Суббота, 03.12.2016, 01:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

К.А.Ходжаева
Научно-исследовательский центр Ташкентского государственного экономического университета, Узбекистан

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Развитие национальных инновационных систем - основной итог научно-технического и инновационного развития к концу ХХ - началу XXI века. В условиях глобализации они становятся ключевым фактором в способности привлекать инвестиции.

Ключевые слова: национальная экономика, национальные инновационные системы, наукоёмкая продукция, коммерческая глобализация.

 

Современная цивилизация - техногенная по своему типу и развивается на основе массовых технологических новаций, формируемых на базе фундаментальных научных знаний. Технологические инновации в сфере транспорта и связи усилили процессы глобализации, которая делает знания всё общедоступными, что ускоряет интернационализацию сферы исследований и разработок и, прежде всего, инноваций. Международное сотрудничество в области науки, технологий и инноваций расширяет возможности национальных экономик, вовлечённых в этот процесс, благодаря обмену идеями, талантами и т.д.

В то время как инновации являются традиционными для национальной экономики, глобализация меняет масштаб научно-технологических инноваций, заметно расширяя выбор для сотрудничества внешних партнеров. Глобализация и техногенная цивилизация развивает более 50-ти макротехнологий (например, аэрокосмическую), которые обеспечивают производство наукоёмкой продукции. Причём приоритет большинства из них, как и 80 % производства наукоёмкой продукции, принадлежит семи промышленно развитым странам. На долю США приходится примерно 22 макротехнологии, Германии - 11, Японии - 8, Англии и Франции - по 3-4. А весь остальной мир может претендовать на авторство лишь 2-3 макротехнологий [6].

Выделяют следующие топ-технологии: биотехнологии, информационные технологии, технологии материалов, нанотехнологии. Если ими занимаются развитые страны, другие технологии в настоящее время доступны многим, в том числе развивающимся экономикам. Такие технологии отражают перспективные направления, способствующие полноценному биологическому и социокультурному воспроизводству человека (так называемые high-hume технологии): дешёвая солнечная энергия, технология очистки и фильтрации воды, сокращение отходов и токсичных веществ в производстве, улучшенные методы диагностики и хирургии, производство тканей живых организмов для имплантации, средства доступа «всегда и везде» и т.п.

С глобализацией всё более условным становится деление отраслей на экспор- ториентированные и работающие на внутренний рынок. Сектора, которые важны для национальной экономики, смогут эффективно развиваться, только если будут интегрированы в мировые рынки. Многие технологические разработки окупаются только при условии их коммерциализации на уровне мирового рынка, доступного транснациональным корпорациям (ТНК). Ни одна корпорация не выполняет больше 50 % объёма работ внутри страны. Фактически создана мировая мастерская, функционирующая в виде сети и работающая по единым стандартам в едином информационном пространстве. Чтобы попасть в эту сеть, надо иметь конкурентоспособный товар, а также определённую политическую поддержку властей страны. Поэтому одним из перспективных путей сохранения и даже расширенного воспроизводства сферы НИОКР в Узбекистане, как и во многих других развивающихся экономиках мира, на ближайшую перспективу может стать её дальнейшее вовлечение в процессы международной научно-технологической интеграции, как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровне.

Развитие национальных инновационных систем (НИС) в развитых государствах (как принципиально новой формы экономического и финансового взаимодействия вовлечённых в инновации экономических агентов) - основной итог научно- технического и инновационного развития к концу ХХ в. - началу XXI века. Его важнейшие результаты: ускорение инновационных процессов, преодоление исторической изолированности науки как самодостаточной сферы деятельности; отказ от линейных методов создания новшеств (научная идея - разработка - производство - рынок) в пользу формирования нелинейных, сетевых национальных и региональных систем создания, финансирования и рыночного освоения нововведений. В рамках НИС указанные элементы могут комбинироваться в любом порядке в зависимости от конкретных целей и задач новаторов. Главное в том, что они обеспечивают постоянное и непрерывное зарождение и реализацию кластеров радикальных нововведений, которые, «созидательно разрушая» старые производственные структуры, создают основу устойчивого инновационного роста.

В контексте вхождения экономики Республики Узбекистан в мировую экономику проблема инновационного развития и формирования национальной инновационной системы и повышения конкурентоспособности национальной экономики указывает на необходимость адаптации её к критериям глобализации. Ведь для мирового рынка характерны формирование международных инновационных сетей, совместные научно-технические исследования и разработки корпораций и стран. При этом на первый план часто выступают не интересы отдельных национальных экономик, а интересы глобальных компаний и, в конечном счёте, научно-техническое и экономическое развитие отдельного региона и в целом интересы всей мировой экономической системы.

НИС имеют основную технологическую и коммерческую сферу специализации и взаимодействуют с глобальными инновационными системами. В условиях глобализации динамичные элементы НИС становятся ключевым фактором в способности национальной экономики привлекать иностранные инвестиции, которые привносят новые технологии; заинтересовать в инновациях инвесторов (венчурный капитал и т.д.); получать выгоду от международной мобильности высококвалифицированной рабочей силы. Другой подход в рамках сетевой концепции структуры НИС определяется в двух направлениях: 1) как эффект от масштаба; 2) как дематериализованная виртуальная инновационная сеть, основанная на процессе перекрёстного обучения между соединёнными электронной связью субъектами.

Национальная инновационная система - система, состоящая из функциональных элементов, включающих предприятия, организации и учреждения любой формы собственности, а также органы государственной власти и управления, которые во взаимодействии в рамках правового поля и обычаев делового оборота осуществляют инновационную деятельность в масштабе государства [2].

Но во всех определениях национальной инновационной системы роль различных институтов, влияющих на формирование, функционирование и развитие её инновационности, не подчёркнута. Это фундаментальные организации - университеты и научно-исследовательские институты и лаборатории, банки, венчурные компании, предприятия-лидеры бизнеса, публичные фонды; юридические компании (особенно специализирующиеся в сфере прав собственности) и регулирующие институты (комитеты по стандартизации, этические компании) и т.д. Даже эти институты значительно различаются по странам и регионам. Поэтому влияние их на инновационную динамику может быть разнообразным. Кроме того, экономическая эволюция при инновационном развитии способствует избеганию блокирования на регионе, на зависимости от регионального пути развития и обновления.

Инновационное развитие требует как эффективного использования текущих активов и мощностей, так и обновления. Первое предполагает поддержание стабильной организационной структуры, чётких стандартов в организационном отношении, в то время как инновации, обновление, наоборот, изменения структуры, отклонения от стандартов в широком смысле [5].

НИС должна быть направлена: 1) на формирование у хозяйствующих субъектов устойчивой мотивации к инновациям; 2) проблемную ориентацию науки на решение задач инновационного развития страны; 3) развитие интеграции между научно-исследовательской и предпринимательской средой, совершенствование механизмов диффузии и передачи знаний; 4) поддержку прорывных технологических направлений на основе развития государственно-частного партнёрства.

Следует ожидать, что процесс технологической интеграции продолжится ещё более высокими темпами и превратится из устойчивой тенденции в глобальное экономическое явление. Наличие необходимых технологических возможностей для быстрого перемещения потоков капитала, экономической и научно-технической информации в режиме реального времени в сочетании с имеющимися в различных регионах ресурсами человеческого капитала приведёт к концентрации инвестиций в наиболее перспективных с экономической точки зрения направлениях, ускорению новых радикальных нововведений.

В условиях глобальной рыночной конкуренции и всё возрастающих расходов на НИОКР в рамках освоения базисных инноваций шестого технологического уклада расширилась практика международных стратегических технологических альянсов, которая понимается как форма организации научно-технологической кооперации между предприятиями разных стран, при которой все участвующие партнёры отвечают следующим основным требованиям:

- вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже имеющимися у них технологиями;

- разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля его осуществления;

- сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независимость, получая от партнёров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чём испытывают потребность; внутри альянса происходит постоянное аккумулирование и обмен опытом и знаниями.

На доконкурентных стадиях совместного освоения новых продуктов или технологий преобладают альянсы, нацеленные на проведение НИОКР. На более поздних конкурентных стадиях возможны производственные и маркетинговые альянсы.

Следует ещё отметить, что развитие глобальных процессов в сфере НИОКР неизбежно повлияет на состояние национальных систем нововведений и может привести в ближайшем будущем к их значительной трансформации.

Производственный технологический альянс в республике имеет место в создании отечественной автомобильной промышленности во второй половине 90-х гг. с крупнейшими зарубежными компаниями по выпуску современных моделей автомобилей сначала с южнокорейской фирмой «ДЭУ», а затем с американской фирмой «Дженерал Моторс». В будущем международное научно-техническое сотрудничество может стать единственным способом реализации крупных научных проектов с учётом их возрастающей капиталоёмкости и формирования и развития НИС в развивающихся странах.

В настоящее время за инновационной деятельностью и её результатами признаётся роль стратегического фактора мирового производства и рынка, а уникальные технологии становятся более универсальным ресурсом, чем деньги, поэтому по мере распространения супертехнологий возможно постепенное замещение рыночных отношений новыми, внеэкономическими, формирование новых внерыночных механизмов технологической эволюции человечества.

Важным инструментом включения республики в международное научно- техническое сотрудничество и выхода на мировые инновационные рынки является патентно-лицензионная деятельность, которая, как видно из представленной таблицы (Источник: Основные показатели научно-технического потенциала. Статбюлле- тень. Госкомитет РУз по статистике за соответствующие годы), ещё не достигла оптимальных для страны возможностей и размеров.

Показатели развития инновационной сферы Республики Узбекистан

Практически пока отсутствует спрос на новые изобретения и патенты, продолжается рост незавершённых и неосвоенных разработок. Государству на современном этапе необходимо открыть широкий доступ к глобальным источникам знаний и умело адаптировать их к местным условиям.

Международные технологические альянсы можно также рассматривать как форму обучения специалистов инновационной деятельности в условиях формирующихся рыночных отношений. Наконец, благодаря участию в подобных альянсах в перспективе открываются новые возможности для продвижения наукоёмкой продукции предприятий на внешние рынки. Однако всё это возможно лишь при условии успешного решения ряда общих экономических и организационно-управленческих проблем, которые нередко возникают в процессе международного технологического сотрудничества.

В условиях кризиса, когда компании нацелены преимущественно на решение краткосрочных задач по обеспечению текущей деятельности, сворачиванию или спасению бизнеса, стратегические альянсы как массовый инструмент стратегического развития фирм временно теряют свою актуальность. В условиях неопределённой деловой среды для многих компаний изменяются привычные ориентиры и оценочные показатели. Это приводит к приостановке деятельности в рамках альянса или отказу от его дальнейшей реализации. Мы убеждены, что стратегический альянс является в большей мере фактором среднесрочного стратегического развития предприятий. Кризис может подтолкнуть и ускорить формирование альянсов в тех отраслях, где откроются новые возможности. Формирование альянсов будет ещё более продуктивным при прямой или косвенной государственной поддержке.

Наиболее перспективными, на наш взгляд, отраслями для создания альянсов между предприятиями республики и зарубежными компаниями являются: ТЭК, отрасли машиностроения и автомобилестроение, фармацевтика и телекоммуникации, лёгкая промышленность. Отрасли машиностроения, несомненно, имеют потенциал для развития производственной кооперации и стратегических альянсов, однако этот процесс сдерживает низкий производственный и научно-технический уровень многих предприятий, сложность систем корпоративного управления, засилье бюрократического аппарата и недостаточное количество квалифицированных кадров. В отдельных случаях препятствиями служат слабое развитие инновационного потенциала структур республики, низкий уровень деловой культуры и качества менеджмента.

Коммерческая глобализация в инновационной сфере связана с расширением масштабов рынка продукции хай-тека и экономической деятельности ТНК, деятельность которых всё чаще направлена на использование глобального научно - исследовательского потенциала, включая привлечение высококвалифицированных научно-инженерных кадров. Участие ТНК в финансировании исследовательских программ принимающей страны может ослабить процесс реализации научной политики страны. Помимо этого происходит неизбежная при этом утечка специалистов и информации.

Учитывая все эти моменты, каждая страна самостоятельно определяет приемлемый уровень возможного взаимодействия с ТНК развитых стран в разных отраслях, соблюдая баланс интересов. Но, как показывает мировая практика последних десятилетий, общей тенденцией является расширение масштабов и ускорение процесса взаимодействия.

Активная внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции для предприятий ещё слабых в инновационном развитии стран облегчают им доступ к технологическому и научному потенциалу лучших исследовательских лабораторий мира. Об этом говорит пример новых стран-экспортёров, производящих наукоёмкую

продукцию, и свидетельствует в пользу эффективности стратегии глобализации элементов национальной инновационной системы.

Поскольку в современном мире образование и наука вместе производят си- нергетический эффект, всё более становясь локомотивами научно-технического прогресса, в аспекте глобальных технологических сдвигов отмечается интеллектуализация основных факторов производства на основе перехода от пятого технологического уклада (микроэлектроника и программное обеспечение) к шестому технологическому укладу (био- и нанотехнологии, глобальные информационные сети, а также интегрированные высокоскоростные транспортные системы).

В настоящее время для Узбекистана базовыми отраслями промышленности, или как сказал И.А. Каримов «локомотивами экономического роста» [1], являются: машиностроение и автомобильная отрасль, химическая и нефтехимическая и фармацевтическая отрасли, которые по классификации ОЭСР относят к высокотехнологичным отраслям индустрии; лёгкая и пищевая промышленность - низкотехнологичные отрасли. Исходя из имеющегося задела, на перспективу в 25 лет можно было поставить задачу приоритетного развития республики по 2-3 топ- технологиям, у которых уровень близок к мировому и которые, будучи доведёнными до конкурентоспособного товарного уровня, могли бы поднять долю страны на мировом рынке наукоёмкой продукции.

Список литературы

1. Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвящённом основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. - Народное слово, 20 января 2012 года.
2. Проект Закона Республики Узбекистан «Об инновациях и инновационной деятельности».
3. Дагаев А.А. Проект TACIS-ACE T95-4003-R. Project proposal.
4. OECD. Issues paper. World Congress on Local Clusters: Local Networks of Enterprises in the World Economy. Paris, 23-24 January 2001.
5. Nootboom B., Gilsing V. (2004) Co - evolution in innovation systems; the case of pharmaceutical biotechnology. Working Paper № 04.09.
6.    RAND Corporation Report «The Global Technology Revolution 2020: In-Depth Analyses». 2006.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.05.2016)
Просмотров: 118 | Теги: ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016