Вторник, 22.10.2019, 19:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Черкасов В.В., Ухалова И.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена вопросам формирования универсальных учебных действий на занятиях физической культурой. Рассмотрены проблемы, возникающие у учителей физической культуры при реализации метапредметных результатов обучения. На основании проведённого исследования установлено, что использование упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью и имеющих сложнокоординационную структуру движений, в качестве средств формирования регулятивных умений контроля и самооценки, приводит к снижению моторной плотности урока и увеличению времени обучения двигательным действиям. Предложены средства формирования регулятивных умений, обеспечивающих решение задач прикладной направленности по подготовке обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Ключевые слова: начальное образование, урок физической культуры, универсальные учебные действия, формирование регулятивных умений.


Введение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (Стандартом), основным требованием к реализации образовательной программы начального общего образования является достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В свою очередь, метапредметные результаты находят своё выражение в виде личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) [2].

Формирование УУД должно осуществляться на каждой учебной дисциплине, составляя, таким образом, совокупный результат целостного учебно-воспитательного процесса школьников. Общий перечень УУД, формируемых в рамках предмета «Физическая культура», представлен в примерных и авторских образовательных программах (Е. С. Савинов (2010 г.); В. И. Лях. (2012 г.); Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов и другие (2012 г); С.Е. Табаков, Е.В. Ломакина (2016 г.) и других). Между тем, анализ содержания учебных программ и публикаций методических материалов выявил недостаточную разработанность вопросов методики формирования УУД на занятиях физической культурой. Так, в авторских учебных программах отдельные формулировки умений не всегда соответствуют заявленным видам УУД или содержат более широкую трактовку, чем это прописано в Стандарте; имеет место завышение программных требований возрастным и психологическим возможностям детей младшего школьного возраста [6].

В пособии А.Ю. Патрикеева [3], предназначенном для учителей физической культуры, формирование личностных и регулятивных УУД на уроках в 1-11 классах сведено к эстетическому и этическому воспитанию. В качестве средств воспитания предлагаются отдельные гимнастические комбинации и более 200 подвижных игр, причём описание последних занимает около трети от всего содержания пособия.

Опосредованный путь формирования УУД преобладает и в содержании большинства технологических карт урока, представленных учителями физической культуры на информационных web-порталах, когда в структуре технологической карты отдельные проявления личностных, познавательных, регулятивных или коммуникативных умений механически соотносятся со стандартными заданиями программного материала. К другой крайности можно отнести стремление учителей сформировать то или иное умение, относящееся к УУД, в ущерб решению задач физического воспитания по достижению предметных результатов обучения.

Недостаточная разработанность содержания и методик формирования УУД на уроках физической культуры подтверждается результатами исследований, проведённых на курсах повышения квалификации [5; 7]. По данным опроса, большинство респондентов из числа учителей физической культуры испытывают затруднения, связанные с разработкой соответствующих требованиям Стандарта рабочих программ, выделением из метапредметных результатов обучения отдельных универсальных учебных действий, в определении способов контроля метапредметных результатов обучения.

В практической деятельности в качестве средств формирования УУД на уроках физической культуры наиболее часто используются: самоконтроль учениками частоты сердечных сокращений, контроль техники и правил выполнения двигательных действий со стороны партнёра или освобождённых учеников класса, проведение бесед, организация обсуждений заданий, использование карточек со схематичным изображением заданий, создание проблемных ситуаций и другие. Экспериментально апробированы методики обучения младших школьников навыкам целеполагания, планирования, прогнозирования, коллективной оценки и самооценки при выполнении двигательного действия. При этом прогностические умения предлагается формировать при помощи обучения умению предугадывать свой результат в равномерном беге на основе уже известного результата на более коротком отрезке дистанции; средствами формирования навыков контроля обучающихся могут быть задания по выбору наиболее эффективных способов выполнения технических элементов и самооценки правильности выполнения двигательного действия [1; 4].

В качестве показателя объективности процесса сформированности регулятивных УУД используется соответствие результатов коллективной оценки и самооценки школьников с оценкой учителя. Между тем, вызывает сомнение возможность младших школьников осуществлять оценку и самооценку в динамических упражнениях, выполняемых с высокой интенсивностью, и в сложно-координационных упражнениях, так как это требует специальных методических знаний и навыков.

С целью определения эффективных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников было проведено исследование.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 46 обучающихся четвёртых и седьмых классов МАОУ СОШ № 4 г. Ялуторовска и МАОУ СОШ № 1 г. Тобольска Тюменской области. Результаты семиклассников использовались для сравнительного анализа с целью установления степени воздействия используемых средств на степень сформированности регулятивных УУД в различных возрастных группах.

Для формирования регулятивных умений (регулировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в действия на основе оценки и учёта выявленных ошибок) в структуре урока использовались отличающиеся по координационной сложности виды двигательных действий, выполняемые с различной скоростью.

С целью обучения умению регулировать усилия в циклических упражнениях ученикам предлагалось в оптимальном темпе пробежать один круг (70 м) по залу с фиксацией времени прохождения дистанции. На основании полученных данных ученик должен был дать прогноз своего результата в беге на три круга. При контроле учитывалась разница между заявленным и фактическим результатом. Для повышения плотности урока и закрепления навыков взаимоконтроля задание выполнялось в парах.

Перед выполнением технических заданий (кувырок веред, бег на скорость (20 м), прыжок в длину с 8-ми шагов разбега) учениками совместно с учителем определялись опорные точки двигательного действия, после чего испытуемые поочерёдно выполняли контрольное упражнение. Оценивание техники осуществлялось с помощью педагогического наблюдения в форме самооценки, коллективной оценки (учениками класса) и экспертной оценки (учителем физической культуры) с фиксацией результатов в протоколах. Кроме того, методом хронометрирования определялась общая плотность урока, позволившая отследить временные затраты на выполнение контрольного упражнения и его оценку.

Результаты и их обсуждение. Для определения целесообразности обучения младших школьников регулятивным умениям оценки и самооценки техники двигательного действия с использованием видеосъёмки было проведено педагогическое наблюдение за всеми компонентами педагогического процесса с фиксацией технических ошибок, времени на подготовку и выполнение контрольных упражнений.

По результатам хронометрирования продолжительность оценивания школьниками одного упражнения (с фиксацией ошибок в протоколе) в среднем составило 8,2±0,97 с; время выполнения контрольного упражнения (с момента вызова до окончания упражнения) - 11,8±0,94 секунды. При этом непосредственное выполнение двигательного действия заняло от 1,8±0,62 с в кувырке вперёд до 7,3±1,17 с в прыжке в длину с разбега; на подготовку было затрачено от 4,5±0,87с до 9,1±0,96 с. Таким образом, при обучении навыкам самооценки техники двигательного действия на выполнение одной попытки всеми испытуемыми в среднем было затрачено от 20% до 27% основной части урока, в то время как при стандартной организации на выполнение аналогичных упражнений тратится от 8% до 16% времени.

На основе результатов анализа сопоставлений экспертной оценки с оценками и самооценками учеников было установлено, что после предварительного инструктирования школьники способны фиксировать отдельные технические ошибки. В среднем, частота совпадений экспертной оценки с самооценкой младших школьников составила 54,8%; с коллективной оценкой - 56,2%. В седьмом классе аналогичные результаты варьировались от 57,2% до 59,1% соответственно. При этом в обеих группах количество правильных ответов снижается по мере увеличения координационной сложности и скорости выполнения оцениваемого двигательного действия (табл.1).

Таблица 1
Результаты соответствия экспертной оценки техники двигательного действия с оценкой и самооценкой обучающихся (%)

Для определения степени понимания учениками причин технических ошибок был проведен опрос. По мнению школьников, главной причиной и основным способом исправления ошибок является количественный объём занятий, направленных на овладение двигательным действием. Самыми распространёнными ответами были: «ошибаюсь, потому что мало занимался; для исправления ошибки нужно больше тренироваться». Таким образом, дети обеих возрастных групп недостаточно разбираются в причинно-следственных связях, обуславливающих искажения техники двигательного действия, не знают эффективных средств и способов устранения ошибки.

Среди используемых в исследовании средств формирования регулятивных умений наибольший эффект оказали задания, направленные на обучение регуляции усилий в равномерном беге в режиме ЧСС 120-130 уд/мин (табл. 2).

Таблица 2
Результаты расхождения между прогнозируемыми и фактическими результатами обучающихся в равномерном беге на этапах исследования

В обеих группах отмечен достоверный прирост показателей (p<0,01), что в целом соотносится с данными аналогичных исследований [1; 4]. Кроме того, к положительным факторам, способствующим формированию регулятивных УУД при выполнении данного упражнения, можно отнести возможность решения задач по закреплению навыков самоконтроля за деятельностью сердечнососудистой системы организма и взаимоконтроля за результатами двигательной деятельности одноклассников.

Заключение. По результатам исследования установлено, что наиболее доступным для усвоения младшими школьниками является умение регулировать усилия в беге, о чём свидетельствует 1%-ный уровень достоверности прироста показателей. Данное регулятивное УУД имеет прикладное значение, заключающееся в умении обеспечить регулирование безопасного режима нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

При самооценке техники двигательного действия количество правильных ответов снижается по мере усложнения в оцениваемых параметрах пространственно- временных, пространственных, ритмических и других характеристик техники двигательного действия. Педагогическая значимость самоконтроля нивелируется ограниченными возможностями внесения корректив в выполняемое упражнение, так как причиной ошибки может быть слабая физическая подготовленность или недостаточный уровень сформированности двигательного умения. Систематическое использование фронтального контроля в процессе обучения младших школьников навыкам контроля и самооценки техники двигательного действия в условиях ограниченного времени урока потребует увеличения времени на освоение двигательного действия, или, по причине сокращения количества повторений, не обеспечит следового кумулятивного эффекта, необходимого для формирования
двигательного навыка. В существующих условиях наиболее целесообразен традиционный способ исправления ошибок под руководством учителя, обладающего методическими знаниями. Обучение навыкам самоконтроля в двигательном действии, с практической точки зрения, может иметь положительное значение при освоении отдельных тестов, включённых в комплекс ГТО, и других контрольных упражнений, направленных на оценку силовых способностей, гибкости и общей выносливости.

Литература

1. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2013. - 24 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Патрикеев А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2014. - 237 с.
4. Райнхардт О.О. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в школе // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2016. - С. 272-277.
5. Фатеева О.А., Фатеев Г.В. Способ освоения содержания универсальных учебных действий на уроках физической культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). - С. 137-140.
6. Черкасов В.В. Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по физической культуре: проблемы и пути их решения // Физическая культура в школе. - 2017. - № 1. - С. 21-25.
7. Черкасов В.В. Обучение формированию универсальных учебных действий на занятиях физической культурой // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : сб. мат-лов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Сургут: СурГУ, 2017. - С. 550-554.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.10.2019)
Просмотров: 27 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь