Вторник, 06.12.2016, 08:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ФУГА КАК ДИАГНОЗ

ФУГА КАК ДИАГНОЗ

Сильнейшие впечатления, порождаемые оскароносным австралийским художественным фильмом режиссера Скотта Хиккса «Блеск» (1996), сопоставимы с культурным шоком. Драматическое повествование картины о судьбе пианиста Дэвида Хельфготта органично включает в аудиальный ряд много музыки. Среди знаковых виртуозных фрагментов Венгерская рапсодия № 2 Листа, транскрипция «Полета шмеля» Римского-Корсакова, произведения Шопена, эпизоды из фортепианных сочинений Моцарта и Бетховена. Мощная партитура Третьего концерта Рахманинова предстает в этом музыкально-биографическом фильме как текст судьбоносный, сыгравший в жизни Дэвида роковую роль.

Разумеется, основной причиной психического срыва главного героя становится сильнейший прессинг, с самого детства оказываемый на Дэвида отцом, музыкантом-неудачником и человеком, реально травмированным во время второй мировой войны. Настойчивое внушение им мыслей об опасностях, со всех сторон угрожающих его сыну, несправедливости конкурсных жюри и прочих проблемах неизменно усиливало эмоциональные переживания молодого человека, культивируя почву, на которой позднее «выросла» шизофрения. В фильме откровенно обнажен конфликт между сознанием героя, которое стремится к успеху, и его запрограммированным отцом подсознанием, настаивающим, что быть всемирной знаменитостью, пребывая у всех на виду, - значит подвергать свою жизнь угрозе.

В начале фильма промокший под дождем Дэвид Хельфготт, потеряв пространственную ориентацию, просит пустить его в закрывающийся ресторан, сотрудникам которого приходится приложить немало усилий, чтобы узнать, кто оказался перед ними и где живет этот странный посетитель.
Известный литературный герой, созданный Томасом Манном и преображенный в картине Лукино Висконти «Смерть в Венеции», Густав фон Ашенбах в период депрессии устремляется в итальянский город на воде. И это тоже бегство, бегство от проблем, мучительных воспоминаний, попытка изменить жизнь, наполнив ее новыми впечатлениями и чувствами. Но если выбор Ашенбаха был достаточно осознанный, то поступки многих больных страдальцев оказываются стихийно спонтанными.

В ряду последних примеров история потерявшего память музыканта, найденного на плоту в Северном море апрельской ночью 2005 года неподалеку от английского города Ширнесс (графство Кент). Он не говорил ни слова, но, оказавшись в психиатрической больнице, нарисовал на листке бумаги рояль, а когда его подвели к пианино, этот человек начал играть без нот и играл несколько часов подряд.

Добротная одежда служила подтверждением солидного социального статуса мужчины. Приглашенные переводчики безрезультатно пытались говорить с ним на разных языках. На предложенной карте он указал Норвегию, но полицейская проверка (с помощью СМИ) ничего не дала. Через четыре месяца неизвестный неожиданно признался, что, когда его нашли на английском берегу, он хотел покончить с жизнью. Несчастный вспомнил себя, назвавшись Андреасом Грасслем сыном фермера из Баварии 1984 года рождения. По рассказу путешественника, дома ему было скучно и тоскливо, вот он и стал странствовать по Германии, затем, непонятным образом перебравшись через Ла-Манш, оказался во Франции. Перед отправкой домой в деревню он признался, что так и не смог вспомнить всё до конца.

Подобные случаи, особенно распространенные в ХХ столетии, получили название «фуги». Таким образом, музыкальная категория, которая трактуется как жанр и форма, возможна также в иной ипостаси. Фуга как диагноз описана во многих медицинских энциклопедиях и справочниках. Приведем в качестве примера одно из таких определений: «Фуга (лат. fuga - бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и действий (больные сдирают с себя одежду, куда-то бегут). По окончании эпизода расстроенного сознания отмечается амнезия перенесенного. Фуги наблюдаются в рамках сумеречных расстройств сознания при эпилепсии и органических психозах, протекающих с эпилептиформными синдромами»1).

1) Психологическая энциклопедия. Электронный ресурс: http://enc-dic.com /enc_medicine/Fuga-24398.html. Дата последнего обращения: 9 сентября 2013 года.

Нечто подобное фуге случилось со знаменитой писательницей Агатой Кристи. В 1926 году, после смерти матери и измены мужа, она ушла из дома. О местонахождении королевы детективов ничего не было известно в течение 11 дней. История вызвала большой ажиотаж: английская полиция, ведущая поиски, сначала обнаружила брошенный автомобиль, а через пару дней - и саму Агату, которая ничего не помнила о произошедшем. Собрав свидетельства очевидцев, следователи узнали, что писательница зарегистрировалась в отеле под именем любовницы мужа, после чего читала книги, проходила оздорав- ливающие процедуры, играла на фортепиано. Позднее британский психолог Эндрю Норман назвал этот случай типичным примером диссоциативной фуги.

Фуга может продолжаться от нескольких часов до дней и месяцев, иногда даже лет. Больной фугой может выглядеть совершенно нормально и не привлекать особого внимания. Однако в определенный момент он начинает понимать, что забыл что-то важное, или задумывается о том, кто же он на самом деле. Иногда диагноз фуги поставить невозможно, пока больной не вспомнит свое настоящее имя и с удивлением не осознает, что находится в незнакомой обстановке. Порой в состоянии диссоциативной фуги человек ни на что не жалуется или лишь немного растерян, но когда фуга заканчивается, он появляются депрессия, дискомфорт, сожаление, стыд, интенсивный внутренний конфликт, а иногда и суицидальные или агрессивные импульсы. Больной человек вполне естественно испытывает сильную растерянность, напряжение и даже ужас в связи с происшедшим.

Первый клинически диагностированный случай фуги К.Юханнинсон датирует 1886 годом . Альберт Дадас, работавший механиком в Бордо, одержимо путешествовал, не зная, кто он и зачем куда-то идет.

Однако ему всегда была хорошо известна цель путешествия. Дадас побывал в Амстердаме, Вене, Праге, Будапеште, Москве, Константинополе и в других городах. Мужчина не мог остановиться, он бросил семью, друзей и привычную жизнь ради того, чтобы только идти вперед и вперед (до 70 километров в день). В конце концов, его арестовали и посадили в тюрьму за бродяжничество.

По медицинской статистике, диссоциативная фуга встречается примерно у двух человек из 1 000. В этом состоянии у человека, тем не менее, сохраняются базовые знания вроде географии или таблицы умножения, но он полностью забывает события из собственной жизни, свой адрес и даже имя. Поэтому близким бывает очень непросто найти пропавших. В состоянии диссоциативной фуги человек теряет представление о том, кто он такой, оставляет свои обычные занятия, дом и работу. Он может уехать далеко от дома под другим именем. Так, в мае 1985 года юная и амбициозная американская журналистка Джоди Робертс ушла из дома и не вернулась. Ее родители поначалу решили, что дочь уехала отдохнуть или ведет журналистское расследование. Полицейское расследование объявило Джоди мертвой, но через 12 лет ее обнаружили на Аляске: далеко не молодая женщина представлялась Джейн Ди, она успешно работала веб-дизайнером, была замужем и растила четверых детей. И хотя среди репортеров, освещавших эту историю, были такие, кто посчитал Джоди мошенницей, имитирующей амнезию, но психиатры в один голос заявили, что у женщины была диссоциативная фуга.

В некоторых случаях фуга представляет собой осуществление скрытого желания, в других - связана с чувством одиночества и защищает человека от суицида или снимает потребность реализовать вспышку агрессии.

В случае, когда же диссоциативные фуги повторяются неоднократно, специалисты ставят диагноз расстройства множественной личности. В крайне редких случаях, если случается контакт врача с больным в состоянии диссоциативной фуги, возможно облегчить восстановление памяти пациента с помощью психотерапии. Методы лечения фуги - психотренинг и психотерапия. Помочь вспомнить прожитые дни и месяцы может врач, владеющий гипнозом. К сожалению, после продолжительной фуги люди фактически попадают в свое будущее, пропустив значительный кусок жизни близких, и смириться с произошедшими переменами иногда бывает нелегко. Проходит это состояние так же внезапно, как и началось. Слово, собственное имя, знакомое место могут вернуть утраченные воспоминания. В этот момент люди нередко забывают все то, что пережили во время фуги.

После первой мировой войны тема бегства становится культовой. Она отражается в самых разных произведениях искусства. Вспомним, к примеру, мечтательную госпожу Бовари Флобера и неукротимую Нору Ибсена. Из последних кинолент стоит назвать «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, «Дом грез» Джима Шеридана, «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, «Планету Ка-Пэкс» Иэна Софтли.

В своем исследовании, посвященном депрессивным психологическим процессам, Карин Юханнисон также замечает следующее: «Фуга - это бегство особого рода, которое, в действительности, происходит в душе человека. Фуга как состояние имеет много общего с фугой как музыкальным произведением. Главная тема - погоня человека за самим собой - исполняется с различными вариациями. Когда же человек мысленно приближается к той болезненной точке, от которой пытается спастись бегством, возникает вакуум, память отключается».

Феномен фуги со временем превратился в классовую проблему: ведь когда состоятельные люди могли себе позволить самые удивительные поездки, не имеющие таких возможностей, лишь мечтали о них. В результате количество «беглецов» стремительно увеличивалось: их толкала в путь неодолимая болезненная сила.

Сегодня одержимость путешествиями культивируется постоянными рекламными акциями и СМИ как массовое навязчивое состояние. Путешествие - не просто туристическая поездка, а Путешествие как мечта о свободе и возможность бегства - стало центральным символом современной культуры, хотя, разумеется, в реальности границы между свободными и навязанными действиями нередко оказываются весьма расплывчатыми.

С.Севастьянова, кандидат искусствоведения

Вестник Астраханской консерватории "Камертон"

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 98 | Теги: музыка, фуга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016