Воскресенье, 15.12.2019, 21:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ (СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА) У СТУДЕНТОВ

Е.Ю.Шемякина

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ (СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА) У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Рассмотрены результаты эмпирического исследования стрессоустойчивости и совладания со стрессом у студентов очной и заочной форм обучения. Обосновывается необходимость формирования базовой управленческой компетенции стресс-менеджмента в рамках формирования компетенции «УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни», относящейся к категории универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)», вводимой в ФГОС ВО третьего поколения (++). Предлагаются направления и возможности формирования компетенции стресс- менеджмента в учебной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова: компетенция, здоровьесбережение, стресс, стресс-менеджмент, управление стрессом, совладание со стрессом, копинг-стратегия, учебная деятельность.


Проблема управления стрессом (стресс-менеджмента) становится все более актуальной не только для организаций, профессионалов, но в состоянии стресса по результатам различных исследований студенты первого курса оказываются буквально с первых дней занятий [1]. Компетенция стресс- менеджмента явно не присутствует ни в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО), ни в уже принятых ФГОС поколения 3++. Тем не менее, во всех уже принятых ФГОС ВО 3++, а также в опубликованных проектах представлена специальная категория универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)». Понятие «здоровьесбережение» принципиально ново для образовательных стандартов высшего образования и, разумеется, требует специальной проработки. Не подлежит сомнению то, что «здоровь- есбережение» на уровне личности включает в себя комплекс мер, направленных на поддержание и укрепление собственного здоровья, которое следует понимать достаточно широко: физическое, психическое, психологическое, духовное здоровье. Осмелимся предположить, что универсальная компетенция «УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни», относящаяся к этой группе, предполагает формирование столь актуальной компетенции стресс-менеджмента и рассмотрим эти возможности в рамках преподавания дисциплин психологического цикла.

Стресс как эмоциональное состояние имеет ряд как позитивных, так и негативных сторон. С одной стороны, состояние стресса заставляет человека искать новые алгоритмы и формы поведения, которые позволят адаптироваться к новой ситуации, используя при этом имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, проактивность, творческий потенциал и инициативность. С другой стороны, неконструктивное проживание этого состояния может привести обучающегося к таким субъективным переживаниям как повышенная тревожность, мнительность, бессонница, раздражительность, которые, несомненно, скажутся на эффективности и конечных результатах учебной деятельности.

Это делает актуальным изучение совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям у современных студентов.

Опрос и психодиагностическое тестирование, проведенные среди студентов очной и заочной форм обучения Санкт-Петербургского государственного экономического университета в 2016-2018 гг. в рамках преподавания дисциплин психологического цикла показал, что из 175 опрошенных около 90% испытывают состояние стресса.

Состояние стресса является адекватной реакцией на новую социальную ситуацию, но отсутствие необходимых компетенций совладания с ним приводит к нарушению механизмов адаптации, что может стать причиной широкого спектра негативных последствий, в том числе хронических заболеваний. Эксперты в области менеджмента обращают внимание на то, что сотрудники отечественных организаций пытаются даже при анонимных опросах скрывать наличие стресса [3].

Проведенное психодиагностическое тестирование позволяет сделать вывод, что более 30% студентов первого курса очной формы обучения (возраст от 18 до 20 лет) не могут успешно сопротивляться стрессу. По результатам анонимного опроса у 49% студентов стресс может стать причиной необдуманных поступков, у 65% - спровоцировать срыв на окружающих. Чаще всего стрессовая ситуация связана с учёбой (71,2% опрошенных). При этом 45% первокурсников подвергаются стрессу по причине страха перед экзаменом; 31% - из-за невозможности успеть вовремя сдать необходимые письменные работы, а также экзамены и зачеты; 5% боятся потерять стипендию; 5% - конфликтуют с однокурсниками. Сильный стресс студенты испытывают во время сессии (89% опрошенных), 62% студентов стресс мешает учиться; немногим более 7% участвовавших в опросе справиться со стрессом помогают антидепрессанты, 12% прибегают к курению и алкоголю.

Иная картина складывается у студентов заочной формы обучения (30 человек), возраст которых колеблется от 20 до 40 лет и, соответственно, они имеют стаж работы от 1 года до 25 лет. Из числа опрошенных 80% успешно сопротивляются стрессу. Несмотря на экзаменационную сессию, студенты заочной формы обучения в качестве основных причин стресса отмечали совершенно иные (неучебные) проблемы, а именно - связанные с потерей, поиском работы, со снижением доходов, со здоровьем близких или своим собственным; 20% отметили проблемы в социальной сфере (отношения с близкими).

Преодолевая стрессовую ситуацию, студенты могут выбирать конструктивные или деструктивные пути решения проблемы (так называемые копинг-стратегии): первые способствуют совладанию со стрессом, а другие, напротив, затрудняют этот процесс. Стресс может быть успешно преодолен, либо привести к самым неблагоприятным последствиям. Проблему копинг- стратегий исследовали как зарубежные (Д. Амирхан, Р. Лазарус, Г. Селье, Р. Плутчик, Дж. Роттер, С. Фолкман), так и отечественные авторы (Р.М. Грановская, Н.М. Никольская, Н.А. Сирота, С.В. Фролова, В.М. Ялтонский). Было выявлено, что для совладания со стрессом каждый человек использует копинг-стратегии на основе имеющихся у него личностного опыта и психологических ресурсов. В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий (J. Birkimer, M. Petrosky) [2].

Изучение копинг-стратегий поведения студентов в стрессовых ситуациях (стратегий совладания со стрессом) также позволяет сделать вывод о существенных различиях между студентами-первокурсниками и студентами более «возрастной» группы. Менее половины студентов первого курса (42%) используют копинг-стратегию «разрешение проблемы» (среди студентов заочной формы обучения таковых 73% - т.е. подавляющее большинство); практически никто не использует стратегию «избегание проблемы», в то время как 25% студентов первого курса прибегают к ней. И, наконец, копинг-стратегию «поиска социальной поддержки» применяют соответственно 33% и 27% студентов очной и заочной форм обучения. Можно предположить, что интуитивно с возрастом приобретается способность следовать этой, наиболее конструктивной стратегии совладания со стрессовой ситуацией.

В процессе профессиональной подготовки бакалавров - будущих специалистов различных социальных сфер, в рамках психолого-педагогических дисциплин мы реализуем концепцию социально- и личностно-ориентированного образования, представляющего собой практическое воплощения идей гуманистического образования. Основные идеи этой концепции заключаются в формировании деятельно-активного, нацеленного на самореализацию, личностный рост, развитие собственных возможностей и способностей типа личности студента. [4; 5]. В связи с этим предлагается в рамках формирования универсальной компетенции «УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни», обеспечиваемой, в том числе, при изучении дисциплин психологического цикла («Психология», «Психологический практикум», «Психология делового общения» и других), разработать рекомендации по освоению студентами приемов и методов стресс-менеджмента. В данном случае под понятием «стресс-менеджмент» предлагаем понимать профилактику стрессов обучающихся, разработку и обучение приемам и методам устранения и/или снижения негативных последствий стрессов, технологиям восстановления сил и работоспособности личности.

Возникновение и развитие стресса является глубоко индивидуализированным процессом, существенное влияние на него оказывают индивидуально - психологические качества личности обучающегося и особенности социальной ситуации (адаптационный период, проверочные работы, экзамены, межличностные отношения); и, разумеется, невозможно полностью снять психоэмоциональное напряжение обучающихся, но можно научить повышать устойчивость механизмов адаптации к психическому стрессу.

Обратим внимание на основные направления и возможности формирования компетенции стресс-менеджмента в процессе учебной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Психология»:

1) Теоретическое освоение основных понятий, концепций и закономерностей, связанных с состоянием стресса и управлением им (например, в рамках изучения темы «Эмоции и чувства личности» раздела «Психология личности» рабочей программы дисциплины «Психология»). Изучение состояний и свойств личности, механизмов психологической защиты, приемов саморегуляции эмоциональных состояний в аспекте личностных предпосылок формирования стресса также может осуществляться в соответствующих темах курса «Психология».

2) Практическое вовлечение обучающихся в изучение и обсуждение особенностей состояния стресса, стрессоустойчивости, копинг- стратегий на семинарских (практических) занятиях, на занятиях кафедральных студенческих кружков, в рамках научно-исследовательской работы обучающихся и пр. Необходимо отметить, что в каждой группе обучающихся на протяжении многих лет преподавания дисциплин психологического цикла проявляется повышенный интерес к проблеме стресса и управления им. Изучение состояния стресса, копинг-стратегий с помощью психодиагностических средств в учебное и внеучебное время, получение обратной связи о результатах, обсуждение исследований вызывает неподдельный интерес и вовлеченность у обучающихся, что, несомненно, говорит о глубоко личной потребности в соответствующих знаниях.

3) Практическое обучение технологиям управления стрессом, саморегуляции эмоциональных состояний может осуществляться в рамках учебных практических занятий в курсе дисциплины «Психология», а также на занятиях кафедральных студенческих кружков, на специально организованных занятиях, тренингах и пр. вне сетки учебного расписания для обучающихся по их желанию.

4) Индивидуальное консультирование обучающихся преподавателями в часы консультаций по учебному предмету.

Список литературы

1. Апарина Е.Н. Особенности стресса студентов разных специальностей // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 2. С. 32-37.
2. ВодопьяноваН.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
3. Закаблуцкая Е.А. Управление персоналом: руководитель и HR-специалист. СПб.: Речь, 2009. 234 с.
4. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Проблемы реализации гуманистической педагогической парадигмы в условиях компетентностного подхода (прикладные аспекты философии образования). СПб.: СПбГЭУ. 2017. 181 с.
5. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю. Активные методы обучения, реализуемые при формировании общекультурных компетенций в психологических дисциплинах / Совершенствование учебно-методической работы в Университете в условиях изменяющейся среды: Сб. трудов II национальной межвуз. науч.-метод. конференции. Ч. 1. СПб.: СПбГЭУ. 2018. С. 200-209.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (28.11.2019)
Просмотров: 28 | Теги: управление стрессом, стресс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь