Суббота, 14.12.2019, 17:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Ю.Б.Хохлова, О.Э.Мишакова

ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Технический и научный прогресс ХХ в., обусловивший высокие строительные темпы и наращивание территорий городов, обернулся обезличиванием жизненного пространства человека. Одним из способов восстановления утраченного равновесия в современной архитектуре и градостроительстве стало применение малых архитектурных форм. Их перечень обширен - это и элементы мощения, и ограждения, и места отдыха и т. д., и все они имеют немаловажное значение в создании комфортной среды в городе [1]. Особая роль в этом отводится городской монументальной скульптуре.

Городская скульптура становится продолжением архитектуры и вызывает неподдельный интерес жителей и туристов, гостей города. Возникающая к месту и ко времени городская скульптура способна преобразить самое заурядное пространство или же усилить существующие достоинства и расставить акценты в насыщенном историческом центре.

Скульптура (от латинского sculpo высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного, физически 3-мерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре человек, реже животное (анималистический жанр), ещё реже природа (пейзаж) и вещи (натюрморт) [2].

По содержанию и функциям скульптура делится на: монументально- декоративную, непосредственно связанную с конкретным архитектурно- пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключается в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты); декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой создаёт определённый облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. Городская скульптура - располагается на улицах города, делает некоторые безликие улицы торжественными и интересными [3].

Монументальная скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются для конкретного архитектурно- пространственного или природного окружения, отличаются единством содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом и отражают значительные исторические события, создаются в честь выдающихся людей. Монументальная скульптура адресована массовому зрителю, призвана конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками [4].

Кроме того, монументальная скульптура как самостоятельная разновидность отличается благодаря преобладанию в ней таких функций, как мемориальная, социальная, просветительская, воспитательная. Важнейшее ее качество - монументальность определяется размерами, пропорциями, связью с окружающей архитектурной средой, материалом, фактурой. Как всякое монументальное искусство, подобная скульптура наполнена высоким идейным содержанием. Её образы обобщены, величественны, а также героичны. Скульптору-монументалисту необходимо умение отбирать самое главное, непреходящее, избегать детализации.

В городской скульптуре традиционно выделяют несколько направлений: пластические произведения, связанные с биографией того или иного деятеля; аллегоричная скульптура, передающая отвлечённую идею посредством образа; скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений; памятники, посвящённые различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям [5].

Необходимо заметить, что памятник - самая распространённая форма скульптуры. Её основное предназначение - сохранить напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам от поколения к поколению передаётся информация об ушедших людях и прошлых событиях. В этом случае памятник всегда актуален и не выступает как отклик о давно минувшем, так как в каждом культурно- историческом периоде он символизирует что-то своё.

Данный постулат подтверждается Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в котором в статье 3 «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» говориться, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации «...» относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, «...» социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: «...» памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями «...» произведения монументального искусства; объекты науки и техники «...» [6].

Монумент очень близок памятнику, так как обладает функцией напоминать людям о каких-либо значимых событиях. Иногда провести четкую границу между памятником и монументом вызывает затруднения. Но у каждого из них есть своя специфика и особенности. Во-первых, памятник имеет более классические формы выражения, чем монумент, который всегда величественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица или исторического события. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства, (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде) [7].

Тем не менее, и монумент и памятник являются не просто частью ландшафта, без которого современный городской пейзаж невозможно представить, но занимают особое место в ряду объектов экскурсионного показа, а зачастую и единственным доказательством или иллюстрацией того или иного события или явления.

Современный город Улан-Удэ (до 1934 город Верхнеудинск) богат историческими событиями и городской скульптурой.

В период с 1990 г. по 2010 г. столица республики входила в список исторических городов России, что не могло не отразиться на её облике.

Быстрыми темпами возросло количество памятников монументального искусства и городской скульптуры. Но не все скульптуры, украшающие улицы города Улан-Удэ, являются памятниками официально, а значит, не находятся на государственной охране, хотя многие сооружения имеют важное историческое и эстетическое значение для города.

В рамках данной статьи автор уделяет особое внимание одному из районов города Улан-Удэ, а именно - Советскому (Центральному), как исторической части города, с которого начиналась его история и приводит наиболее яркие и выдающиеся примеры городской скульптуры по выделенным выше направлениям.

Смысл в определение роли архитектурных и скульптурных монументов, памятников, мемориальных ансамблей в облике города, выявление основных тенденций развития архитектурно-пластической среды города, заключается в том, что все перечисленное имеет существенное значение для изучения и понимания ценности сохранения исторической справедливости и культурного наследия [8].

В данном смысле, одним из первых памятников - монументальных скульптурных изображений города Улан-Удэ является памятник борцам, погибшим за власть Советов в Забайкалье (см. рис. 1), сооружённый и установленный в 1920 г. в Нагорной части города (ныне площадь Советов, является памятником федерального значения).

В 1970 г. монумент был перенесён на площадь Революции. Памятник изготовлен по проекту архитектора Н. А. Котова. Основанием ему служат камни, принесённые красногвардейцами и партизанами, отряды которых освобождали город Верхнеудинск. Данный объект используется в рамках исторических экскурсий, посвящённых революционному прошлому города. Принят на государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30. 08. 1960 г. [9].

Рис. 1.

Следующим, не менее важным, является памятник красногвардейцам и партизанам, павшим в боях за освобождение Верхнеудинска от японо-американских интервентов и семеновских банд 2 марта 1920 г. (см. рис. 2). Установлен в 1953 г. на месте братской могилы 18 красногвардейцев и партизан, погибших в бою за освобождение Верхнеудинска. Скульптор А. И. Тимин [9].

Рис. 2.

Из мемориальных - отметим следующие монументы: памятник Доржи Банзарову (1822-1855 гг.), первому бурятскому учёному, известному востоковеду. Установлен в 1957 г., скульпторы А. Р. Вампилов и А. И. Тимин (см. рис. 3).

Рис. 3.

В 1970 г. административный центр города, площадь Советов приобрела современный вид. Завершающим моментом стала установка памятника В. И. Ленину (см. рис. 4). По художественной форме этот памятник уникален. Он не похож на привычный всем образ В. И. Ленина. Авторами монумента являются скульпторы Г. В. и Ю. Г. Нерода. Их работа, положенная в основу памятника, экспонировалась в Париже и Монреале. Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы А. Н. Душкин и П. Г. Зильберман. Необычность объекта заключается в смелом применении авторами привычных художественных форм в совершенно новом архитектурно-пространственном контексте.

Рис. 4.

Скульптура состоит из сочетания головы большого масштаба, отлитой от бронзы, и призматического блока постамента. Последний по высоте 6,30 м в верхней части почти квадратный в плане (4,52x4,71 м), в нижней - прямоугольный (4,52x5,80 м), так как задняя грань его наклонена. Объем облицован плитами зеленовато-серого полированного гранита и установлен на прямоугольной площадке (10,00х12,06 м) из каменных плит. Скульптура имеет высоту 7,50 м при наибольшей ширине 4,50 м, вес - 42 тонны. Она опирается на постамент только в передней части - как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. При кажущейся неустойчивости, скульптура, по мнению специалистов, способна выдержать землятресение 8-9 баллов.

Памятник «Красавица Ангара» (рис. 5).

Рис. 5.

У входа в Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова, установлен памятник легендарным супругам, великим мастерам балетного искусства - Ларисе Сахьяновой и солисту театра Петру Абашееву. Л. П. Сахьянова первая профессиональная бурятская балерина, педагог, народная артистка СССР, внесла большой вклад в развитие бурятского балета. Установлен в 2000 г., скульпторы А. Миронов, Д. Уланов.

Рис. 6.

Примечательна скульптура - «Гостеприимная Бурятия» (рис. 6). В 2001 г. памятник установили в самом центре города, но в 2008 г. её перенесли к Селенгинскому мосту. По словам В. П. Итыгилова, главного архитектора Улан-Удэ, новое месторасположение гораздо лучше подходит для памятника «Гостеприимная Бурятия» и вполне может претендовать на звание «бренда» Улан-Удэ. На руках у женщины, встречающей гостей, традиционный бурятский хадак. Скульптура по сей день остаётся одной из самых высоких в городе, так как установлена на 8-метровом постаменте.

Рис. 7.

Скульптура «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия» (см. рис. 7). Она была создана в 2004 г., вместе с реконструкцией части ул. Ленина. Улица наполовину стала пешеходной, а памятник стал культовым началом пешеходного «арбата». Памятник символизирует процветание, имеет буддийские символы и рог изобилия. Известный скульптор А. Миронов выступил в роли автора этой композиции, который настоял на том, чтобы на острие рога изобилия поместили шар с отверстием, куда жители и гости Улан-Удэ могли бы кидать монетки.

Рис. 8.

Памятник Гэсэру (рис. 8). Это ещё одно достояние города, которое было подарено Улан-Удэ в 2006 г., хоть и решение об установке памятника было принято ещё в 1996 г., когда в Бурятии широко отмечалось 1000-летие «Гэсэриады» . Автором скульптуры вновь стал А. Миронов. Скульптурный герой бурятского эпоса твёрдо держится на коне, который стоит на постаменте всеми четырьмя копытами. В руках у Гэсэра - копье, которое устремлено в небо. Высота скульптуры без учёта постамента - около 6 м, a вместе с копьём - почти 9 м. Необходимо отметить, что до 2006 г. в Бурятии не было скульптурного образа героя национального эпоса Гэсэра.
 

Рис. 9.

Памятник жертвам политических репрессий 1930-1950 гг. На гранитном постаменте, с одной стороны которого ступени, скульптура изображает мать и ребёнка, в другую сторону от них направлены копья, опутанные клубком колючей проволоки (рис. 9). Надпись на памятной доске: «Жертвам политических репрессий» (на постаменте); «Здесь с 1920 размещались ВЧК, НКВД, ОГПУ». Открытие монумента состоялось 30 октября 2007 г. Скульптор - В. Б. Бухаев.

Рис. 10.

Памятник А. П. Чехову (рис. 10). Бронзовую фигуру русского писателя Антона Чехова высотой 1,75 м установили в Улан-Удэ около МАУ «Музей истории города Улан-Удэ» на пешеходной части ул. Ленина. Рядом с памятником находится дощечка с цитатой классика, в которой он отзывается о Верхнеудинске, как о «миленьком городке». Открытие состоялось под звуки струнного оркестра, игравшего Ф. Шопена и другие классические произведения. Скульптуру установили в преддверии 347-летия Улан-Удэ в 2013 году [10].

Одним из собирательных образов, имеющих историческое значение для Улан-Удэ, является памятник верхнеудинскому купцу (рис. 11). Открытие памятника было приурочено ко Дню российского предпринимателя, который отмечается 26 мая. Скульптура установлена в 2014 г. перед отреставрированным двухэтажным памятником архитектуры - бывшим «Пти-Отель» верхнеудинской мещанки Селищевой [10].

Итак, рассмотрев в рамках статьи некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, примеры городской скульптуры Советского района города Улан-Удэ, мы можем говорить о том, что, в целом в районе сосредоточено - 31 скульптура. Из них на государственной охране состоит, т. е. являются памятниками - 6 (2 - федерального значения, 4 - регионального значения).

Также, систематизируя все выявленные скульптуры Советского района города Улан-Удэ, выделим объектов пластических произведений, связанных с биографией того или иного деятеля - 1; к аллегоричным скульптурам, которые передают отвлечённую идею посредством образа следует отнести - 7; к скульптурам, отображающим собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений - 1; к памятникам, посвященным различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям - 21.

Кроме того, по своей основной функции можно говорить, что большинство скульптур и памятников, посвящённых государственным деятелям, культуры и героям имеют мемориальную, социальную, просветительскую и воспитательную функцию.
Таким образом, городская скульптура оживляет улицы, определяет узнаваемость и неповторимость конкретной пространственной- архитектурной среды.
 

Рис. 11.

Кроме того, скульптурные изображения зачастую не просто аллегоричны, а помогают запечатлеть конкретные важные исторические события определённого города, являясь не только объектом культурного наследия и экскурсионного показа, но и определённым маркером места.

Список литературы

1. Архитектурно-строительный портал-www.ais.by. URL: http://ais.by/story/1460 (15.11.2018).
2. Вокабула.рф. Энциклопедии, словари, справочники - онлайн. URL: http://www.вокабула.рф/словари/словарь-терминов-изобразительного искусства/скульптура (18.12.2018).
3. Хелпикс. Орг Интернет помощник. URL: https://helpiks.org/7- 9754.html (18.12.2018).
4. Монументальная скульптура. Словарь. Александр Николаевич Бенуа. URL: http://www.benua.su/?item=f182965b-7972-45a7-82f1- 8cf37b7f8a77&termin=8f5fbefe-cc42-4a97-94e3-10ace5a91fdc (18.12.2018).
5. Хелпикс Орг. Интернет помощник. URL: https://helpiks.org/7- 9754.html (20.12.2018).
6. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base. garant.ru/12127232/#ixzz5cXcVHD8x (15.01.2019).
7. Старый замок - интернет-форум URL: http://rdr.rusff. ru/viewtopic.php?id=191 (10.01.2019).
8. Архитектура Улан-Удэ: история и современность. URL: http://soyol.ru/culture/architecture/638/ (03.12.2018).
9. Памятники архитектуры и истории. Том I. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия / науч. ред. В. К. Гурьянов. - Улан-Удэ : Республиканская типография, 2010. - С. 197.
10. Визит Бурятия - Интернет-портал. URL: http://www.visitburyatia. ru/places/section-127/item-236496/ (10.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (27.11.2019)
Просмотров: 13 | Теги: скульптура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь