Вторник, 21.11.2017, 09:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Гл. 6. § 1. Общее понятие о территории, ее составе, территориальном делении и территориальной организации публичной власти в зарубежных госу

Глава 6. ТЕРРИТОРИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

§ 1. Общее понятие о территории, ее составе, территориальном делении и территориальной организации публичной власти в зарубежных государствах

 

Для целей национального права публично-правовое понимание территории сложилось в рамках конституционного права. Территория представляет собой пространство, на которое распространяется та или иная публичная власть: власть государства, его относительно обособленной части или иного квазигосударственного формирования. В приведенном определении особого внимания заслуживают три момента. Во-первых, территория - это не только земля, т.е. суша (terra), но и водная поверхность - акватория, а также атмосфера, т.е. воздушное пространство и недра <1>. Во-вторых, термин "территория" во внутреннем публичном праве связывается прежде всего с государством (его понятие, являясь многозначным, подчас отождествляется с территорией, которую оно занимает, во всяком случае, наличие стабильной территории - один из важнейших признаков государства <2>); все остальные понятия и виды территорий так или иначе соотносятся с государством, сопоставимы с ним. В-третьих, в публичном праве определение территории формулируется в целях установления пространственных пределов распространения публичной власти. Именно поэтому описание территории как таковой нечасто встречается в конституциях и текущем законодательстве зарубежных стран. А вот вопросам организации власти государства и частей его территории, а также разграничению компетенции между ними в конституциях и законах уделяется весьма пристальное внимание.

--------------------------------

<1> См.: Клименко Б.М. Государственная территория. С. 28.

<2> См.: Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. С. 9 - 17.

 

Более или менее обстоятельное описание территории содержат, как правило, конституции тех государств, для которых сохранение своего государственного единства, целостности своей территории является реальной, насущной проблемой или которые обременены нерешенными территориальными спорами.

Например, ст. 1 Конституции Пакистана 1973 г. устанавливает, что территория государства Пакистан включает: провинции Белуджистан, Пенджаб и Синд, северо-западную пограничную провинцию; федеральный столичный округ Исламабад; федеральные территории управления племенами; территории, которые уже являются частью Пакистана или могут стать его частью посредством присоединения к его составу или каким-либо другим путем.

В соответствии со ст. 5 Конституции Республики Коста-Рика 1949 г. национальная территория расположена между Карибским морем, Тихим океаном и республиками Никарагуа и Панама. Границами Республики Коста-Рика с Никарагуа являются границы, установленные Договором Каньяс-Херес от 15 апреля 1858 г., ратифицированным 22 марта 1888 г.; границами же с Панамой являются границы, установленные Договором Эчанди Монтеро-Фернандес Хаен от 1 мая 1941 г. Остров Коко, расположенный в Тихом океане, составляет часть национальной территории.

В преамбуле Основного закона ФРГ 1949 г. перечислены все земли, входящие в состав территории ФРГ, и заявлено, что они образуют единую Германию.

Но самое, пожалуй, подробное описание территории содержится в Конституции Республики Гондурас 1982 г. Ему посвящены три весьма объемные статьи (9, 10, 11) второй главы, именуемой "Территория".

Однако, как говорилось выше, описание территории в конституциях зарубежных стран - это скорее исключение. Общим же правилом является провозглашение в конституциях принципов, в соответствии с которыми государство управляет принадлежащей ему территорией (суверенитет, государственная целостность, территориальное единство, неприкосновенность территории и т.п.), а также установление основ территориального деления государства (по меньшей мере, указание на территориальные единицы верхнего уровня) и территориального устройства публичной власти в нем.

Территориальное деление государства - это система его территориальных единиц, т.е. составных частей его территории. Территориальное деление государства возникло, когда государства стали в силу различных причин укрупняться, превращаясь из городов-государств в объединения нескольких городов и других поселений.

Территориальное деление различных государств включает неодинаковое число звеньев с разной степенью самостоятельности или без таковой. Количество ступеней территориального деления может быть различным. Это во многом зависит от размеров территории, численности населения, особенностей географического положения страны. В большинстве унитарных стран и субъектов федерации территориальное деление включает два или три звена. Например, в Болгарии это области и общины, в Польше - воеводства, уезды и гмины, в большинстве земель Германии - округа, районы, коммуны и т.д. В федеративных государствах высший уровень территориального деления составляют субъекты федерации. Именно территориальные единицы государства образуют состав его территории.

От территориального деления государства необходимо отличать территориальное устройство публичной власти в нем. Территориальное устройство (территориальная организация) публичной власти в государстве - это система взаимоотношений между различными уровнями публичной власти, т.е. между государством в целом и отдельными частями его территории.

Следует отметить, что для характеристики территориального аспекта организации публичной власти в государстве, т.е. системы взаимоотношений между его центральной властью и властью, действующей в отдельных частях его территории, в конституциях и литературе по конституционному праву используются различные термины: "государственное устройство", "национально-государственное устройство", "территориальное устройство государства", "территориальная организация государства", "территориальная организация публичной власти", "система разделения властей по вертикали" и др. Представляется, что многие из перечисленных терминов не лишены недостатков. Например, понятие "государственное устройство", которое долгое время считалось официальным в нашей стране, так как использовалось в Конституции СССР 1936 г., является весьма неопределенным, не отражает существа обозначаемого им института, т.е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. За это оно неоднократно критиковалось <1>. Подтверждением обоснованности такой критики является, например, то обстоятельство, что в разд. IV "О государственном устройстве" Конституции Перу 1993 г. регламентируются не только вопросы территориальной организации страны, но и основы статуса трех ветвей власти и множества иных органов государства.

--------------------------------

<1> См.: Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 161, 162.

 

Термин "национально-государственное устройство", введенный в оборот Конституцией СССР 1977 г., помимо указанного, имеет и другой недостаток: он не является универсальным, им можно обозначать устройство только тех многонациональных государств, население которых исторически сгруппировано в пространстве только по этническому принципу.

Понятие "территориальное устройство государства" ("территориальная организация государства") не дает представления о том, что в рамках территории подавляющего большинства современных государств существует не только власть самого государства, но и власть относительно обособленных частей его территории, прежде всего субъектов Федерации, автономных и муниципальных единиц, поэтому его можно использовать для характеристики власти самого государства по отношению к частям своей территории, но с его помощью невозможно показать роль публичной власти самих этих территориальных частей территории государства.

В учебнике "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" предложен термин "территориальная организация публичной власти" <1>. На наш взгляд, без указания об организации территории внутри государства его использование порождает ложное впечатление о том, что им охватываются также международно-правовые и наднационально-правовые аспекты организации публичной власти (действительно, межгосударственные и наднациональные объединения осуществляют ряд функций публичной власти).

--------------------------------

<1> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд. М., 2007. С. 794.

 

В связи с изложенным наиболее приемлемым и удачным для характеристики территориального аспекта организации власти внутри каждой отдельно взятой страны является, по нашему мнению, понятие "территориальная организация (или "территориальное устройство") публичной власти в государстве".

Следует, однако, иметь в виду, что все перечисленные понятия, связанные с характеристикой взаимоотношений разных уровней публичной власти в пределах территории государства, являются преимущественно доктринальными: в конституциях и законодательстве они используются редко. Среди немногочисленных примеров современного зарубежного опыта их официального применения можно назвать ст. 15 Конституции Польши 1997 г., которая гласит: "Территориальное устройство Польской Республики обеспечивает децентрализацию публичной власти". Раздел восьмой Конституции Испании 1978 г. называется "О территориальном устройстве государства", а раздел третий Конституции Бразилии 1988 г., регламентирующий вопросы устройства территории страны, - "Об организации государства".

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (11.11.2014)
Просмотров: 852 | Теги: государство, состав, территория | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь