Суббота, 03.12.2016, 01:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ФОРМИРОВАНИЕ УЕЗДНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

И. А. Крепкова

Формирование уездныХ органОВ управления Астраханской губернии

Процесс формирования системы советских органов самоуправления на территории Астраханского края начался гораздо раньше, чем в губернском центре. Причинами этого нельзя назвать ни большое влияние большевиков на массы (фракций большевиков в данный период в уездах Астраханского края, за исключением Черноярского уезда, не существовало, а в губернском центре она была очень слаба), ни многочисленность промышленного проле­тариата       с высокоразвитой политической культурой (практически вся про­мышленность была сосредоточена в губернском центре). По мнению В. И. Ленина, это являлось заслугой демобилизованных солдат, прошедших школу классовой борьбы в центральных районах России и благодаря которым со­ветские организации «дошли до последнего деревенского захолустья» [1, с. 85¾86]. Мно­гие из них перед отправкой на родину получали декреты советской власти и разнообразный агитационно-пропагандистский материал.

По материалам государственных архивов Астраханской и Волгоградской областей, сборников документов и периодической печати нами была состав­лена таблица перехода власти в руки Советов в уездах Астраханского края (табл. 1).

Таблица 1

 

п/п

Уезды Астраханского края

Дата

1

Букеевская орда

3 декабря 1917 г.

2

Царевский уезд

7 января 1918 г.

3

Енотаевский уезд

9 января 1918 г.

4

Черноярский уезд

10 января 1918 г.

5

Астраханский уезд

25 января 1918 г.

6

Калмыкия

25 января 1918 г.

7

Красноярский уезд

20 февраля 1918 г.

 Признание советской власти и формирование новых органов управления в уездах Астраханского края происходило на уездных съездах, подготовка к которым проводилась на совещаниях представителей волостей. В Чернояр­ском уезде совещание состоялось 3 января 1918 г. в с. Каменный Яр [2]. В Ено­таевском уезде за неделю до съезда было проведено 22 сельских схода и соб­рания [3]. Участники совещаний высказывались за необходимость создания в уездном центре Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, кото­рый должен был сосредоточить в своих руках всю власть [2]. В течение недели участники совещаний проводили работу по созыву сельских и волостных сходов и выборам представителей на съезд.

 

В государственном архиве Волгоградской области сохранились наиболее полные сведения    о работе I чрезвычайного Черноярского уездного съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казацких депутатов, который открылся 10 января 1918 г. На съезд были приглашены делегаты от Астраханского, Царицынского и Саратовского Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Работа съезда началась  с обсуждения организационных вопросов: выборы председателя съезда и его секретаря, ко­торые происходили путем открытого голосования. Далее происходило обсу­ждение вопросов, стоящих на повестке дня. Круг этих вопросов был очень широк, но в первую очередь обсуждались вопросы, касающиеся установле­ния советской власти и управления на местах. «Представители г. Черного Яра должны немедленно по прибытии на места организовывать Советы Ра­бочих, Солдатских и Крестьянских депутатов и привлекать для участия в ра­боте съезда казаков» [4], — утверждалось на I съезде Советов Черноярского уезда. Съездом был сформирован уездный Совет депутатов в количестве 13 человек: 2 ¾ от местного гарнизона, 2 ¾ от города, 7 ¾ от волостей уезда, и должно было быть 2 депутата от казаков, но казаки отказались от участия в работе Совета, и вместо них места отдали двум представителям степных сел [5]. На второй день происходило обсуждение вопросов, стоящих на повестке дня. Первым был решен вопрос об организации в уезде Красной гвардии взамен местной милиции, т. к. она «стоит не на должной высоте», а Красная гвардия поддерживает лозунги II Всероссийского съезда Советов [6]. При обсуждении вопроса о контроле над правительственными и общественными учреждениями было постановлено: предоставить право выработки плана контроля и проведение его в жизнь временному Исполнительному комитету уезда.

9 января 1918 г. в г. Енотаевске открылся I уездный съезд Советов, на ко­тором присутствовали 47 делегатов [3]. 10 января 1918 г. на I Енотаевском уездном съезде представителей от волостей была принята резолюция о структуре  и функциях Советов и их исполнительных органов [7, с. 156¾157]. В ней говори­лось о необходимости повсеместной организации Советов, как органов вла­сти беднейшего населения, в которых воля народа должна выражаться через выборных в Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. В исклю­чительных случаях при решении вопросов как общегосударственного, так и местного значения необходимо было проводить референдум. Депутаты Сове­тов и члены исполнительных комитетов в любое время могли быть отозваны и заменены другими. Через определенные промежутки времени (не более 5-ти месяцев) Советы и все органы управления необходимо было полностью переизбирать. Резолюция предоставляла право Советам контролировать, реорганизовывать все общественные и правительственные учреждения и пере­страивать сообразно интересам большинства населения всю экономическую и политическую жизнь края.

Как правило, на первых уездных съездах избирались новые органы управ­ления — Советы и их исполнительные комитеты, которые являлись высшими органами власти на территории уездов в период между сессиями съездов. Основной функцией новых ведомств являлось: руководство и контроль за политической, экономической и социально-культурной жизнью уезда, а также организация и руководство нижестоящими Советами. Кроме того, уезд­ные исполкомы устанавливали сроки созыва уездных съездов Советов, кото­рые, в свою очередь, утверждались губернским исполнительным комитетом.

В заседаниях уездных исполкомов, как правило, принимали участие предста­вители волостных и городских исполкомов. Сведения о количестве членов уездных исполкомов в первой четверти 1918 г., к сожалению, отсутствуют. Первым нормативным актом, определившим штат уездных исполнительных комитетов, являлся циркуляр Астраханского губернского комиссариата по внутренним делам от 19 мая 1918 г. [8]. В нем указывалось, что количество чле­нов исполнительных комитетов в уездных центрах не должно превышать 15; в волостных ¾ 5.

Кроме того, в уездах Астраханского края исполнительными органами также являлись уездные Советы народных комиссаров. Как правило, в состав этих функциональных ведомств входили следующие комиссариаты:

— финансов;

— продовольствия;

— земледелия;

— внутренних дел;

— юстиции;

просвещения (впоследствии переименованный в комиссариат народного образования);

— призрения (впоследствии — социального обеспечения);

— здравоохранения;

— труда (список составлен по материалам государственных архивов волгоградской и Астраханской областей, сбор­ников документов и периодической печати).

Позже (к лету 1918 г.) будут сформированы комиссариаты путей сообще­ния и военных дел. Штат каждого комиссариата состоял: из комиссара, 3—4 членов и секретаря.

Комиссариаты имели полномочия в определенной сфере жизнедеятельно­сти уезда. Рассмотрим деятельность некоторых из них.

Комиссариат призрения Красноярского уезда был создан в феврале 1918 г. в составе следующих отделов:

— выдачи казенного пайка;

— суточных;

— пенсий от казны военно-увечным;

— детских приютов и богаделен;

— по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в совершении общественно опасных деяний [9].

Отдел о выдаче казенного пайка перешел в состав комиссариата от уездной земской управы. Всего на учете в ведомстве в начале 1918 г. состояло по уезду 3 697 семей, которым ежемесячно выдавалось пособие на сумму 242 840 руб. 40 коп. Ввиду полной демобилизации армии с 1 апреля 1918 г. выдача пайка производилась лишь семьям солдат, находящихся в плену, вплоть до их возвращения. Семьям убитых, а также потерявших трудоспособность на войне была определена пенсия. Таких семей состояло на учете комиссариата 1 414. Ежемесячно им выдавалось пособие на сумму 67 897 руб. 80 коп. [10].

Отдел суточных удовлетворял суточными деньгами солдат, потерявших трудоспособность на войне. С января по сентябрь отделом было выдано 13 609 руб. 75 коп. [11]. От Красноярского уездного по воинским делам присутствия, в чьем ведении ранее находилась эта категория граждан, в комиссариат социального обеспечения было передано 145 дел.

Отдел детских приютов и богаделен, по-ви-димому, ранее при Красноярской уездной управе не существовал, т. к. строительство богаделен    и приютов в уезде было начато отделом впервые. Процесс этот затянулся в связи с необходимостью сбора сведений, и лишь 1 июля были открыты 1 богадельня на 25 человек и 1 детский приют также на 25 человек  [12].

В результате упразднения декретом СНК от 17 января 1918 г. [13] судов и тюремных заключений малолетних и несовершеннолетних детей все исправительно-вос­пи­тательные приюты, колонии и учреждения были сосредоточены в ведении комиссариатов социального обеспечения. В Отдел по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в совершении общественно опасных деяний, Красноярского уездного комиссариата призрения были переда­ны 3 дела, но ввиду неявки сторон вынесение приговора и разбирательство были отложены. Планировалось открытие приюта для малолетних преступников [14].

Интересен также факт образования комиссариата труда в уезде, где не было ни одного промышленного предприятия. В чем же заключалась его деятельность? Черноярский уездный комиссариат труда был создан 3 апреля 1918 г. [15]. Им были поставлены следующие задачи: снизить безработицу в уезде, улучшить положение рабочих путем организации профсоюзов. В уезде, где основными занятиями населения были земледелие и промыслы, это было нелегко. Результатами деятельности уездного комиссариата труда стала организация в с. Солено-Займищенском, Каменном Яру и Светлом Яру союзов рабочих рыбного производства. В с. Старице, Барановке, Ступице были созданы союзы чернорабочих. Взяты на учет мельницы и промыслы [15]. абочих рыбного производства, Каменном Яру и в Светлом Яру тоже. ать профсо

Красноярский уездный военный комиссариат был организован 5 мая 1918 г. на основании декрета СНК от 8 апреля 1918 г. за № 413 «Об учреждении Военкомратов», утвержденного ВЦИК [16]. Однако отделы в составе нового ведомства начали образовываться лишь с сентября 1918 г.

В ведении комиссариата находились: учет граждан от 18 до 50 лет, который встречал сильное сопротивление населения, запись добровольцев в ряды Красной армии. Кроме того, осуществлялась выдача довольствия, на котором при комиссариате состоял весь красноярский гарнизон и Гурьевский фронт [17]. Также велось снабжение обмундированием, конским снаряжением, огнестрельным оружием и патронами к нему.

Уездные комиссариаты финансов ведали распределением между администрацией уезда денежных средств и сбором на­логов и пошлин. На комиссариатах продовольствия лежала обязанность снабжения населения продуктами питания и первой необходимости. Комиссариаты земледелия оказывали помощь жителям в более эффективном ведении сельского хозяйства. Помощь заключалась в снабжении их семенами, саженцами, ядами для опрыскивания деревьев и кустарников. Кроме того, комиссариат производил облагораживание песчаных почв уезда, насаждение лесопосадок, установление ирригационных систем. Распределение земельных участков между населением уезда также осуществлялось комиссариатами земледелия. Комисса­риаты внутренних дел, в первую очередь, наблюдали за правильностью выборов в местные Советы, постановкой ра­боты в них и обеспечивали охрану правопорядка и безопасности в уезде. Комиссариаты юстиции отвечали за организацию судопроизвод­ства в уездах. Они распределяли уезды на судебные участки, назначали судей и, естественно, контролировали весь процесс судопроизводства. Постановка дела народного просвещения в уездах находилась в ведении комиссариатов просвещения. Постройка школ, детских садов, библиотек, организация различных курсов по ликвидации неграмотности, в том числе и среди взрослого населения, — вот задачи, стоявшие перед уездными комиссариатами просвещения. Но особое внимание следовало уделять подготовке учительского персонала, т. к. отсутствие его сводило к нулю все попытки вывести дело народного образования на более высокий уровень. Комиссариаты здравоохранения призваны были обеспечивать уезды врачебно-санитарной помощью, медикаментами, что, в свою очередь, требовало создания отвечающих всем санитарно-гигиеническим требованиям фельдшерских пунктов и больниц, наем необходимого профессионального персонала и снабжение его достаточным количеством медицинских инструментов и медикаментов. Однако деятельность большинства уездных комиссариатов в рассматриваемый период но­сила большей частью организационный характер.

После перехода власти в уездах в руки Советов прежние органы управле­ния, как правило, ликвидировались. И лишь в некоторых уездах были совер­шены попытки использовать опыт, накопленный этими ведомствами. Приме­ром преемственности между земскими органами и Советами могут служить факты, имевшие место в Астраханском уезде. Здесь вопрос о дальнейшей судьбе земских органов решался на очередном уездном съезде Советов, на­чавшем свою работу 1 апреля 1918 г. под руководством правых эсеров А. К. Семенова (председатель уездного земельного комитета) и К. К. Терещенко (депутат Учредительного собрания). 6 апреля съезд принял постановление: «Уездную земскую управу, уездную продовольственную управу и уездную земельную управу упразднить, а существовавшие в них отделы сохранить в полном их объеме и передать в соответствующие комиссариаты» [18, с. 174]. Стремление максимально сохранить аппарат земства и использовать кадры земских работников выразилось также при конструировании уездных советских орга­нов управления. 7 апреля был избран новый состав Астраханского уездного исполнительного комитета, в который вошли 17 человек, в их числе: бывший уездный комиссар, впоследствии председатель земской управы бес­партийный С. Т. Маштаков; члены земской управы  З. Е. Терентьев и Г. Ф. Монаков; бывший председатель уездной продовольственной управы  А. И. Докучаев и др. [18, с. 175]. Предоставление беспартийным земцам руководящих постов в уездном исполкоме могло иметь отрицательные последствия для деятель­ности нового комитета. Однако земские служащие показали себя на новой работе с хорошей стороны и благодаря своему опыту и знаниям сумели гра­мотно наладить функционирование вновь избранного органа власти. Таким образом, в Астраханском уезде преемственность между земством и Советами проявилась наиболее ярко и дала, в целом, положительные результаты.

Имели место случаи обособления уездов и создания уездных «республик» и «коммун». Так, 2 апреля Совет народных комиссаров Николаевского уезда принял декрет об объявлении уезда «Социалистической трудовой коммуной» [18, с. 182]. Декретом предусматривалась отмена частной собственности на земли, леса, недра, на живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь, на дома и торгово-промышленные заведения с капиталом свыше 10 тыс. руб. Вводилась обязательная трудовая повинность для всех граждан.

В этот период большую роль в политической жизни уездов играли так на­зываемые сходы городских граждан. Особенно ярко это прослеживается в Черноярском уезде. Сходы в г. Черный Яр созывались для разрешения обще­ственных дел (часто уже прошедших обсуждение в Совете с целью утвер­ждения принятого решения). Они были публичными, и обсуждение предла­гаемых им вопросов происходило при открытых дверях. Население о сходах оповещалось ударами в соборный колокол. Принять участие в сходе могли все желающие [19]. Более того, общий сход граждан города мог принимать решения об участии в работе Совета того или иного депутата или отстранении его от должности [20].

Выборы производились также при помощи сходов [21]. Избирательные ко­миссии выбирались на общих сходах граждан города. Выборы проходили с помощью баллотировочных шаров (ввиду малочисленности которых обычно производилась замена их гороховыми бобами). В первую очередь осматрива­лись баллотировочные ящики (их, как правило, было три). Затем начиналась регистрация избирателей, внесенных        в списки, заверенные избирательной комиссией. Заранее были изготовлены баллотировочные листы, в которых были перечислены все кандидатуры, намеченные на общем собрании граж­дан. Сам процесс голосования протекал следующим образом: избиратели по спискам вызывались к баллотировочным ящикам. На каждом ящике были помещены фамилия, имя и отчество баллотируемого кандидата и указания на правую и левую стороны с надписью «избираем» и «не избираем», в одну из которых избиратели и опускали гороховые бобы. Каждый раз как заканчива­лась баллотировка данных трех лиц, членами комиссии на виду у всех избирате­лей производился подсчет шаров обеих сторон, а результаты подсчета запи­сывались в баллотировочные листы.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (27.12.2012)
Просмотров: 531 | Теги: орган власти, исполнительный комитет, Совет народных ком, Совет крестьянских, система органов управления, комиссариаты, рабочих и солдатских депутатов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016