Воскресенье, 11.12.2016, 12:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОТОБРАЖЕНИЯ ПРОТЕКТОРА ФРИКЦИОННЫХ ШИН В СЛЕДАХ НАСЛОЕНИЯ
В.А.Васильев,М.В.Поздняков, М.Е.Пахомов

ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОТОБРАЖЕНИЯ ПРОТЕКТОРА ФРИКЦИОННЫХ ШИН В СЛЕДАХ НАСЛОЕНИЯ

В настоящее время российский рынок насыщен разнообразными шинами различных производителей. Ассортимент весьма велик, представлены как летние, всесезонные, так и зимние шины. Относительно недавно на рынке появилась такая разновидность зимних шин, как фрикционные.

Первые зимние шины были шипованными. Их появление пришлось на начало 60-х годов. В отличие от современных высокотехнологичных шин, зимние шины той эпохи отличались от летних только наличием шипов. Специальные исследования такого явления как аквапланирование привело к тому, что в 1975 году в ряде центральноевропейских стран шипованные шины были законодательно запрещены. Дело в том, что борозды и канавки, оставляемые шипами на асфальте, приводят к увеличению риска аквапланирования  на таких участках дорог, так как канавки выступают в роли «водосборников», удерживая водяную плёнку. Производители центральной Европы оказались в плачевной ситуации. Шипы были запрещены, а альтернативной технологии производства зимних шин не оказалось[1]. Актуальной задачей стал поиск компромисса между законодательными требованиями и требованиями автомобилистов. Выход нашёлся только с началом производства новых резиновых смесей с использованием силики. Пионером в этом деле были шины Metzeler, которые были сделаны на основе смеси из кремниевой кислоты (силики) и обладали синим цветом протектора. Применение силики[5] позволило обеспечить работу резиновой смеси во всём диапазоне зимних коэффициентов сцепления. Конструкция зимних шин, близкая к современной, созрела в лабораториях Michelin в 1982 году, когда на рынок поступили шины Michelin X M + S 100, сочетающие в себе технологию ламелей и новую рецептуру резиновой смеси. Шины показали революционные результаты, и дальнейшее развитие зимних шин шло в русле развития этой технологии[2].       

Применение ламелей (мелкие разрезы в блоках профиля рисунка протектора) позволяет значительно улучшить сцепные свойства на мокрой и обледенелой дороге. Эффект проявляется в том, что блоки протектора становятся более мягкими и способны передать большее тяговое усилие при той же площади контактной поверхности. Проще говоря, шина лучше «приспосабливается» к дорожному полотну, «обхватывая» ламелями его неровности и реализуя за счёт этого большую тягу. Первая и главная проблема ламелей – ухудшение устойчивости к аквапланированию. Эта задача требует от рисунка протектора глубоких жёстких канавок с хорошим водоотводом, что трудно обеспечить в случае большой «мягкости» блоков. Кроме того, при «мягких» блоках страдает управляемость и очень сильно ухудшается звуковой комфорт. Поэтому производители стараются придать ламелям такую форму, которая бы обеспечивала компромисс всех качеств. Варианты следующие: зубчатые ламели, работающие в поперечном направлении подобно замку, гескагональные ламели (шестиугольные), называемые также «пчелиными сотами», короткие ламели, не доходящие до основания профиля и некоторые другие. В результате современные зимние шины становятся способны обеспечивать стабильность сцепления практически в любых условиях. Ламели находят всё более широкое применение на современных шинах, остановимся на этой сравнительно новой линии рисунка протектора подробнее. Ламели рассекают в глубину блок протектора (его грунтозацеп), деля его на отдельные пластинки. Блок становится более подвижным, эластичным. Это повышает сцепные характеристики шины. Положительные свойства ламелей особенно проявляются при торможении, поскольку силы торможения, как правило, больше разгонных. Пластинки деформируются и растягиваются ещё больше. Лучшие сцепные свойства ламелей проявляются и на обледенелых дорогах. Основные типы ламелей: щелевидные ровные; Y – образные ровные; зигзагообразные ровные; Y – образные с зигзагом; каплевидные. Чем больше изнашивается протектор, тем меньше деформируются пластинки, и положительные свойства ламелей снижаются. Поэтому Michelin, например, предложил шины с так называемыми Y – образными ламелями, которые в глубине протектора раздваиваются. Пока протектор изношен несильно, одиночная ламель со своими задачами справляется. Потом – всё меньше и меньше. Но износ протектора вскрывает раздвоенность. Ребристость протектора возобновляется, и сцепные свойства улучшаются. Приведённые положительные свойства связаны с подвижностью элементов протектора. Но они перемещаются и поперёк. На сопротивлении качению это сказывается отрицательно. Чтобы ликвидировать перемещение ламелей друг относительно друга в поперечном сечении, были разработаны зигзагообразные ламели. При контакте шины с дорогой, условно говоря, реечное зацепление объединяет соседние пластинки (в поперечном перемещении) в единый блок. Характеристики качения улучшаются. Сейчас Michelin выпускает шины с так называемой каплеобразной ламелью, позволяющей частично восстановить сцепные свойства шины при износе протектора[1].

Потепление климата всё больше сказывается на капризности и непредсказуемости зим. Аномальные явления встречаются всё чаще. Изморозь и холодная сырая погода при нулевой отметке делают дороги очень скользкими. Поэтому ряд производителей, в частности Nokian [4] разработали новые модели фрикционных шин. Улучшенных свойств сцепления удалось добиться при помощи обновлённого состава резиновой смеси для зимы и суровых условий. При создании резиновой смеси нового поколения были использованы несколько передовых технических решений. Композиция силики и рапсового масла улучшает сцепление на мокрой дороге и на льду, а также прочность шины на разрыв. Новшество: ламель, работающая как насос. Запатентованное новшество «насосные» ламели делают сцепление на мокрой дороге и на льду ещё более эффективным. В шашках плечевой зоны шины встроены карманчатые ламели, которые удаляют, а точнее, выкачивают воду из пятна контакта шины с дорогой по принципу насоса и, таким образом, обеспечивают сцепление с поверхностью трассы. Дизайн протектора – направленный – состоит из плотной сетки ламелей, что тоже помогает отличному сцеплению.

Схематическое изображение принципа действия «насосных» ламелей

Рис. 1. Схематическое изображение принципа действия «насосных» ламелей

Также новшеством являются объёмные 3 D ламели с многогранной поверхностью, обеспечивающие высокие сцепные характеристики на сухих, мокрых и заснеженных дорогах.

Схематическое изображение 3D-ламелей

Рис. 2. Схематическое изображение 3D-ламелей

Принципиальное отличие конструкции современных фрикционных шин привело и к своеобразному отображению их протектора в следах.

След наслоения

Нами были изучены шины следующих производителей: YOKOHAMA, BRIDGESTONE, MICHELIN, NOKIAN, а также проведены эксперименты: на протектор шин при помощи поролоновой губки наносился силикон, затем шина прокатывалась по белому листу бумаги, после чего полученный латентный след обрабатывался чёрным магнитным дактилоскопическим порошком. В результате установлено, что в выявленных следах наслоения чётко отображаются ламели.

След наслоения

След наслоения

След шин

След шин

След шин

Таким образом, чёткое отображение ламелей протектора в следах наслоения позволяет выделить следы, образованные фрикционными шинами. При производстве предварительного исследования на месте происшествия данный факт способствует сужению круга поиска автотранспортного средства, оставившего эти следы.

1. Автоэксперт [электронный ресурс] URL: http://www.shinaexpert. ru дата обращения  03.03.2009

2. Мишлен [электронный ресурс] URL: http://www.michelin. ru/ дата обращения  04.03.2009

3. ОАО «Михневский РМЗ»О[электронный ресурс] URL: оhttp://www.mrmz. ru  дата обращения  03.03.2009

4. Нокиан [электронный ресурс] URL: http://www.nokiantyres.com/indexen.html дата обращения  03.03.2009

5. Пат. 2321500 Российская Федерация, МПК B60C 11/18 . Шина для транспортных средств/ Бойокки Маурицио, Матрашия Джезеппе. – 2003.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.01.2016)
Просмотров: 357 | Теги: ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ, след торможения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016