Вторник, 20.08.2019, 04:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Солопов И.Н., доктор биологических наук, профессор ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России», г. Волгоград

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Рассматриваются теоретические и практические аспекты представления о функциональной подготовленности спортсменов. Отмечается, что понимание сущности функциональной подготовленности, знание о структуре и физиологических механизмах, качественных характеристиках и факторах, её обусловливающих и лимитирующих, составляют методологическую основу стратегии и тактики функциональной подготовки спортсменов, позволяют на более качественном уровне осуществлять дифференцированный контроль специальной готовности спортсмена, обеспечивают реальную индивидуализацию тренировочного процесса, повышение объективности функциональной диагностики и оперативности управления процессом адаптации, качества спортивного отбора, ориентации и специализации спортсменов.

Ключевые слова: функциональная подготовленность спортсменов, структура функциональной подготовленности, качественные характеристики, оптимизация функционального состояния, повышение уровня функциональных возможностей спортсменов.
 

В настоящее время спортивная тренировка, целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, рассматривается как планомерный процесс повышения уровня функциональных возможностей организма спортсмена, способного обеспечить этот результат [18]. Н.Г. Озолин (1970) отмечает: «Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсмена...» [14].

Представление о функциональной подготовленности спортсменов является приоритетным направлением отечественной спортивной науки. Понимание о функциональном потенциале организма спортсменов, как об отдельном разделе знания, в зарубежной физиологической и спортивно-педагогической научной литературе практически не представлено. В лучшем случае публикуются работы, освещающие те или иные функциональные отправления отдельных физиологических систем, чаще всего - кровообращения и респираторной, или речь идет о кислородном обеспечении мышечной деятельности. Целостное представление о функциональных возможностях организма спортсменов сложилось только в отечественном знаниевом пространстве. И первые работы по этому вопросу были опубликованы именно в нашей стране.

Одним из первых разработкой этой проблемы начал заниматься В.С.Фомин, опубликовавший целый ряд работ (1984, 1985 и др.), в которых стал говорить о функциональной подготовленности спортсменов как о результате особой функциональной системы. Он отмечал, что «так как выполнение мышечной работы в спорте является результатом деятельности очень большого числа физиологических систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата» [ 19, 20].

В.С. Фоминым было сформулировано понятие о структуре и компонентах функциональных возможностей организма спортсменов. Применительно к спорту он рассматривал функциональную подготовленность как «уровень взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, контролируемый высшими отделами нервной системы и обеспечивающий достижение заданного спортивного результата» [19].

Весьма интересными и важными для понимания сущности функциональной подготовленности организма спортсмена оказались результаты исследований В.С. Горожанина (1984) [7] и В.С. Мищенко (1990) [11].

Следует отметить, что в начале текущего столетия разработкой этой проблемы очень интенсивно начал заниматься целый ряд преподавателей кафедры физиологии и химии Волгоградской академии физической культуры, и толчок этим исследованиям был дан её заведующим, профессором Сергеем Николаевичем Кучкиным. В его исследованиях (1983-1999) на примере дыхательной системы был выявлен ряд закономерностей функционирования системы кислородного обеспечения организма при мышечной деятельности, которые, как выяснилось впоследствии, характерны для всей системы функциональных возможностей организма. В частности им было выдвинуто положение о поэтапном включении резервов различных категорий в обеспечение аэробной производительности организма [9,10].

К настоящему моменту сформировались различные точки зрения в вопросе определения понятия «функциональная подготовленность». Прежде всего, это связано с его сложностью, многозначностью и многокомпонентностью. Если рассматривать функциональную подготовленность, исходя из определения понятия «функция», которая трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, то в узком смысле, это есть готовность организма к выполнению определенной деятельности [17].

Также логично рассматривать функциональную подготовленность как относительно установившееся состояние организма, интегративно определяемое уровнем развития ключевых для конкретного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности [12].

Кроме того, функциональная подготовленность спортсменов может рассматриваться и как способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма, необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) [17].

Исходя из этого, функциональную подготовленность следует рассматривать в качестве биологической базы для всех видов спортивной подготовленности. При этом функциональная подготовленность может быть как общей, так и специальной. Соответственно задачей общей функциональной подготовки является формирование систем транспорта и утилизации кислорода, обеспечивающих рост резервов аэробных возможностей организма, энергообеспечения, нервно-мышечной и гормонально-гуморальной систем. Специальная функциональная подготовка заключается в совершенствовании физиологических механизмов, которые обеспечивают специфическую (спортивную) двигательную деятельность.

Учитывая выше сказанное, мы понимаем функциональную подготовленность спортсменов как базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта [18].

В настоящее время, актуальность исследований в этом направлении не снижается как в теоретическом, так и в практическом аспектах, несмотря на то, что в общем виде представление о функциональной подготовленности спортсменов уже сформировалось.
Теоретический аспект проблемы «функциональная подготовленность» спортсменов, прежде всего, связан с общим представлением о сущности, структуре и механизмах проявления и повышения уровня. Теоретические вопросы функциональной подготовленности спортсменов весьма интенсивно разрабатывались преподавателями и аспирантами кафедры физиологии Волгоградской академии физической культуры. В рамках докторских диссертаций - это исследования И.Н. Солопова (1996), Н.Н. Сентябрева (2004), Е.П. Горбаневой (2012). В рамках кандидатских диссертаций - исследования И.А. Мищенко (2001), И В. Суслиной (2005), В В. Бородиной (2006), Д.В. Медведева (2007), Т.Ю. Кузнецовой (2008), С.А. Воскресенского (2011), А.А. Власова (2012), М.В. Лагутиной (2014), И.А. Фоменко (2014), И.С. Таможниковой (2016).

В теоретическом аспекте весьма важно представление о функциональной подготовленности как таковой. К настоящему времени нет четкого, единого толкования понятия «функциональное состояние», «функциональная подготовленность» спортсмена. В большинстве случаев под этим термином понимают весьма ограниченное содержание. В основном все сводится к возможностям организма продуцировать энергию для выполнения мышечной работы и возможности обеспечения этого процесса со стороны кардиореспираторной системы.

К примеру, В.С. Мищенко (1990) рассматривает в качестве функциональных возможностей (функциональной подготовленности) именно аэробную производительность, а «комплекс функциональных физиологических свойств» (качественных характеристик функционирования систем - мощность систем, их экономичность, устойчивость, подвижность и способность реализации потенциала системы) рассматривает как структурные элементы функциональной подготовленности [11]. В то же время В.С. Горожанин (1984) обозначает понятия «мощность», «устойчивость» и «экономичность» в качестве характеристик функционирования [7].

Понятие функциональной подготовленности весьма сложно и многогранно. Каждое свойство, способность или двигательное качество базируется на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы и физиологические механизмы. Результаты многочисленных научных исследований позволяют рассматривать функциональную подготовленность как физиологическую основу, базу всех остальных видов подготовленности. Каждый вид подготовки спортсмена, традиционно выделяемый в подготовке спортсмена вообще, в своей основе содержит процесс совершенствования определенных механизмов и функций определенных систем организма.

При рассмотрении понятия «функциональная подготовленность» неизбежно обращение к ее структуре. Вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от полного решения, поэтому является объектом пристального внимания исследователей в области спортивной физиологии.

Одним из первых к этому вопросу обратился Ф. Генов (1971). В спортивной подготовленности, при всей ее целостности, он выделил следующие основные стороны (подструктуры ее целостной структуры/' физиологическая подготовленность, определяемая приспособительными изменениями, наступающими в организме спортсмена в результате тренировки в данном виде спорта; психологическая подготовленность, характеризующаяся приспособительными изменениями, наступающими в психике человека в связи со специфической деятельностью в данном виде спорта; техническая подготовленность, определяемая уровнем развития у спортсмена способности к выполнению соответствующих по форме и интенсивности двигательных действий; социальная подготовленность, определяемая мотивами выполняемой спортивной деятельности (объединяющее звено) [2].

При этом физиологическую подготовленность спортсменов он рассматривал как совокупность следующих компонентов: приспособление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приспособление работы мышечно-двигательного аппарата, приспособление центральной нервной системы и других органов и систем к требованиям данной спортивной деятельности.

Несколько позднее ВС. Фоминым (1984) [19] функциональная подготовленность спортсменов рассматривалась как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех компонентов:

- психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, напряженность и устойчивость психического состояния, а также другие функции высшей нервной деятельности);

- нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции и корковых процессов);

- энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма);

- двигательного (сила, скорость, гибкость, координационные способности, ловкость).

На основе анализа литературных данных и результатов собственных исследований структура функциональной подготовленности спортсменов рассматривается нами как интеграция следующих компонентов:

- информационно-эмоциональный компонент включает процессы сенсорного восприятия, памяти и эмоциональных проявлений;

- регуляторный компонент объединяет механизмы моторного, вегетативного, гуморального и коркового контуров регуляции;

- двигательный компонент включает функции опорно-двигательного аппарата;

- энергетический компонент отражает мощность, подвижность, емкость и эффективность аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции;

- психический компонент проявляется в уровне развития психических качеств, уровне психического состояния и психической работоспособности [18].

Следует особо отметить, что совершенство физиологических механизмов, лежащих в основе функциональных возможностей, в большой мере зависит от их функциональных свойств - мощности, мобилизации, экономичности и устойчивости, рассматриваемых как качественные характеристики функционирования физиологических систем и всего организма в целом [4, 8, 12, 18].

Значение и роль каждого функционального свойства, качественной характеристики функциональной подготовленности спортсменов рассмотрено в ряде работ и диссертаций [4, 5, 6, 7, 17, 18], поэтому в данной статье мы не будем на этом вопросе подробно останавливаться.

Следует отметить, что понимание сущности такого явления как «функциональная подготовленность», знание ее структуры и механизмов, качеств и свойств, ее характеризующих, факторов, ее обусловливающих и лимитирующих, определяет всю методологию, стратегию и тактику управления функциональным состоянием, и в итоге эффективность процесса функциональной подготовки спортсменов.

Всё, выше отмеченное, в определенной мере определяет направления практического аспекта разработки представления о функциональной подготовленности спортсменов.

Известно, что в основе повышения функциональных возможностей лежат процессы развития адаптации организма к физическим нагрузкам и мобилизации функциональных резервов. Соответственно структуре функциональной подготовленности спортсменов в конкретном виде спорта необходимо целенаправленное развитие соответствующих, лимитирующих и определяющих именно в этом виде спорта компонентов, физиологических механизмов и функциональных свойств [17, 18].

Исходя из этого, целью функциональной подготовки спортсменов будет являться совершенствование физиологических механизмов, обеспечивающих физическую работоспособность и расширение границ функциональной адаптации. Это позволит переносить большие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и достигать высокой спортивной результативности, а саму функциональную подготовку следует рассматривать как целенаправленный процесс управления индивидуальной адаптацией к специфической спортивной деятельности, обеспечиваемый систематическими физическими упражнениями, выступающими в качестве основных эргогенных средств, при использовании ряда дополнительных средств эргогенического воздействия [9, 17].

Практическим аспектам функциональной подготовки был посвящен целый ряд диссертационных исследований преподавателей и аспирантов кафедры физиологии: И.Н. Солопова (1985, 1996), Н.Н. Сентябрева (1984, 2004), А.Г. Камчатникова (2001), И.А.Мищенко (2001), В.С. Кайдалина (2007), М.А. Сухолозовой (2008), и практических кафедр Волгоградской академии физической культуры: А.И. Шамардина (2000), А.А. Шамардина (2009), В В. Чёмова (2014), С В. Вишняковой (1999), С В. Дубровского (2000), А.П. Комарова (2003), Д.В. Таможникова (2008), С.С. Ганзея (2011).

Практический аспект представления о функциональной подготовленности спортсменов в общих чертах сводится к двум направлениям:

1. Диагностика уровня функциональной подготовленности спортсменов.

2. Повышение функциональной подготовленности спортсменов.

Расширение возможностей диагностики функциональной подготовленности спортсменов обусловливается за счет возможности дифференцирования оценок на основе учета закономерностей повышения функционального потенциала организма в результате спортивной тренировки и учета особенностей структуры и качественных характеристик функциональной подготовленности.

Одна из таких закономерностей заключается в том, что функциональные возможности организма спортсменов, находящихся на разных этапах многолетней спортивной подготовки, обусловливаются различным уровнем показателей качественных характеристик функциональной подготовленности организма.

В той или иной мере спортивная деятельность человека, какой бы качественной формы работоспособности она не требовала, осуществляется одним и тем же имеющимся у него набором мышечных групп, реализуется одними и теми же центральными и периферическими механизмами, функционально и энергетически обеспечивается одними и теми же физиологическими системами организма [1]. Однако в зависимости от вида спорта физическое упражнение (результат) будет иметь специфические характеристики, которые соответственно будут обеспечиваться специфическим соотношением роли (вклада) различных компонентов функциональных возможностей организма. Значение тех или иных компонентов (составляющих частей) функциональных возможностей будет обусловлено кроме специфики физического упражнения (основного фактора структурирования функционального потенциала) ещё и возрастными, половыми, климатическими, морфологическими и многими другими особенностями организма.

Таким образом, структура функциональной подготовленности и наличие всех ее компонентов (информационно-эмоционального, регуляторного, психического, энергетического и двигательного) будут обязательными для всех видов деятельности. Однако роль, значение тех или иных компонентов, совершенство определенных механизмов, уровень развития функциональных свойств и характеристик, их сочетание и взаимообусловленность будут весьма специфичны для каждого конкретного вида деятельности, более того, даже для конкретной специализации в рамках вида спорта (амплуа, дистанция и т.п.). И конечно они будут различаться на разных этапах адаптации к ней. Учет этих обстоятельств является непременным условием при выборе объектов функциональной диагностики и стратегии оценки её результатов [18].

В свою очередь вопросы повышения уровня, расширения функциональных возможностей связаны с двумя путями:

1. Оптимизацией функционального состояния.

2. Формированием более высокого функционального статуса организма.

Первый связан с совершенствованием механизмов функционирования организма и с их оптимизацией. Этого возможно достичь за счет более рациональной организации тренирующих воздействий и процессов восстановления и целенаправленного воздействия на функциональные системы [15, 21].

Второй путь предопределяет поиск новых методов воздействия на организм и использование дополнительных факторов. В частности, применение в тренировке нетрадиционных эргогенических средств, позволяющих целенаправленно усиливать тренировочный эффект двигательных заданий, потенцировать адаптационные реакции от применения традиционных эргогенов - физических упражнений [2, 13, 16, 18].

Анализ материалов специальной литературы по рассматриваемой проблеме, а также результаты собственных экспериментальных исследований позволили нам разработать алгоритм интеграции основных эргогенических средств - физических упражнений и нетрадиционных эргогенов в тренировках квалифицированных спортсменов при решении задач усиления тренирующего эффекта и ускорения срочного восстановления [21].

Таким образом, теоретические представления о сущности функциональной подготовленности, о структуре и физиологических механизмах, качественных характеристиках и факторах, её обусловливающих и лимитирующих, составляют методологию, служат основой стратегии и тактики эффективной функциональной подготовки спортсменов, позволяют на более качественном уровне осуществлять дифференцированный контроль и диагностику специальной готовности спортсмена. Это обеспечивает истинную индивидуализацию тренировочного процесса и способствует решению таких проблем современной спортивной тренировки, как повышение объективности функциональной диагностики и оперативности управления процессом адаптации, качества спортивного отбора, ориентации и специализации спортсменов.

 

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 245 с.
3. Горбанёва Е.П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности: автореф. дис. ... док. мед. наук. - Волгоград, 2012. - 48 с.
4. Горбанёва Е.П., клопов И.Н. Динамика показателей качественных характеристик функциональной подготовленности спортсменов в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. - 2011. - Вып. 22. - № 12. - c. 7-17.
5. Горбанёва Е.П. Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменов. - Саратов: «Научная Книга», 2008. - 145 с.
6. Горбанёва Е.П., Солопов И.Н., Сентябрев Н.Н. Физиологическое обоснование модификации и оптимизации ведущих сторон функциональной подготовленности спортсменов: монография. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. - 219 с.
7. Горожанин В.С. Нейрофизиологические и биохимические механизмы физической работоспособности // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1984. - С. 165-199.
8. Кудашова Л.Р. Вопросы управления функциональной подготовленностью спортсменов // Физиология мышечной деятельности: тезисы докладов Международной конференции. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - С. 84-85.
9. Кучкин С. Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) / С.Н.Кучкин // Резервы дыхательной системы. - Волгоград, 1999. - С. 7-51.
10. Кучкин С. Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма: автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Казань, 1986. - 48 с.
11. Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровья, 1990. - 200 с.
12. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
13. Применение эргогенических средств в подготовке спортсменов: монография / под ред. А.И. Шамардина. - Саратов, 2008. - 209 с.
14. Проблемы эргогенных средств и методов тренировки в теории и практике спорта высших достижений / Волков Н. И. [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 68-72.
15. Сентябрёв Н.Н. Направленная релаксация организма при напряженной мышечной деятельности человека: монография. - Волгоград, 2004. - 142 с.
16. Солопов И.Н., Сентябрев Н.Н., Горбанёва Е.П. Функциональные свойства подготовленности спортсменов и их оптимизация: монография. - Волгоград, 2009. - 183 с.
17. Солопов И. Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка спортсменов: монография. - Волгоград: «ПринТерра-Дизайн», 2003. - 263 с.
18. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / под ред. И.Н. Солопова. - Волгоград: ВГАФК, 2010. - 346 с.
19. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие. - М., 1984. - 64 с.
20. Фомин В.С. Структура функциональной подготовленности спортсмена // Медико-биологические проблемы спортивной тренировки. - М., 1985. - С. 48-58.
21. Чёмов, В.В. Методология и технология интеграции тренирующих воздействий и эргогенических средств в различных видах легкой атлетики: монография. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - 318 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(27) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (24.07.2019)
Просмотров: 28 | Теги: спортсмен, подготовленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь