Воскресенье, 19.02.2017, 21:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Гл 3. § 1. Общая характеристика производств по изменению территорий субъектов Российской Федерации

Глава 3. ИЗМЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

§ 1. Общая характеристика производств по изменению территорий субъектов Российской Федерации

 

Конституция РФ предусматривает различные варианты изменения субъектного состава Российской Федерации:

1) принятие в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

2) образование в составе Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

3) изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" под принятием в Российскую Федерацию нового субъекта понимается присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части.

В ч. 1 ст. 5 данного Закона предусматривается, что образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ и более. Причем это может повлечь прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.

Закон фактически регулирует только отношения, связанные с укреплением субъектов РФ, увеличением территории РФ. О возможности разделения одного субъекта РФ на несколько в нем ничего не говорится.

С.А. Авакьян обращает внимание на то, что в указанном Законе отсутствует правовое регулирование ряда очевидных ситуаций, вытекающих из возможных вариантов преобразований территорий субъектов РФ <1>:

--------------------------------

<1> См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 93, 94; Он же. Изменения статуса субъекта РФ: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2003. N 2. С. 27.

 

1) разделение существующего субъекта РФ на два субъекта <1>;

--------------------------------

<1> Так, Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Республику Ингушетия.

 

2) выделение части территории существующего субъекта и присвоение данной территории статуса нового субъекта РФ;

3) выделение территорий из двух-трех пограничных субъектов и образование на этой основе нового субъекта РФ.

Соответствующие изменения в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона.

Процедура изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ в настоящее время отсутствует. Можно, конечно, говорить об определенной аналогии, однако изменение статуса субъекта РФ связано с решением комплекса вопросов, которые должны быть урегулированы. Один из таких вопросов связан с тем, все ли субъекты РФ могут изменить свой статус, например, может ли изменить свой статус Еврейская автономная область.

Одни ученые считают, что любое изменение Еврейской автономной областью своего статуса должно означать и необходимость изменения текста ч. 1 ст. 5 Конституции РФ. В этой статье предусматривается, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; термин "автономная область" употребляется в единственном числе. Поэтому в данном случае любые изменения, например изменение статуса Еврейской автономной области, ее объединение с Амурской областью, потребуют принятия новой конституции <1>. По мнению других ученых, в указанной статье Конституции РФ содержится лишь абстрактный перечень возможных видов субъектов РФ, которые не обязательно должны быть связаны с существующими субъектами РФ.

--------------------------------

<1> Кстати, если следовать этой логике, то невозможно и объединение Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с утратой статуса города федерального значения - в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ города федерального значения упоминаются во множественном числе.

 

Изменение территорий существующих субъектов РФ возможно в рамках следующих производств:

1) изменения границ субъектов РФ (ч. 3 ст. 67, п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ);

2) образования в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137 Конституции РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ не приводит к изменению территории существующих субъектов РФ, поэтому в данной главе эти вопросы не рассматриваются.

 

Как справедливо отмечает Н.А. Михалева, территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории РФ, поэтому устанавливается особая процедура территориальных изменений. Во-первых, территория субъекта РФ не может быть изменена в одностороннем порядке ни им самим, ни федеральным центром. Во-вторых, границы между субъектами РФ могут быть изменены лишь по их взаимному согласию и с обязательным утверждением верхней палатой федерального парламента - Советом Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Жесткий порядок изменения границ между субъектами РФ является гарантией территориальной целостности России. В ряде субъектов РФ для решения вопроса об изменении административных границ требуется проведение референдума <1>.

--------------------------------

<1> См.: Михалева Н.А. Указ. соч. С. 135.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (08.11.2014)
Просмотров: 507 | Теги: Россия, Федерация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017