). В январе - апреле 2018 г. доля убыточных организаций, осуществляющих деятельность в области спорта, отдыха и развлечений, составила 39 %, а доля прибыльных - 61 %. В то же время общее финансовое положение данной сферы является убыточным (сальдо составило: -4,5, млрд руб.), в том числе убыток составил 7,2 млрд руб., а прибыль - 2,7 млрд руб. [5; 14]. Отметим, что текущая ситуация в сфере предпринимательства в спорте достаточно сложная, и хотя основная масса организаций прибыльна, убыток в отрасли превалирует в связи с тем, что самые крупные организации убыточны, также имеется тенденция уменьшения количества организаций. Вместе с тем мировой тенденцией является развитие рынка спортивных и сопутствующих услуг, который составляет в отдельных странах 2 % от валового внутреннего продукта [13].

Таким образом, нельзя сказать о позитивном развитии предпринимательской деятельности в России в спортивной сфере. В то же время сфера физической культуры и спорта имеет в настоящее время важное социальное значение, в котором заложено будущее страны. Социальная значимость будет реализовы- ваться не только в преодолении многих проблем, связанных с демографической ситуацией, ростом здорового поколения и улучшением качества жизни. Реализация спортивных проектов содействует экономическому развитию региона и занятости граждан, а также формированию досуга граждан, объединяет их и формирует систему патриотических ценностей. В этой связи остается открытым вопрос стимулирования притока частных инвестиций в обозначенную сферу.

Обзор источников, методы

Так, имеется точка зрения, что для позитивного развития предпринимательства в спортивной сфере необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу (для развития профессионального спорта как сегмента индустрии спорта), сделать «прозрачными» земельные отношения для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, стимулировать покупательский спрос и заинтересованность индивидуальных потребителей индустрии спорта, развивать предпринимательские традиции в этой сфере [3].

В то же время, как представляется, механизмом, обеспечивающим приток инвестиций в российскую спортивную сферу, может стать государственно-частное партнерство. Партнерство государства и бизнеса, правильно управляемое и грамотно регламентируемое, может стать механизмом интенсификации частных потоков финансирования в развитие российских спортивных инфраструктурных объектов. Примеров такого партнерства и взаимодействия в мире достаточно. Отметим, однако, что часть реализованных проектов ГЧП иногда не оправдывала тех вложений и не давала нужных результатов в связи с тем, что были недостаточно тщательно продуманы и проработаны все вопросы на предварительной стадии [9; 12].

По данным Национального центра ГЧП (Платформа поддержки инфраструктурных проектов) на середину 2018 г., в базе социальных проектов (раздел «Физическая культура и спорт») было зарегистрировано 90 проектов. Из них формы реализации зарегистрированы следующие: 50 ед. - в форме концессионного соглашения; 25 ед. - в форме договора аренды с инвестиционными обязательствами; 12 ед. - в форме муниципального СГЧП; 3 ед. - в форме регионального СГЧП [8]. Другие формы реализации проектов, представленные в электронной базе Национального центра ГЧП, (инвестиционный меморандум, контракт жизненного цикла или долгосрочный контракт с инвестиционной составляющей, корпоративная форма партнерства, офсетная закупка, энергосервисный контракт с признаками ГЧП, специальный инвестиционный контракт), не востребованы в этой сфере (проекты отсутствуют).

Таким образом, самой распространенной юридической моделью для реализации инфраструктурных проектов в области физической культуры и спорта, исходя из представленных выше зарегистрированных сведений о реализуемых проектах в спорте, является концессионное соглашение (заключаемое в соответствии с Федеральным законом № 115 «О концессионных соглашениях» [19]).

Актуальной задачей для развития практики ГЧП является наличие качественных правовых механизмов, обеспечивающих и гарантирующих соблюдение прав инвесторов, что повышает заинтересованность частного бизнеса и стимулирует развитие этой области. Так, механизм обеспечения гарантий соблюдения прав инвесторов представляет собой целостную систему, способствующую обеспечению реализации прав, определенных национальным законодательством. В обозначенную систему, как правило, входят такие составляющие, как: механизм контроля соблюдения правовых норм; непосредственно организация деятельности уполномоченных органов власти, а также правовые нормы, регламентирующие и гарантирующие общие права инвестора, среди которых целесообразно выделять несколько групп вопросов:

- вопросы обеспечения сохранности собственности инвестора;

- вопросы предоставления льгот инвесторам;

- вопросы, посвященные урегулированию инвестиционных споров между инвестором и государством [4; 11].

Следует отметить, что современная экономическая обстановка в основном характеризуется как нестабильная. Инвестиционные рынки находятся под действием циклических, технологических и структурных факторов.

К циклическим факторам в данном случае можно отнести низкий экономический рост и низкие процентные ставки. К технологическим факторам стоит отнести: продолжающуюся дигитализацию экономики; рост доли альтернативных источников получения заемных денежных средств на инвестиционном рынке - так называемых финтехов, развитие р2р-тех- нологий. К структурным факторам - проблемам в обозначенной сфере относится то, что рентабельность некоторых проектов становится ниже стоимости капитала. Значительное влияние на инвестиционные рынки оказывает и политика (санкционная «война» и потоки мигрантов), в результате чего инвесторы вынуждены отказаться от многих выгодных проектов в России; повышается нестабильность, неопределенность и возрастают риски.

Таким образом, есть значительные сложности с поиском инвесторов для новых проектов, так как в связи с введенными внешними санкциями прослеживается сокращение потоков иностранного капитала, и более избирательным становится их подход. Также среди российских проблем отмечается постоянная доработка правовых норм, их непостоянство и непредсказуемость поведения регулятора, что существенно влияет на интерес инвесторов к реализации проектов в России [6].

Несмотря на указанные факторы и сложности, инвестиционные проекты разрабатываются и реализуются. Все реализуемые проекты оцениваются инвесторами с позиции рискованности, в оценку которой закладывается в том числе и влияние указанных выше факторов. Так, анализируя механизмы соблюдения прав инвесторов в России, можно отметить возможность привлечения частного бизнеса в создание спортивных общественных объектов или организацию эффективного управления обозначенными объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Поскольку в данном случае одной из сторон выступает публичный партнер (РФ; субъект Федерации; муниципальное образование), то, как правило, основным ориентиром для инвестора (особенно зарубежного) становится кредитный рейтинг публичного партнера (или его облигационного выпуска).

По состоянию на начало 2018 г. только 46 субъектов и муниципалитетов Российской Федерации имели рейтинг, присвоенный кредитными рейтинговыми агентствами, и лишь 5 из них имели высший рейтинг по национальной шкале (г. Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ) (более подробно см.: [2]).

Так, наличие и значение рейтинга является первым ориентиром для инвестора при анализе рисков и возможности участия в финансировании каких-либо проектов, так как представляет собой комплексную независимую оценку рискованности инвестиций. Следует отметить, что субфедеральным и муниципальным проектам присущи более значительные риски, чем проектам федерального уровня. Даже если считать невозможность дефолта по обязательствам регионов за счет поддержки государства, то технический дефолт достаточно реален (такие случаи в российской истории были в виде задержки погашения купонных платежей или номинала по облигациям). Отметим, однако, что получение рейтинга - это немалые финансовые затраты, в связи с чем доля муниципальных образований в общем количестве регионов, имеющих рейтинг, составляет всего 8,7 %.

Вторым важным ориентиром для инвестора будет емкая и содержательная правовая база, регламентирующая предпринимательскую деятельность, в которой четко закреплены права и обязанности сторон. Российскую правовую базу, регулирующую взаимоотношения между государством и инвестором, можно представить в виде иерархичной структуры, то есть уровни, располагающиеся ниже по отношению к другим уровням, являются главенствующими. Так, базовые гарантии реализации инвестиционной деятельности, а также права на предпринимательскую деятельность и собственность отражаются в Конституции Российской Федерации. Следующий уровень, который необходимо отметить - это уровень федерального законодательства, включающего содержание Налогового кодекса РФ [7], а также Бюджетного кодекса РФ, в котором указывается, что если международный договор, заключенный между сторонами, противоречит российским нормам, то применяются нормы международного договора (см. ст. 4). Уровень федерального законодательства также включает и Гражданский кодекс РФ, где отражаются вопросы заключения договоров, в которых одной из сторон может выступать инвестор. Современный блок федерального законодательства, обеспечивающий гарантии прав инвесторов: ФЗ № 160 от 09.07.1999 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [15]; ФЗ № 39 от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [16]; ФЗ № 46 от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [17].

Поддержка инвесторов возможна не только в рамках указанных нормативных актов. Например, предусмотрен порядок, в соответствии с которым гарантированы неизменными основные параметры реализации проекта. Так, при возникновении изменений макроэкономических переменных или правовых норм, которые затрагивают проект (например, какие-либо льготы или налоги), должны быть внесены согласованные изменения в ранее заключенный контракт [18]. Также в исследуемой сфере одним из уровней нормативного регулирования является региональный уровень, где могут быть собственные механизмы реализации поддержки инвестиционной деятельности (анализ далее).

Результаты

Следует отметить, что поскольку существует большое количество моделей ГЧП, которые отличаются правами и обязанностями сторон в соглашениях, то отличаются и риски, принимаемые на себя этими сторонами. Соответственно не могут быть едиными меры поддержки со стороны государства. Следовательно, чем больше ответственность частного бизнеса за принимаемые на себя риски, тем более высокую степень обеспечения гарантий соблюдения его прав целесообразно развивать в рамках правового регулирования.
Как отмечалось выше, в правовом механизме обеспечения гарантий соблюдения прав инвесторов целесообразно выделять несколько групп вопросов, в том числе вопросы предоставления льгот инвесторам. Можно отметить наличие в Российской Федерации налоговых и неналоговых льгот, применяемых при частных инвестициях в экономику (см. таблицу).

Таблица
Возможные в Российской Федерации льготы для инвесторов

Примечание. Составлено по: [4; 7; 11].

Из представленных в таблице сведений можно заметить наличие в России достаточно емкого государственного подхода, способствующего привлечению частных инвестиций в обозначенную сферу. При этом отметим, что в настоящее время Министерство спорта РФ развивает возможные механизмы поддержки инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта. Так, например, планируется применение предоставления субсидий на софинансирование затрат на создание и эксплуатацию объектов для субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также предоставление субсидий на софинансирование затрат на создание инженерных сетей для субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность в сфере физической культуры и спорта.

В связи с проводимым анализом можно заметить, как наличие уже действующих мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в сфере физической культуры и спорта, так и планируемые действия в данной области. Вместе с тем есть ряд проблем, решение которых будет способствовать стимулированию потока инвестиций в сфере физической культуры и спорта: наличие «систем
ных барьеров»; необходимость софинансиро- вания региональных и муниципальных проектов ГЧП из федерального бюджета [1]; непрозрачность механизмов отбора проектов и нечеткость критериев программы по субсидированию процентных ставок в проектах ГЧП (что отмечено автором в результате анализа действующей правовой базы).

Заключение

Для повышения заинтересованности инвесторов целесообразно сформировать четкий и обоснованный механизм предоставления субсидированных кредитов проектам ГЧП, в котором были бы однозначно прописаны критерии программы по субсидированию процентных ставок. Другой существенной проблемой, тормозящей развитие отрасли физической культуры и спорта, следует назвать низкую коммерческую привлекательность этой отрасли. Для успешной реализации проектов в спорте целесообразно пересмотреть действующие спортивные объекты с позиции их коммерческой окупаемости. При этом нерентабельные, но социально значимые проекты следует исследовать более тщательно, поскольку их развитие возможно только при соблюдении коммерческих интересов частного бизнеса. Целесообразным представляется реализация и развитие стимулирующих мер (в том числе налоговых) на федеральном и региональном уровнях, а также формирование эффективных механизмов обеспечения прав инвесторов при реализации проектов в социальной сфере в Российской Федерации. При взаимодействии предпринимательства в сфере физической культуры и спорта с государством должен достигаться баланс между частными интересами предпринимательства и социальными задачами, которые ставятся и должны решаться в интересах развития общества. Такими социальными задачами в настоящее время являются: повышение доли граждан РФ, занимающихся спортом; уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями; доля российских спортсменов, ставших призерами Олимпийских игр; успешная подготовка и проведение международных спортивных соревнований; вхождение сборной команды России в тройку призеров; количество созданных рабочих мест в спортивных организациях и другие [10]. При этом показателями, характеризующими эффективность обозначенного взаимодействия, являются такие, которым свойственна успешность в достижении поставленных всеми субъектами взаимодействия индивидуальных целей развития. Проводя анализ предпринимательской деятельности в спортивной сфере с целью определения ее эффективности и содействия решению социальных государственных задач, следует учитывать, что такой анализ и мониторинг должен быть организован государственными органами без внедрения дополнительной административной нагрузки на предпринимательство, поскольку, как отмечалось выше, текущая финансовая ситуация в данной сфере достаточно сложная.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заседание рабочей группы по вопросу развития ГЧП в сфере физической культуры и спорта, созданной по инициативе вице-премьера Аркадия Дворковича (от 10.09.2016). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/29/novosti/ pppcenter-news/investoram-v-proektax-gchp-v-sporte- trebuetsya-garantiya-vozvratnosti-investiczij. html (дата обращения: 10.09.2018). - Загл. с экрана.
2. Ларина, О. И. Деятельность рейтинговых агентств в РФ и их влияние на субфедеральные заимствования / О. И. Ларина, Н. В. Морыженко- ва // Управление : науч.-практ. журн. - 2017. - Вып. 4 (18). - С. 22-28.
3. Маслов, А. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Маслов Александр Викторович. - Екатеринбург, 2013. - 24 с.
4. Методические материалы для органов власти субъектов Российской Федерации о реализации проектов на основе государственно-частного партнерства по развитию спортивной инфраструктуры / Министерство спорта Российской Федерации. 2017. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. minsport.gov. ru/2017/doc/A5_Sport _2_2017_e_.pdf (дата обращения: 05.09.2018). - Загл. с экрана.
5. Министерство спорта Российской Федерации. Аналитические материалы и базы данных. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/2017 (дата обращения: 30.09.2018). - Загл. с экрана.
6. Модели финансирования естественных монополий: бюджетное, корпоративное и проектное финансирование / С. Н. Сильвестров, Н. В. Кузнецов, Г. Л. Подвойский, Н. Е. Котова // Финансы: теория и практика. - 2017. - N° 5. - С. 22-29.
7. Налоговый кодекс РФ (в ред. от 28.11.2018). - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс».
8. Национальный центр ГЧП. Платформа поддержки инфраструктурных проектов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. pppi.ru/content/proektnye-iniciativy-0 (дата обращения: 10.09.2018). - Загл. с экрана.
9. Партнерство государства и частных инвесторов: методики и практика Министерства спорта России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://sportengineering.ru/article/partnerstvo- gosudarstva-i-chastnyh-investorov-metodiki-i- praktika-ministerstva-sporta-rossii (дата обращения: 14.11.2018). - Загл. с экрана.
10. План деятельности Министерства спорта на 2013-2018 гг. / Министерство спорта Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. minsport. gov. ru/plandeiatelnsti Minsporta13-18 (дата обращения: 27.09.2018). - Загл. с экрана.
11. Региональный ГЧП-стандарт v. 2.0. - 2014. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// pppcenter.ru/assets/docs/region_gchp_standart.pdf (дата обращения: 10.10.2018). - Загл. с экрана.
12. Сазанов, В. Е. Государственно-частное партнерство. Гражданско-правовые, административно- правовые и финансово-правовые аспекты / В. Е. Сазанов. - М. : Буки Веди, 2012. - 492 c.
13. Селиваненко, А. Е. Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта и механизм ее развития в рыночных условиях хозяйствования : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Селиваненко Алексей Евгеньевич. - М., 2003. - 24 с.
14. Социально-экономическое положение России, январь - май, 2018 / Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/social/osn-05-2018.pdf (дата обращения: 27.09.2018). - Загл. с экрана.
15. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ. - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Федеральный закон «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник: "Вестник Волгоградского государственного университета". Серия 3.Экономика. Экология. 2019. Т. 21. № 1


Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (16.06.2019)
Просмотров: 36 | Теги: спорт, инвестиции, государственно-частное партнерство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь