Понедельник, 11.12.2017, 04:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

С.А.Коробов

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В связи с растущим значением малого и среднего предпринимательства как важнейшего элемента инновационно-ориентированной экономики, реализация мер по поддержке и стимулированию малого и среднего предпринимательства на уровне региона должна осуществляться с учетом рационального освоения имеющихся у региональных органов власти ресурсов. Поэтому для разработки и принятия эффективных (рациональных) решений в сфере управления развитием малого и среднего предпринимательства актуально применение инструментов когнитивного анализа - современной технологии системного анализа. В статье оценены с помощью 4 сформулированных авторских критериев государственные меры по формированию региональной системы развития малого и среднего предпринимательства; представлена когнитивная карта взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства; разработан алгоритм формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства. Исследование базируется на комплексном и компаративном анализе государственных мер по формированию региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в контексте ресурсно-ориентированного подхода, графическом анализе в рамках когнитивного моделирования причинно-следственных связей между имеющимися у региональных органов власти ресурсов, а также стадий формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях, представленных в виде алгоритма. Автор приходит к выводу, что инструменты когнитивного анализа могут успешно применяться при формировании региональной системы развития малого и среднего предпринимательства, так как позволяют обеспечить максимальную социально-экономическую эффективность освоения имеющихся у региона ресурсов.

Ключевые слова: регион, малое и среднее предпринимательство, когнитивный анализ, развитие, система,

 

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является важной экономической характеристикой, выступающей показателем качества экономических институтов, таких как развитие конкуренции, рынок, защита прав собственности. Оно также показывает степень экономической свободы в обществе; свидетельствует о качестве и предпринимательской инициативе человеческого капитала; отражает степень развития информационных технологий, позволяющих индивидам работать индивидуально и создавать удаленные предприятия и отдельные рабочие места [9, p. 21; 10, p. 110].

Основными целями государственной политики в области развития МСП являются обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства, обеспечение конкурентоспособности субъектов предпринимательства, оказание содействия в продвижении товаров и услуг на рынки, обеспечение занятости населения, в том числе путем развития самозанятости [1; 8, р. 3]. В настоящее время поддержка МСП осуществляется на различных уровнях - федеральном, ведомственном и региональном.

Важную роль в стимулировании МСП играет эффективное функционирование региональной системы развития МСП, формирование которой может быть обеспечено в том числе посредством применения инструментов когнитивного анализа.

Главной функцией региональной системы развития МСП является увеличение основных региональных социально-экономических показателей сферы предпринимательства, а именно: общего количества субъектов МСП, зарегистрированных на конкретной территории; численности работников на малых и средних предприятиях; инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях; оборота субъектов МСП; объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона [2, с. 33].

Основой разрабатываемого алгоритма формирования региональной системы развития МСП является процесс рационального освоения имеющихся у региональных органов власти ресурсов. Таким образом, при управлении процессом формирования и развития государственной поддержки и регулирования МСП в регионе рациональные управленческие решения или воздействия органов власти должны быть направлены на процесс максимальной социально-экономической эффективности освоения конкретных ресурсов.

Для комплексного и сравнительного анализа государственных мер по формированию региональной системы развития МСП в контексте ресурсно-ориентированного подхода сформируем их в 2-уровневом представлении:

1. Меры, применяемые в условиях стабильного социально-экономического развития страны.

2. Меры, применяемые в кризисных условиях функционирования экономики.

Естественно, что подобная трансформация мер носит субъективный характер. Кроме того, допускается применение одних и тех же мер как в условиях стабильности, так и в условиях кризиса, поэтому в первую очередь будем делать акцент на тех мерах по развитию МСП, которые наиболее актуальны именно в кризисных условиях.

Разграничение государственных мер на антикризисные и стабильные будем проводить еще по одному признаку - оперативность их выполнения с точки зрения выравнивания социально-экономической ситуации в кратком промежутке времени. Антикризисные меры будут отождествляться с тактическими мерами управления системы государственной поддержки и регулирования МСП, а стабильные меры - со стратегическими решениями, нацеленными на долгосрочное устойчивое развитие рассматриваемого экономического процесса.

Система развития МСП в регионах практически сформирована. Отличие - только в объемах финансовых средств, направляемых в рамках государственных программ, в разрезе муниципальных, региональных и федеральных источников. Поэтому каждую предлагаемую меру будем оценивать по качественному принципу, исходя из ее эффективности в кризисных условиях экономики, по трем критериям:

1. Малоэффективна.

2. Среднеэффективна.

3. Высокоэффективна.

Степень эффективности предлагаемых мер будет оцениваться количественно, исходя из оценки влияния на увеличение основных региональных социально-экономических показателей сферы предпринимательства.
Оценочный анализ эффективности государственных мер будем проводить с помощью отчетов по финансовой поддержке, представленных на федеральном портале МСП в разделе «Мониторинг мер поддержки».

В таблице представлены результаты экономической оценки государственных мер по формированию региональной системы развития МСП. Основными критериями оценки являются: - основная проблема, на которую направлена государственная мера, - P;
- применимость в стабильных условиях экономического развития (стратегия) - S;
- применимость в условиях антикризисного управления (тактика) - K;

Таблица
Оценка государственных мер по формированию региональной системы развития МСП по авторским критериям


Примечание. Составлено автором по: [4]. 

Естественно, что нельзя утверждать об обособленном характере каждого из ресурсов при формировании региональной системы развития МСП. Все эти ресурсы комплексно взаимосвязаны между собой. Причем однозначно влияние конкретного ресурса сказывается на освоении и других ресурсов. Подобное влияние ресурсов носит взаимный характер.

Применим для разработки алгоритма формирования региональной системы развития МСП модель И.К. Адизеса [5].
В процессе формирования региональной системы развития МСП управляющий орган (исполнительный орган государственной власти, ответственный за развитие предпринимательства) сталкивается с задачей рационального выбора того или иного ресурса (его составляющих). Выбор ресурса определяется с точки зрения его функциональной результативности и экономической эффективности.

Так как все ресурсы в той или иной степени необходимы для улучшения предпринимательского климата и увеличения основных социально-экономических показателей предпринимателей, то функциональная результативность конкретного ресурса определяется его способностью оказывать влияние на использование в процессе формирования региональной системы других ресурсов. Чем сильнее это влияние и чем выше оказывается влияние на все другие ресурсы со стороны конкретного ресурса, тем выше результативность
этого ресурса, тем он более функционален. Например, развитие государственных инструментов налогового и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов МСП (институциональный ресурс) однозначно имеет сильное влияние на создание свободных экономических зон, в том числе с привлечением иностранных инвестиций (материальный ресурс), а это, в свою очередь, ведет к созданию и развитию технологической инфраструктуры поддержки субъектов МСП (технический ресурс).
 

Рис. 1. Когнитивная карта взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП

Примечание. Составлено автором.

Для формализации данного процесса в рамках когнитивного моделирования построим когнитивную карту - структурную схему причинно-следственных связей, определяющих влияние (взаимовлияние) ресурсов друг на друга при их освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП [3, с. 639]. На схеме (рис. 1) ресурсы, осваиваемые в процессе формирования системы, интерпретируются в виде вершин графа, влияние (взаимовлияние) ресурсов друг на друга - в виде дуг. Обозначение каждой дуги осуществляется комбинированным символом, включающим символ влияющего ресурса (символ перед стрелкой и символ ресурса, на который оказывается влияние (символ после стрелки Например, влияние освоения человеческого ресурса А на освоение технического ресурса Т в процессе формирования системы будет обозначаться как T ⇒ A.

Количественно влияние одних ресурсов на другие в когнитивной карте интерпретируется показателем уровня взаимосвязи между вершинами графа. Условно для обозначения показателей влияния одних ресурсов на другие будем использовать обозначения соответствующих дуг.

Под экономической эффективностью конкретного ресурса при его освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП нами рассматривается его способность к проявлению экономичности. Ресурс является наиболее экономически эффективным, если он менее затратный [7, р. 12].

Очевидно, что организационный, информационный и институциональный ресурсы системы государственной поддержки и регулирования МСП в большей степени затратные по людским ресурсам [6, р. 153]. Материальный, человеческий и технический ресурсы государственной поддержки и регулирования МСП в большей степени затратные в финансовом аспекте.

Кроме того, следует учитывать, что ресурс обладает большей экономической эффективностью, если на его освоение в процессе формирования региональной системы развития МСП со стороны остальных используемых в этом процессе ресурсов оказывается влияние в меньшей степени (в пределе - не оказывается вообще).

Очевидно, что при определении рационального порядка освоения ресурсов в процессе формирования региональной системы развития МСП следует руководствоваться максимальной функциональной результативностью и минимальной экономической эффективностью каждого ресурса.

Таким образом, на основе применения ресурсно-ориентированного подхода и элементов когнитивного моделирования для органов государственной власти может быть решена задача формирования содержания рационального управленческого решения как порядка или очередности освоения ресурсов в процессе формирования региональной системы развития МСП.

На основании ресурсно-ориентированного подхода и инструментов когнитивного анализа предложим алгоритм формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях (см. рис. 2).

Основными принципами формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях, по нашему мнению, являются:

1. Принципы преемственности и соответствия показателей региональной системы заданным федеральным целям единой российской системы государственной поддержки и регулирования МСП.

2. Принцип разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти как инструмент регулирования единой системы развития МСП.

3. Принципы результативности, эффективности, реалистичности, измеряемости и ресурсной обеспеченности, основанные на получении максимального социально-экономического эффекта в условиях ограниченности имеющихся факторов и ресурсов региональной системы развития МСП с учетом рисков и неопределенности прогнозирования развития мега- и макроэкономики.

4. Принцип ответственности, характеризующий прямую ответственность руководителей органов исполнительной власти за эффективное формирование и функционирование региональной системы развития МСП в условиях изменчивости внешних и внутренних социально-экономических условий развития подконтрольных им территорий.

5. Программно-целевой принцип, заключающийся в едином сквозном вертикальном управлении государственных, региональных и муниципальных программ, увязанных по приоритетам, срокам, ресурсам и исполнителям в рамках единой системы государственной поддержки и регулирования МСП.

В процессе осуществления алгоритма формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие ключевые особенности:

1. «Дорожные карты», направленные на улучшение инвестиционного климата, разрабатываемые Агентством стратегических инициатив и утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации, являются приоритетными для федеральных и региональных органов власти в стратегическом управлении системами развития МСП.

2. В рамках стратегического процесса управления системой развития МСП происходит освоение региональных государственных программ. Государственные программы принимаются исполнительным органом власти исходя из имеющихся у региона ресурсов. Причем региональные власти должны в процессе стратегического управления системы развития МСП обеспечить заданные сверху федеральные цели, которые диктуются задающими Минэкономразвития РФ векторами в рамках собственных приказов, дорожными картами Агентства стратегических инициатив, утвержденными Правительством Российской Федерацией, а также утвержденным планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2016-2017 годах.
 

Рис. 2. Алгоритм формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях

Примечание. Составлено автором.

3. Региональные органы власти несут прямую административную ответственность не только за целевой порядок расходования бюджетных средств, но и за бюджетную эффективность государственных расходов. В частности, таким региональным органом, ответственным за контроль бюджетной эффективности государственных расходов, является Контрольно-счетная палата, выводы которой напрямую касаются руководителей органов исполнительной власти региона. Учитывая данную ситуацию, органы исполнительной власти обязаны обеспечить максимальную эффективность бюджетных расходов исходя из социально-экономического развития региона, выраженную, как правило, в создании дополнительных рабочих мест, увеличении налогооблагаемой базы, роста заработной платы, развития инфраструктурного обеспечения, снижения неэффективных бюджетных расходов.

4. Ответственный орган исполнительной власти за развитие МСП следует наделять следующими функциональными полномочиями: развитие МСП, лицензирование и декларирование торговли, общественного питания и бытовых услуг, защита прав потребителей, инвестиции и внешнеэкономическая деятельность.

5. Координационный орган управления системой развития регионального предпринимательства на мезоуровне должен быть сформирован при участии федеральных и региональных органов государственной власти, ответственных за сельское хозяйство, потребительский рынок, труд и занятость населения, промышленность и экологию, регистрацию и налогообложения.

6. Необходимо внедрение на региональном уровне стандарта по мониторингу предпринимательского климата в муниципалитетах. В частности, в данный стандарт могут входить:
- среднее время получения разрешения на строительство;
- количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя;
- эффективность работы Совета предпринимателей;
- доля заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по процедурам торгов и запроса котировок в общей стоимости заключенных муниципальных контрактов;
- количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. чел. населения в муниципальном образовании;
- доля среднесписочной численности работников субъектов малого предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, и др.

7. Основные ресурсы государственного регулирования и поддержки МСП на мезоу- ровне должны быть отражены в единой региональной государственной программе.

В результате экономическая оценка системы отчетов, представленных на федеральном портале МСП в разделе «Мониторинг мер поддержки», позволила определить приоритетность применения государственных мер по формированию региональной системы развития МСП. Автор пришел к выводу, что антикризисные меры отождествляются с тактическими мерами управления системы государственной поддержки и регулирования МСП, а стабильные меры - со стратегическими решениями, нацеленными на долгосрочное устойчивое развитие рассматриваемого экономического процесса. При этом все ресурсы (и соответствующие им меры) комплексно взаимосвязаны между собой. Причем однозначно влияние конкретного ресурса сказывается на освоении и других ресурсов. Подобное влияние ресурсов носит взаимный характер.

Основной целью представленной автором когнитивной карты взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП является формализация причинно-следственных связей, определяющих влияние (взаимовлияние) ресурсов друг на друга при их освоении, и создание основы для решения задачи формирования содержания рационального управленческого решения как порядка или очередности освоения ресурсов в процессе формирования региональной системы развития МСП.

Разработанный автором алгоритм формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях является эффективным и удобным инструментом, позволяющим реализовать государственные меры по формированию региональной системы развития МСП в контексте когнитивной карты взаимовлияния ресурсов и представить полученные результаты органам государственной и муниципальной власти для формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епинина, В. С. Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской Федерации / В. С. Епинина // Управление экономическими системами. - 2012. - №№ 47. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/1706- 2012-11-26-08-05-01, свободный. - Загл. с экрана.
2. Коробов, С. А. Формирование векторов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Волгоградской области) / С. А. Коробов, С. И. Фомина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2011. - N° 1. - С. 31-39.
3. Мосейко, В. О. Когнитивное моделирование при формировании управленческих решений: потенциал ресурсно-факторного анализа / В. О. Мосейко, С. А. Коробов, А. В. Тарасов // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9, № 5. - С. 629-644. - D0I:10.18334/ce.9.5.267.
4. Отчеты по финансовой поддержке. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/ statistics/navy/report/, свободный. - Загл. с экрана.
5. Adizes, I. K. Managing Corporate Lifecycles: An updated and expanded look at the Corporate Lifecycles / I. K. Adizes. - Paramus, NJ : Prentice Hall Press, 1999. - 358 p.
6. Dierckx, M. Information Technology and Innovation in Small and Medium-Sized Enterprises / M. Dierckx, J. Stroeken // Technological Forecasting and Social Change. - 1999. - № 60. - P. 149-166. - DOI: 10.1016/S0040-1625(98)00043-2.
7. Frolov, D. P. Entrepreneurial Activity Self- Production Conditions within Territorial Clusters / D. P. Frolov, V. O. Moseiko, S. A. Korobov // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11, № 20. - P. 9-15. - DOI: 10.5539/ass.v11n20p9.
8. Moseiko, V. O. Socio-Economic Systems' Competitiveness Assessment Method / V. O. Moseiko, S. A. Korobov, D. P. Frolov // Asian Social Science. - 2015. - \Ы 11, № 20. - P. 1-8. -DOI:10.5539/ass.v11n20p1.
9. Musil, R. Towards a location sensitive R&D policy. Local buzz, spatial concentration and specialisation as a challenge for urban planning - Empirical findings from the life sciences and ICT clusters in Vienna / R. Musil, J. Eder // Cities. - 2016. - № 59. - P. 20-29. - DOI:10.1016/j.cities.2016.05.023.
10. Rahbauer, S. Adoption of green electricity by German small and medium-sized enterprises (SMEs) - a qualitative analysis / S. Rahbauer, L. Menapace, K. Menrad, T. Decker // Journal of Cleaner Production. - 2016. - № 129. - P. 102-112. - DOI: 10.1016/j jclepro.2016.04.113.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2016. №3 (36)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (09.08.2017)
Просмотров: 131 | Теги: когнитивный анализ, предпринимательство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь