Среда, 17.10.2018, 16:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

П.О.Федоров, М.А.Манасытова

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры (на примере обучающихся начальной школы МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова» МО «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Актуальность: Введен в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. По стандарту впервые появился термин «универсальные учебные действия». УУД - умение учиться, способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

По стандарту область «Физическая культура» ставит следующие задачи:. Можете увидеть на слайде.

Если обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20%. Родители решили, чтобы мы вели
спортивную секцию «Сатабыл» для обучающихся 2-3 классов Кемпендяйской сош.

Цель исследования: организовать педагогические условия формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить и проанализировать физические возможности учащихся МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И Иванова» с целью подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Провести педагогический эксперимент.

Объект исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе.

Предмет исследования - урок физкультуры в начальной школе Кемпендяйской СОШ.

Гипотеза: универсальные учебные действия по области «Физическая культура» будут сформированы, если:
учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования в области «Физическая культура»;
- установлена связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- будет проведена спортивная секция «Сатабыл» с целью подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), что входит в программу, формируемую участниками образовательного процесса, т.е. родителей (законных представителей).

Для решения поставленных задач и проверки предположения в исследовании были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент;
- метод тестирования по программе "ГТО";
- наблюдение.

Новизна: Разработана программа спортивной секции «Сатабыл» с целью подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Теоретическая значимость: на основе проведенного исследования выявлены основные условия формирования универсальных учебных действий в начальной школе; разработана программа спортивной секции «Сатабыл», проанализированы физические возможности обучающихся Кемпендяйской СОШ.

Практическая значимость: разработанные автором рекомендации по эффективному использованию внеурочной деятельности на уроках физкультуры могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы.

Опытно-экспериментальная база: основная работа по апробации результатов исследования проводилась в МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова» МО «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия)». В общей сложности экспериментальным исследованием охвачено 20 обучающихся.

Структура выпускной квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. Проводились постоянные педагогические наблюдения. Перед началом в течение эксперимента неоднократно была проведена беседа с участниками эксперимента.

Если контрольная группа обучалась по обычной общеобразовательной программе, то в экспериментальной группе с начала года в вариативной части уроков физкультуры были введены подвижные игры «Сатабыл».

В начале года и в конце учебного года проводились контрольные испытания методом тестирования по программе "ГТО", путем проверки общей физической подготовки.

Проведено анкетирование с целью оценки мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Проведена диагностика сформированности универсальных учебных действий на уроках физкультуры.
Контрольная группа обучалась по обычной общеобразовательной программе 3 часа в неделю, а экспериментальная группа с начала года в вариативной части уроков физкультуры были введены подвижные игры «Сатабыл». Итого экспериментальная группа занимается физкультурой 4 часа в неделю.

В начале и в конце педагогического эксперимента проводились контрольные испытания методом тестирования по программе "ГТО", путем проверки общей физической подготовки.

Все учащиеся в конце года сдавали нормативы ГТО в школе по пяти видам: прыжкам в длину с места толчком двумя ногами, бег на 60 метров (быстрота);
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами (гибкость);
подтягивание из виса на низкой перекладине (сила),
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (выносливость).

Результаты норматива ГТО в начале эксперимента
 

Результаты нормативов ГТО после проведения эксперимента

Заключение

При написании выпускной квалификационной работы мы изучили 19 литературных источников, проанализировали Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

Выявили основные условия формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры.

Основными условиями для формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры является двигательная активность учащихся.

Разработали программу спортивного кружка подвижные игры для 2-3 классов «Сатабыл» для формирования у учащихся безопасного и здорового образа жизни.

Составили мониторинг сформированности УУД и на их основе составили портрет выпускника начальной школы;

Изучили и проанализировали физические возможности учащихся МБОУ Кемпендяйская СОШ им. В.И Иванова. Для этого нами были сформированы 2 группы: экспериментальная, дополнительно занимающаяся внеурочным занятием по физкультуре и контрольная группа, обучающиеся по общеобразовательной программе.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.01.2018)
Просмотров: 340 | Теги: учебные, Универсальные, действия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь