Среда, 19.09.2018, 02:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И.А.Гнедышева, М.Ф.Костюк, доктор юридических наук, профессор

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматриваются вопросы направлений социальной политики государства в профилактике правонарушений несовершеннолетних; анализируются формы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: социальная политика, правонарушения подростков, профилактическая работа, эффективность профилактики, предупреждение правонарушений.

 
Одно из приоритетных направлений социальной политики государства — профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, включающая воспитательные, организационные, правовые, экономические меры по выявлению и устранению условий для совершения проступков. Главной причиной правонарушений несовершеннолетних является то, что они не осознают или неправильно оценивают последствия собственных поступков, считают незаконные действия опасной, но захватывающей игрой. Условиями для правонарушений являются неправильное воспитание, праздное времяпрепровождение, неблагополучное окружение, негативные процессы в обществе [1. С. 226].

Правонарушения подростков можно классифицировать на проступки и преступления. Разница между двумя классами состоит в тяжести последствий от совершенного деяния.

В настоящее время накоплен обширный и многообразный опыт профилактической работы с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, в том числе повторных. Наработан уникальный опыт создания программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, путем реализации мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних.

Однако повышение криминогенной активности в подростковой среде в ряде регионов РФ, отсутствие стабильных позитивных результатов профилактической работы — это показатель:
- несформированности системы раннего выявления и профилактики отклоняющегося поведения и подростковой преступности;
- недостаточной мобильностии эффективности работы учреждений системы профилактики, основанной на принципе добровольности обращений детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в связи с этим значительная их часть оказывается вне поля реабилитационной работы;
- неэффективной работы с асоциальными и неблагополучными семьями по исполнению родительских обязанностей;
- формального подхода к разработке и реализации индивидуальных профилактических программ;
- отсутствия широкой практики работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организаций образования по программам примирения с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений и антиобщественных действий;
- отсутствия и (или) непрофессионально выстроенной системы социальной поддержки и психолого-педагогической коррекции, направленной на реабилитацию личности несовершеннолетнего правонарушителя, по причине невладения технологиями работы с данной категорией несовершеннолетних;
- недостаточно развернутой проектной деятельности в муниципальных образованиях по внедрению новых методов и технологий социальной реабилитации, дающих высокий профилактический и реабилитационный эффект;
- отсутствия судебной практики по возложению на осужденного несовершеннолетнего обязанностей (при условно-досрочном освобождении из воспитательных колоний с применением ч. 5 ст. 73 Уголовного кодекса РФ — УК РФ), способствующих его реабилитации и исправлению;
- отсутствия межведомственной преемственности в дальнейшем устройстве подростков после возвращения из воспитательной колонии на обучение в учреждения начального профессионального образования в середине учебного года и др. [3. С. 35].

Эффективность профилактики преступлений среди несовершеннолетних зависит от следующих условий.

1. Своевременность. Несвоевременное принятие профилактических мер может повергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе.

2. Упреждаемостъ. Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть.

3. Дифференцированностъ. В процессе профилактической работы важен дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности, причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации.

4. Последовательность — последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего.

5. Комплексность. Она способствует интеграции нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательное взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно- государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.

6. Соблюдение компетенции. Данное требование предполагает обеспечение своевременности, достаточности, законности профилактических мер [2. С. 8].

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может иметь моральный или юридический характер. Система наказаний, применяемых в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, включает: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок (ч. 1 ст. 88 УК РФ). Таким образом, из двенадцати предусмотренных ст. 44 УК РФ видов наказаний в отношении несовершеннолетних могут применяться лишь перечисленные шесть.

В случае уголовных преступлений несовершеннолетние члены общества подлежат изоляции в специальных колониях.

Нет сомнения, что предупреждение правонарушений имеет огромное значение и рассматривается как неотъемлемая часть решения задач воспитания для достижения следующих результатов:
- преодоление педагогической запущенности;
- формирование активной жизненной позиции, вовлечение в общественно значимую деятельность;
- переключение интересов;
- профессиональная ориентация.

Профилактику правонарушений можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предотвращение образования условий для формирования девиантного поведения и включает:
1) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
2) изучение и коррекцию нарушения материн- ско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:
1) раннее вмешательство в коррекцию клинико- биологических нарушений у ребенка;
2) исследование генографии семьи;
3) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
4) определение четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обусловливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс «взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой», может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные:
- на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Очевидно, информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество. Не менее важное значение приобретает в обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно- профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими отклонениями. В подавляющем большинстве причиной этого является пьянство родителей. Специалистами уже давно отмечено, что дети, зачатые родителями в пьяном виде, отличаются от детей, зачатие которых происходило без токсического действия алкоголя. Социально- профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем, к примеру, такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне. Принимаемые в настоящее время Правительством РФ меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений социальных норм.

Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.

Таким образом, проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, требует большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, медицинских и психолого- педагогических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения у детей и подростков, находящихся в различных формах конфликта с законом.

Список литературы

1. Артамонова, Е. Г. Социальная профилактика девиантного поведения подростков: роль СМИ / Е. Г. Артамонова // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства : сб. науч.-метод, материалов. Вып. 2. — М. : ЦНПРО, 2012. — С. 226—229.
2. Идобаева, О. А. Методологические принципы развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / О. А. Идобаева // Образование личности. — 2014. — № 4. — С. 8 — 14.
3. Забрянский, Г. И. Статистика преступности несовершеннолетних в России : аналит. обзор / Г. И. Забрянский. —М. : Знание, 2015. — 331 с.

Библиографическое описание: Гнедышева, И. А. Формы профилактики правонарушений несовершеннолетних / И. А. Гнедышева, М. Ф. Костюк // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 109-112.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (16.08.2018)
Просмотров: 43 | Теги: несовершеннолетний, предупреждение правонарушений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь