Четверг, 08.12.2016, 03:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Каранова

Наибольшее развитие гендерный аспект получил в зарубежных общественных науках, где категория «gender» была введена в понятийный аппарат науки в начале 70-х гг. XX в. американским психоаналитиком Р. Столлером [Чекалина, 2006, с. 12]. Гендер — это одна из базовых характеристик личности, обусловливающих биологическое, психологическое и социальное развитие человека [Майерс, 1997, с. 24]. Многокомпонентная структура гендера определяется 4 группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Биологическая категория гендера — термин «пол» [Берн, 2002, с. 5] описывает анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин. Гендер также является важнейшей социальной категорией, с помощью которой мы обрабатываем информацию об окружающих нас людях, выстраивая особые когнитивные структуры или схемы. Эти схемы влияют на то, как происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей внешней информации. Обычно мы имеем наготове когнитивные категории для большинства социальных ситуаций. Эти схемы влияют на то, как происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей внешней информации. Обычно мы имеем наготове когнитивные категории для большинства социальных ситуаций, для людей, которые нам знакомы (личностные схемы), и для социальных групп, идентифицируемых на основе гендера, этнической принадлежности и рода деятельности (ролевые схемы). В настоящее время стереотипы рассматриваются многими социальными психологами как когнитивные категории (схемы) социальных групп. Стереотипы — это широкораспространенные мнения о том, что члены идентифицируемых групп похожи друг на друга, разрабатывающие схемы при восприятии этих групп [ Бендас, 2006, с.33 ]. Переменная « пол» используется в качестве дискриминационных параметров для группирования информации об окружающих нас людях и управления ею.

Социальные исследования гендера (Хоффман, Херст, Мартин и др.) позволяют нам сделать вывод о том, что большинство стереотипных гендерных различий слишком незначительны, чтобы ожидать их регулярного проявления. По мнению Ш. Берн, группы гендерных стереотипов можно разделить на представления о маскулинности — фемининности; о распределении семейных и социальных ролей между мужчинами и женщинами; о специфике содержания труда.

Следует также сказать о принятых в социуме гендерных нормах — основных правил, определяющих поведение человека в обществе. Гендерные нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила. Впоследствии эти правила поддерживаются с помощью социальных и культурных механизмов. Существуют две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным нормам, — это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» [Берн, 2002, с. 35] описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его [Берн, 2002, с.35]. «Информационное давление» [Там же с. 38] вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и мире, человек в большей степени опирается не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что именно является правильным, он старается разузнать, что правильным считают другие. Ш. Берн считает, что здесь педагогам и психологам могут помочь так называемые кросскультурные исследования. Они позволяют глубже изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий. Таким образом, на стыке межкультурных различий можно выяснить, какие черты гендера определяются биологическими характеристиками, а какие культурными. Кросскультурные изыскания — относительно новая область психологического исследования гендера.

Гендерная идентичность — аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола [Чекалина, 2006, с. 12]. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии: первый приходится на 3—5 лет, а второй — на подростковый возраст (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.). Поэтому исследователи Е. Маккоби и К. Джеклин — рекомендуют сознательно создаватъ для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых одним гендером (например, девочки могут играть в футбол, мальчики — в «классики») [Загуменов, 2007, с. 74]. Это необходимо, потому что пространственные и математические навыки, а также эмпатия являются желательными для обладания качествами, не зависящими от гендера, и педагоги должны способствовать развитию этих умений.

В отношении гендера, как и других социальных типов культуры, можно говорить о гендерной социализации индивидов. Она осуществляется в социальных институтах общества через подражание, усвоение, совместную деятельность. Гендерная социализация — это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет [Клецина, 1998, c. 18]. Гендерная социализация может происходить повседневно в семье, образовательных, культурных и религиозных учреждениях, трудовых коллективах, возрастной среде и др., в том числе при значительном влиянии государства и средств массовой информации. В исследованиях Мишел раскрыты основные механизмы, осуществляющие гендерную социализацию [Майерс, 1997, с. 46]:

1. Дифференциальное усиление, т. Е. когда приемлемое гендерно-ролевое поведение вознаграждается, а неприемлемое — наказывается (определенные модели поведения, интересы).

2. Дифференциальное подражание — это процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели, соответствующие ему с точки зрения общепринятых норм и подражает их поведению. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства окружающей среды и новый опыт. Для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Особенно большое влияние на гендерно-ролевую социализацию оказывает образовательный процесс.

В образовании гендерный подход — методологическая основа учета фактора пола в учебно-воспитательном процессе [Клецина, 1998, с. 28]. Реализуется через соблюдение принципа «разные, но равноправные», означающего несводимость реального многообразия мальчиков/девочек к единообразию типологий мужское/женское; признание неустранимости и ценности индивидуальности. Социология образования с середины XX в. накопила разнообразные материалы эмпирических исследований гендерных аспектов. В числе основных гендерных аспектов анализа оказываются:

- феминизация ее низовых уровней (численное преобладание женщин, особенно на низкооплачиваемых позициях);

- гендерное содержание образования (анализ учебных программ и текстов в плане гендерного равенства);

- гендерные аспекты коммуникаций (дифференциация стилей общения и преподавания в связи с полом участников) [Луковицкая, 2005, с. 21].

Феминизация персонала учреждений образования проявилась в России во второй половине XX в. В гендерном анализе содержания образования выделяются несколько направлений, в том числе:

- анализ содержания формального учебного плана;

- анализ содержания «скрытого» учебного плана и их влияние на дифференциацию результатов образования применительно к мужчинам и женщинам.

Под влиянием господствующих в обществе гендерных стереотипов учебные планы долго формировались так, что девочек обучали в школах и детских садах ведению домашнего хозяйства, шитью, вязанию, парикмахерскому делу. Мальчиков — деревообработке, радиотехнике, конструированию и т. д. Девочке могли отказать в обучении по специальности токаря, а мальчику — в посещении кружка вышивания только по признаку пола. Так, школа, по сути, навязывала молодежи гендерные стереотипы. «Скрытая» гендерная программа образования выражается в системе гендерных ценностей, норм и идей, сведений о надлежащем поведении для мужчины и женщины. Эти сведения могут быть не всегда явно выражены в содержании предметов, но мальчики и девочки получают их из социального контекста образования: его содержательных материалов, процессов, организации. «Скрытый» учебный план может проявляться в гендерном содержании и контексте учебных текстов (где могут отображаться и закрепляться несправедливые гендерные стереотипы, выработанные в обществе) и в преобладающих стилях преподавания и устойчивых моделях поведения персонала. Некоторые предметы и дисциплины идентифицируются у студентов и школьников с полом преподавателя. Тем самым, может психологически программироваться выбор профессии в зависимости от пола (например, физико-математический блок для мальчиков, филологический и естественнонаучный для девочек). «Скрытый» учебный план может присутствовать и в содержании предметов. Например, при анализе российских учебников начальных классов нами было подтверждено, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского почти в 2 раза (подобная дифференциация может вести к формированию у молодежи гендерных стереотипов).

В исследованиях Е.Г. Луковицкой обозначены следующие тенденции влияния учителей на гендерную социализацию детей: педагоги уделяют мальчикам больше внимания и в среднем на 20 % больше учебного времени, чем девочкам; учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, чем от девочек, и выше оценивают учебу мальчиков; мальчиков хвалят чаще, чем девочек [Луковицкая, 2005, с. 68].

Таким образом, в системе образования складывается ситуация, при которой учащиеся систематически могут приходить к выводу, что именно мужчины играют ведущую роль в обществе; ограничиваются знания учащихся о вкладе женщин в культуру и о традиционно женских сферах жизни; педагоги в большей степени поощряют мальчиков на достижения, тогда как девочек — на заучивание моделей поведения, далеких от лидерства и управления.

Для того чтобы перейти к более конструктивному взаимодействию двух полов, важно у детей развивать способность видеть в другом именно другого человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами и уважать их; умение смотреть и оценивать мир с двух противоположных сторон; гибкость в поведении, базирующуюся на уважении, гуманном отношении и здравом смысле; формировать ответственность в отношениях друг с другом. Начать следует с воспитания самих учителей, воспитателей и студентов. Необходимо внести изучение предметов с гендерной направленностью (гендерная психология, гендерная социология, социогендерные отношения и т. д.), т. е. организовать гендерное образование педагогических работников, ориентированное на освоение основ гендерной концепции и проявление закономерностей гендерных отношений полов в обществе, привитие культурной толерантности. Плюс ко всему развернуть гендерное просвещение, связанное с популяризацией гендерных исследований относительно причин и механизмов воспроизведения социокультурного неравенства женщин и мужчин в обществе, распространением идей гендерного равноправия и гендерных знаний как современной гуманитарной теории среди разных слоев населения.

Библиографический список

1. Бендас Т.В. Гендерная психология : учеб. пособие. — СПб., 2006.

2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002.

3. Загуменов С.Н. Гендерные аспекты совместного обучения // Вестник Московского госуниверситета культуры и искусства. — 2007. — № 6. — С. 74—80.

4. Клецина И.C. Гендерная социализация : учеб. пособие. — СПб., 1998.

5. Луковицкая Е.Г. Образование и гендер // Образование и общество. — 2005. — № 1. — С. 64—68.

6. Майерс Д. Гендерная психология. — СПб., 1997.

7. Чекалина А.А. Гендерная психология : учеб. пособие. — М., 2006.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 171 | Теги: гендер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016