Четверг, 24.05.2018, 16:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Формирование знаний о правилах дорожного движения во внеклассной деятельности по ОБЖ в начальных классах

Б.М.Сидоров

Формирование знаний о правилах дорожного движения во внеклассной деятельности по ОБЖ в начальных классах

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно - транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно- транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за воспитание сознательного отношения к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Многие проблемы мог бы решить предмет ОБЖ, главной целью которого, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, выработка навыков безопасного поведения на дорогах и приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях, но предмет ОБЖ в школах изучают только с 5 класса.

Это определило тему нашей выпускной квалификационной работы: Формирование знаний о правилах дорожного движения во внеклассной деятельности по ОБЖ в начальных классах.

Объект исследования - внеклассная работа по ОБЖ в начальных классах.

Предмет исследования - знания о правилах дорожного движения учащихся в начальных классах.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость использования внеклассную форму деятельности в формировании знаний о правилах дорожного движения у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ педагогической и методической литературы по теме исследования.

2. Разработать внеклассные мероприятия с целью формирования знаний о правилах дорожного движения у учащихся младшего школьного возраста.

3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса внеклассных мероприятий в повышении уровня знаний учащихся о правилах дорожного движения.

4. На основе полученных результатов эксперимента сформулировать методические рекомендации по организации внеклассного работы по естествознанию с целью обучения детей правилам дорожного движения для педагогов начальной школы.

Гипотеза исследования: согласно которой процесс формирования знаний о правилах дорожного движения у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее эффективно, если вопросы поведения на дорогах города будут активно изучаться с детьми и во внеклассной деятельности, при этом необходимо учитывать следующие условия:

1. Работа по формированию знаний о правилах дорожного движения в процессе внеклассной деятельности должна проходить регулярно и систематически как традиционное ежемесячное мероприятие.

2. В процессе обучения детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения во внеклассной деятельности необходимо использовать
данные о местных условиях.

3. В процессе организации внеклассных мероприятий по обучению детей правилам дорожного движения необходимо привлекать коллектив родителей, сотрудников ГИБДД и других заинтересованных лиц.

4. При организации и проведении внеклассных мероприятий по правилам дорожного движения с учащимися начальных классов необходимо учитывать их возрастные особенности.

5. Для оптимизации внеклассной работы по изучению правил дорожного движения детьми младшего школьного возраста необходимо расширить и активно использовать педагогами разнообразную методическую литературу.

База исследования - ЧРССШИОР им. Д.П.Коркина, с.Чурапча, Республика Саха (Якутия).

Практическая значимость. Заключается в возможности использования материалов исследования в практике работы учителей и воспитателей начальной школы по формированию знаний у младших школьников о правилах дорожного движения.

Анализ дорожно - транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из - за невнимательности детей, отсутствия у них знаний и умений. Поэтому педагогам образовательных учреждений при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления на уроках ОБЖ по разделу «Безопасность на дорогах». Именно в школьном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в школе, прочно останется у него навсегда.

Задача педагогов, по мнению, Е.С. Полатова (2007) заключается в разработке и использовании таких педагогических технологий, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объёма знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой - творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций.

Решение этой задачи возможно при изучении и выполнении перечня правильных действий и соблюдения требований, обеспечивающих безопасность школьников начальных классов.

Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- Теоретический анализ и обобщение научно - методической литературы. Эти методы осуществлялись с целью изучения проблемы средств обучения для организации учебного процесса по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.

- Устные методы. Это метод обучения, предполагающий одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, лекция, беседы.

- Наблюдение. Как метод включает в себя систему принципов познавательной деятельности, о его возможностях и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя.

- Тестирование. В начале пробного обучения все учащиеся прошли входное тестирование с целью оценки уровня первичного знания по данному разделу и повторное тестирование с целью выявления результата пробного обучения.

- Контроль знаний. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, и их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Методы математической статистики. Для обработки результатов использовались методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и повторные.

Организация исследования
Пробное обучение планируем проводить с 23 января по 18 марта 2017 г. на базе ЧРССШИОР им. Д.П.Коркина, с.Чурапча, Республика Саха (Якутия).

В пробном обучении приняли участие ученики 3"а" и 3 "б" класса 32 учеников, из них 17 мальчиков и 15 девочек.

Работа:

1. Констатирующий этап, цель выявление первичного знания данного раздела;

2. Формирующий этап, цель организация пробного обучения у учащихся по данному разделу с использованием средств обучения;

3. Контрольный этап, цель выявление вторичного знания пробного обучения.

Цель 1 этапа: тестирование уровня первичных знаний учащихся 3 класса по
разделу «Безопасность на дорогах».

На формирующем этапе нами была проведена 4 пробных занятий из 8:
1- ый урок проведен на тему «Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствие»;
2- й урок проведен на тему «Дорога и ее составные части»;
3- й урок проведен на тему «Организация дорожного движения»;
4- й урок проведен на тему «Пассажир. Безопасность пассажира»;
5- й урок проведен на тему «Дорожные знаки»;
6- й урок проведен на тему «Общие обязанности водителя»;
7- й итоговый урок проведен на тему «Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста».

На третьем этапе планируем проведение повторного тестирования с целью выявления результата пробного обучения и итоговое тестирование для анализа.

Литература:

1. Смирнова О.В., Рабочая программа «Дорожная грамота», 2014 г.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (25.12.2017)
Просмотров: 219 | Теги: ОБЖ, ПДД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь