Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

А.А.Озерина

ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В психологическом знании существует объективная необходимость понимания феномена городской идентичности, как в целях углубления научного психологического знания о природе, свойствах и основных компонентах данного понятия, так и в практических целях для регулирования миграционных процессов и отношений между различными этническими, религиозными и другими социальными группами. Важность исследования городской идентичности заключается и в ее влиянии на улучшение имиджа города, развитие его бренда, популяризации и узнаваемости конкретного населенного пункта, а следовательно, привлечение инвесторов и повышение конкурентоспособности. Грамотное применение знаний об особенностях формирования данного феномена может опосредовать увеличение уровня удовлетворенности жизнью горожан. При этом наблюдается дефицит научных психологических исследований городской идентичности. В статье подробно охарактеризована значимость проведения научного исследования данного феномена. Проблема городской идентичности носит междисциплинарный характер, благодаря чему сложились теоретические подходы к ее пониманию как к компоненту социальной идентичности, отражающему чувство территориальной принадлежности и осознание жителями уникальных черт, истории, символов и признаков города. Автором статьи выделяются и анализируются основные характеристики городской идентичности, такие как значимость социального аспекта при формировании городского самосознания, интеграция внутренних и внешних свойств данного феномена, наличие специфических функций, конструирование образа города в процессе межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: городская идентичность, городское самосознание, бренд города, имидж города, образ города, городская общность.

 
В современной психологии городская идентичность редко является самостоятельным предметом научных исследований. При этом она является важнейшим компонентом социальной идентичности. А городское пространство, в свою очередь, представляет собой не только основной компонент социальной среды, но и значимый источник знаний человека о самом себе, одно из оснований формирования его идентичности (Г.М. Андреева, Н.С. Дягилева, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, А.В. Микляева, П.В. Румянцева и др.). Как отмечают исследователи городской идентичности, «город - это не только географическое, экономическое или социально- демографическое явление, представляющее интерес исключительно для соответствующих наук, но и важнейший объект психологических исследований, прежде всего как фактор личностного развития и психологического благополучия конкретного человека» [4, c.15].

С точки зрения практической психологии значимость исследования городской идентичности обусловлена, во-первых, тем, что понимание особенностей формирования городского сообщества позволяет определить стратегии развития и продвижения интересов и маркетинга города [5]. Грамотное брендирование города невозможно без знания особенностей городской идентичности его жителей.

Во-вторых, интеграция городского сообщества на основании сформированной позитивной городской идентичности позволяет снизить значимость этнических, религиозных и социальных барьеров, а также повысить ощущение удовлетворенности жизнью горожан. Это возможно при составлении целенаправленных научно обоснованных программ сопровождения коренного населения и мигрантов.

И, наконец, в-третьих, актуальность изучения городской идентичности повышается, в случае когда в регионе наблюдается отрицательная динамика миграционных процессов. Формирование негативной или нулевой (несформированной, размытой) идентичности зачастую провоцирует стратегию индивидуальной мобильности, состоящую в попытке сменить группу [7]. Это проявляется в случае с городской идентичностью в форме переезда в другой населенный пункт, а также сопровождается ощущением неполноценности, ущемленности и неудовлетворенности жизнью.

Несмотря на то что проблема изучения городской идентичности стоит достаточно остро, работы по данной теме в отечественной и зарубежной психологии носят скорее эпизодический характер.

Основное внимание данному феномену уделяется со стороны социологов, культурологов, этнографов, экономистов. В рамках данных наук под городской идентичностью, как правило, понимают частный случай территориальной или региональной идентичности (Е.В. Головнева, Г.С. Денисова, Д.М. Семенова, Е.О. Евсеенковка и др.) либо компонент социальной идентичности (Н.С. Дягилева, О.И. Вендина и др.). Так или иначе, городская идентичность в такой интерпретации тесно связана с географическим местом и социумом. Например, Н.С. Дягилева в работе «Теоретические аспекты городской идентичности» определяет данный феномен как «компонент социальной идентичности личности, социокультурный конструкт, формируемый в результате идентификации человека с конкретной городской общностью и определяемый усвоением и воспроизводством символического капитала города, социальных норм и стиля жизни, объединяющих жителей данного города» [3, с. 56].

Подобной точки зрения на определение городской идентичности придерживаются специалисты в области маркетинга и брендирования городов (Д.В. Визгалов, А.Н. Ломакина, С.О. Лебедева, Ю.Ю. Абышева, А. Инш, К. Динни и др.). Согласно современным экономическим исследованиям городская идентичность представляет собой восприятие города, так называемый взгляд изнутри. Соответственно, существует и взгляд на город со стороны, определяемый как имидж города. Городская идентичность и имидж города активно влияют друг на друга и совместно обусловливают становление бренда города [1]. Тем не менее в рамках данного направления исследований городская идентичность рассматривается не столько как выражение внутренних ментальных образов, сколько с позиции внешних координат: названия улиц, лозунги и контекстная реклама, архитектурные каноны, организация общественных пространств, памятники и музейные экспозиции, отношение горожан к своим дворам, подъездам и т. д. [1]

Не менее существенным является признаваемый исследователями факт того, что для определения городской идентичности важно «место не само по себе, а чувство места, сплав физической реальности и вызываемых ею эмоций» [2, c. 83]. С этой позиции психологический взгляд на городскую идентичность наиболее востребованный. Как уже было сказано нами ранее, в психологии исследования данного феномена малочисленны. Однако понимание городской идентичности в отечественной и мировой психологии на данный момент сложилось благодаря изучению городской и региональной ментальности (Г.В. Акопов, Т.В. Иванова), средовой идентичности (С.А. Богомаз, К. Линч, S. Clayton, S. Opotow), территориальной идентичности (И.С. Самошкина и др.). Данное понятие также раскрывается при исследовании таких явлений, как «идентичность города», «идентичность с городом», «городская ментальность», «идентичность места».

Городская идентичность как социально- психологический феномен начала исследоваться в отечественной психологии благодаря работам А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой. Они считают, что городскую идентичность следует рассматривать как компонент социальной (не личностной) идентичности, результат идентификации с группой людей, составляющих население того или иного города, и противопоставления населению других городов [4].

Несмотря на то что городская идентичность чаще трактуется в рамках социальной идентичности, вопрос о ее принадлежности является теоретически важным и отчасти открытым. Поскольку идентичность является продуктом не столько коллективного опыта, сколько личного, и смысловое наполнение данного понятия, эмоциональное отношение и восприятие города, конкретные действия и поступки преимущественно отражают индивидуальный уровень и принадлежат конкретному носителю, то изучение ее только в рамках методологии социальной психологии, с нашей точки зрения, не совсем корректно. Необходимо осмысление этого феномена и в контексте психологии личности, выявление индивидуального уровня в построении образа города, формирование отношения к нему и определение характера взаимодействия человека с городской средой.

Возможно, перспективное решение данного вопроса находит воплощение в рамках социального конструкционизма. Такой точки зрения придерживается Д.М. Семенова, которая определяет городскую идентичность как «совокупность символов, идеологем и мифов, лежащих на пересечении различных дискурсивных пространств города и укоренившихся в городском сознании» [6, с. 56]. Кроме того, ученый указывает на важность исследования процесса конструирования городской идентичности, отмечая динамичный характер данного феномена [6].

Обобщая предложенные исследователями трактовки феномена городской идентичности, мы можем констатировать следующие основные признаки данной дефиниции:

1. Социальная принадлежность. Неизменно основной составляющей городской идентичности является социальный аспект, характеризующийся территориальной принадлежностью и конкретной группой людей (населением).

2. Структурированность. Структура городской идентичности, с нашей точки зрения, проявляется на эмоциональном, когнитивном, поведенческом и мотивационном уровнях. Эмоциональный компонент городской идентичности может быть представлен в виде отношения к городу и к себе как его жителю, удовлетворенности городской жизнью, проявления интереса к истории и культурной жизни города, демонстрации чувств к своим землякам. Когнитивный компонент содержит сформированный образ города и городского пространства, понимание его уникальности. Поведенческий компонент обусловливается содержанием каких-либо действий, определяющих человека как горожанина (например, реализация совместных инициатив с жителями города, пожертвования на городские нужды, благоустройство города или, напротив, акты вандализма и т. д.). Мотивационный компонент отражается в виде миграционной динамики и характере желания (или нежелания) быть жителем этого города.

3. Совместное конструирование. Городская идентичность формируется в процессе межличностного взаимодействия путем сопоставления себя с группой, представляющей жителей этого города.

4. Интегративный характер. Понятие городской идентичности тесно взаимосвязано с такими феноменами, как бренд и имидж города. Она определяет имидж города - его восприятие извне, на котором, в свою очередь, строится бренд города. Городская идентичность отражает не только представления горожан о городе, но и своем месте в нем, принадлежности к городскому сообществу, то есть является внутренним ментальным образом. В то же время она влияет на уникальность содержания внешнего городского пространства, включая как внутренние, так и внешние характеристики.

5. Функциональность. Городская идентичность прямо и косвенно определяет имидж и бренд города, представление человека о своем психологическом благополучии и качестве жизни, уровень конфликтов на социальной почве, миграционные процессы.
Таким образом, городская идентичность - это социально-психологический феномен, отражающий осознание личностью своей принадлежности к городскому сообществу, выраженное в определенном отношении к городу и его жителям и проявляющееся в соответствующем городском поведении.

С нашей точки зрения, преимущественным направлением теоретического исследования городской идентичности в психологии является определение природы, свойств и структуры данного феномена. В эмпирическом плане интересным является изучение процесса формирования городской идентичности в рамках социального взаимодействия, происходящего на конкретной территории, а также способов выражения городской идентичности через отношение к городу и определенное городское поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визгалов, Д. В. Брендинг города / Д. В. Визгалов. - М. : Ин-т экономики города, 2011. - 160 с.
2. Головнева, Е. В. Региональная идентичность: теоретические аспекты изучения / Е. В. Головнева // Уральский исторический вестник. - 2013.- № 2 (39). - С. 81-88.
3. Дягилева, Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н. С. Дягилева // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - Екатеринбург : УрФУ 2013. - С. 54-59.
4. Микляева, А. В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса. Ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. - М. : Речь, 2011. - 160 с.
5. Понукалина, О. В. Имидж территории в контексте повышения привлекательности региона / О. В. Понукалина, Л. В. Логинова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 1 (31). - С. 65-72. - DOI: http:// dx.doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.1.9.
6. Семенова, Д. М. Формирование городской идентичности в малых городах России / Д. М. Семенова // СИСП. - 2015. - № 6 (50). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-gorodskoy-identichnosti-v- malyh-gorodah-rossii (дата обращения: 27.10.2016). - Загл. с экрана.
7. Янгирова, С. М. Социальная идентичность: общие проблемы / С. М. Янгирова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 2 (8). - C. 203-207.

Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 4 (34)

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (23.09.2017)
Просмотров: 21 | Теги: Городская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь