Четверг, 20.02.2020, 06:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИИ У КУРСАНТОВ СЛЕДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Е.И.Мещерякова, доктор педагогических наук, профессор
М.С.Болшаков

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИИ У КУРСАНТОВ СЛЕДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В статье проблема повышения эффективности профессиональной подготовки будущих следователей рассматривается в аспекте использования возможностей формирования профессиональных умений следователя-профессионала с применением интерактивных методов. Предлагаются теоретически обоснованные и апробированные в образовательной практике интерактивные методы формирования профессиональных умений, основанные на использовании итоговых процессуальных документов - обвинительных заключений по ранее законченным уголовным делам.

Ключевые слова: Профессиональная подготовка следователей, образовательный процесс, эффективность профессиональной подготовки, профессиональные умения, формирование профессиональных умений, интерактивные методы.

 

С уверенностью можно утверждать, что проблема повышения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов-следователей для правоохранительных органов сохраняет свою актуальность на протяжении многих десятилетий. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, изменяются социально-экономические условия, криминогенная обстановка в обществе, характеристики совершаемых противоправных деяний, техническая оснащенность деятельности следователей и т.д., а потому происходят существенные изменения в практической профессиональной деятельности следователей, чем определяется необходимость в исследовании и апробации нового содержательного наполнения технологий практико-ориенти- рованного обучения будущих специалистов. Во-вторых, образовательный процесс профессиональной подготовки следователей в ведомственных образовательных организациях наполняется новым содержанием, изменяются формы, методы, средства обучения, его информационное обеспечение и т.д., что порождает принципиально новые возможности повышения качества подготовки специалистов. В связи с этим не прекращается научный поиск и обоснование тех инноваций, которые не только способствуют совершенствованию образовательной деятельности с учетом современных возможностей и требований, предъявляемых к ней, но и развивают личност- но-профессиональные качества курсантов - будущих следователей, соответствующие потребностям личности, общества, государства. Одним из направлений такого поиска является изучение возможностей повышения эффективности формирования профессиональных умений у курсантов следственной специализации с применением интерактивных методов.

К настоящему времени в педагогических исследованиях нашли отражение многие проблемы подготовки специалистов для органов внутренних дел в ведомственных образовательных организациях (работы Г.Д. Бабушкина, В.В. Богуславского, В.Л. Васильева, А.Т. Иваницкого, В.Я. Кикотя, B.C. Олейникова, В.Ю. Рыбникова, В.П. Сальникова, П.М. Стрельникова, А.Н. Томашева, В.И. Хальзова, Я.Я. Юрченко и др.), в том числе и проблемы подготовки будущих следователей (например диссертационные исследования Р. А. Аджимуллаевой, H.A. Антонова, Н.В. Баранниковой, В.В. Бессчетной, Е.С. Ивановой, Г. А. Мухиной, К.В. Поповой и др.). Неотъемлемой составляющей большинства исследований становится поиск и обоснование применения в образовательном процессе максимально эффективных методов, обеспечивающих формирование компетенций, установленных для выпускников образовательных организаций МВД России по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», следственной специализации. Мы рассматриваем формирование профессиональных умений у курсантов следственной специализации с применением интерактивных методов как одно из актуальных направлений такого поиска.

Профессиональные умения курсанта - будущего следователя как составляющая компетентности специалиста-профессионала формируются в образовательном процессе одновременно с приобретением обучающимися необходимых знаний и выработкой навыков. Безусловно, в основе формируемых у будущих следователей умений лежат теоретические практико-ориентированные знания, получаемые курсантами в процессе изучения предусмотренных учебными планами дисциплин. По справедливому утверждению Б.Р. Манде- ля, «умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо знании и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач» [1, с. 152]. В соответствии со сложившимися в современных педагогических исследованиях представлениями способности и обучающегося, и профессионала находят отражение в совершаемых им действиях, которые в зависимости от степени овладения действием различаются как умения и навыки. При этом единодушного мнения о том, как соотносятся понятия «умения» и «навыки» еще не достигнуто. Для одних навык - это автоматизированный компонент умения, которым обеспечивается «успешность и легкость его выполнения» [2, с. 30], то есть умение включает в себя навыки. Для других умение это - «освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» [3, с. 437], то есть умение - это проявление навыков в действии.

Не включаясь в дискуссию, отметим, что применительно к соотношению указанных понятий мы придерживаемся позиции, сформулированной В. А. Сластениным, которая отличается от приведенных выше: «Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей» [4, с. 124]. Для исследования процесса формирования профессиональных умений у курсантов с применением интерактивных методов такой подход к характеристике умений имеет принципиальное значение. Ведь мы исследуем профессиональные умения, формируемые у курсантов - будущих следователей, как осознанные целенаправленные действия в различных ситуациях, возникающих в следственной практике и требующих использования имеющихся знаний, приобретенного опыта, выработанных навыков. Профессиональные умения следователя всегда реализуются в осуществляемых им действиях осознанно, в них отчетливо представлено мышление, хотя могут проявляться отдельные элементы автоматизма, свойственные навыкам. К профессиональным умениям, формирование которых приобретает особенно большое значение, мы относим: умение выявлять источники получения доказательственной информации, собирать и анализировать полученные доказательства в ходе проведения следственных и иных процессуальных действий; умение формулировать вопросы следственных действий, планировать раскрытие и расследование преступлений; умение грамотно составлять обвинительные заключения и др.

В системе методов, которые используются преподавателями ведомственных образовательных организаций в педагогической деятельности, связанной с формированием у курсантов профессиональных умений, необходимых следователю-профессионалу, особенно важно обеспечить оптимальное и научно обоснованное сочетание традиционных и инновационных методов обучения. В настоящее время в педагогической теории и практике не прекращается поиск инновационных методов обучения, которые в сочетании с традиционными способствовали бы повышению эффективности формирования профессиональных умений и разрешению противоречий, возникающих в процессе обучения. Однако и сейчас, по справедливому утверждению Н.Л. Торгунской, «обнаруживается выраженное противоречие между теорией педагогических исследований и образовательной практикой, обусловленное отсутствием понимания педагогической сущности инноваций в образовании» [5, с. 7]. Разрешению указанного и связанных с ним противоречий могут способствовать результаты исследований, а также опытно-экспериментальной работы по применению инновационных методов формирования профессиональных умений, в том числе и профессиональных умений следователей.

Прежде чем обратиться к характеристике интерактивных методов формирования профессиональных умений у курсантов - будущих следователей, необходимо отметить, что в соответствии с устоявшимися представлениями, нашедшими отражение в работах Н.Я. Безбородовой, И.Н. Бухтияровой, А.А. Вербицкого, В.П. Захарова, В.Я. Ляудис, Л.А. Петровской, Е.С. Полат, В.И. Рыбальского, М. А. Чошанова и др., классификация инновационных методов обучения в зависимости от уровня активности обучающихся предполагает выделение пассивных (обучающиеся только слушают педагога и смотрят на то, что и как он делает) и активных (педагог с использованием различных приемов стимулирует работу обучающихся на аудиторных занятиях и самостоятельную внеаудиторную деятельность) методов. При этом активные методы подразделяются на непосредственно активные и интерактивные. К непосредственно активным обычно относят методы, с применением которых осуществляется непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося, и в нем последний - не пассивный получатель информации, а активный участник проводимого занятия. Интерактивные методы ориентированы на стимулирование преподавателем коллективного взаимодействия обучающихся, умело и педагогически грамотно направляемого преподавателем в русло эффективного формирования профессиональных умений. Эффективность применения таких методов, как утверждают И.Г. Башинская и Л. А. Ашхотова [6, с. 120], во многом зависит «от компетентности (междисциплинарных знаний, формирующих компетенцию) и профессионализма преподавателя (умений и навыков их применения на практике)». Эффективность занятий, проводимых в активных формах, зависит, с одной стороны, от наличия у обучающихся сформированных базовых компетенций, позволяющих решать задачи, представленные фрагментами профессиональной деятельности, с другой - от использования преподавателем способов, позволяющих контролировать процесс формирования межкомпетентностых связей.

Приобретение профессиональных умений будущими следователями связано прежде всего с формированием профессиональных компетенций, в связи с чем наибольший интерес представляет использование имитационных интерактивных методов, позволяющих воспроизвести в образовательном процессе ситуации реальной следственной практики. Нами разработаны и апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы в Воронежском институте МВД России имитационные интерактивные методы, основанные на использовании итоговых процессуальных документов, которыми являлись обвинительные заключения по ранее законченным уголовным делам, находившимся в производстве следователей органов внутренних дел. Такие обвинительные заключения использовались в качестве средства обучения на занятиях по дисциплинам криминалистического цикла. Главные требования к этому специфическому средству обучения: во-первых, содержание обвинительных заключений, составленных по результатам расследования преступлений, должно строго соответствовать темам практических занятий, на которых курсанты овладевают методикой расследования аналогичных преступлений, имитируемых преподавателем; во-вторых, могут быть использованы только проверенные и утвержденные обвинительные заключения, содержащие доказательства, исследованные в прокуратуре и суде с точки зрения достоверности и достаточности, а это означает, что на момент проведения занятия уже должны быть вступившие в законную силу обвинительные приговоры судов, основанные на рассмотрении по существу уголовных дел, по которым составлены используемые обвинительные заключения.

Интерактивные методы формирования профессиональных умений у курсантов - будущих следователей на практических занятиях по дисциплинам криминалистического цикла, основанные на использовании обвинительных заключений, различаются в зависимости от сложности выполняемых курсантами действий. К числу наиболее простых относятся действия, осуществляемые в ходе формирования профессиональных умений с использованием метода, который мы назвали «Вопросы следственных действий». В рамках этого метода преподавателем применяются узконаправленные способы использования обвинительных заключений, когда на основе содержащихся в их текстах показаний допрошенных по уголовному делу лиц, а также выводов и заключений экспертиз курсантам предлагается сформулировать вопросы следственных действий, соответствующие полученным показаниям и выводам экспертов. Главная задача обучающихся - максимально точно сформулировать вопросы следственных действий, ответы на которые содержатся в указанных материалах. В связи с многовариантностью формулируемых вопросов у преподавателя появляется возможность управления возникающей в аудитории дискуссией, в которой целесообразно участие всех присутствующих на практическом занятии. Тогда у курсантов вырабатывается умение точно и емко формулировать вопросы для допросов, очных ставок, проверок показаний на месте, а также при назначении экспертиз, чем обеспечивается установление обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Несколько более сложными являются действия следователя, связанные с составлением плана расследования по уголовному делу. Для овладения умениями по осуществлению таких действий мы применяем метод, называемый «Планом расследования»: организуется и стимулируется составление курсантами плана расследования по уголовному делу с использованием обвинительного заключения. Применение на практическом занятии этого интерактивного метода предполагает прохождение ряда этапов. На первом этапе курсантам предлагается на основе первичной информации о совершенном преступлении, полученной из текста обвинительного заключения, составить план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу. Курсанты могут предлагать разные варианты планов, целесообразно обсудить их и составить единый план, согласовав позиции, обоснованные участниками дискуссии. На втором этапе составленный по итогам обсуждения план расследования должен быть сверен с перечнем и кратким содержанием подтверждающих обвинение доказательств, приведенных в тексте обвинительного заключения. Третий этап включает в себя обсуждение запланированных дополнительных следственных действий, не нашедших отражения в тексте обвинительного заключения. В ходе обсуждения особенно важно убедиться в их обоснованности и достаточности для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу.

Для преподавателя наиболее сложным с точки зрения разработки и использования является метод, который мы называем «Криминалистический квест». Главным средством для проведения занятия с использованием этого метода также являются обвинительные заключения по уголовным делам. Для проведения практического занятия все присутствующие в аудитории курсанты распределяются по нескольким подгруппам. На первом этапе каждой подгруппе обучающихся выдается своеобразная «вырезка» из обвинительного заключения, содержащая текст первичной информации о совершенном преступлении (часть заявления о преступлении, протокола принятия устного заявления, рапорта об обнаружении признаков состава преступления и т.п.). На основе полученной информации курсанты каждой подгруппы должны организовать собственное расследование преступления, для этого им предоставляются возможности получения у преподавателя дополнительной информации в форме доказательств. Необходимость получения конкретной информации обсуждается курсантами в своих подгруппах. На втором этапе представители подгрупп поочередно предпринимают последовательные попытки получения от преподавателя по одному доказательству, содержащемуся в тексте обвинительного заключения. Если запрошенное доказательство там имеется, то представитель подгруппы получает еще одну «вырезку» из обвинительного заключения с текстом данного доказательства. Она используется курсантами подгруппы для совместного обсуждения содержащейся в ней новой информации о совершенном преступлении и определения перспектив получения следующего доказательства. Если же запрошенное представителем подгруппы доказательство отсутствует в обвинительном заключении, а также если неправильно назван источник его получения или запрошенное доказательство логически не следует из имеющейся у подгруппы информации о совершенном преступлении, то право на получение доказательства переходит к следующей подгруппе. Второй, самый продолжительный по времени, этап формирования профессиональных умений у будущих следователей с использованием метода «Криминалистический квест» заканчивается, когда какой-либо подгруппе удается дойти до стадии предъявления обвинения лицу, совершившему преступление. На третьем этапе проведения занятия преподаватель подводит его итоги и вместе с курсантами выясняет наиболее эффективную из предложенных тактик, анализирует ее соответствие тактике организации расследования, выбранной следователем.

Используя этот интерактивный метод, важно учитывать, что наилучший результат формирования умений у будущих следователей-профессионалов достигается в случае, когда подгруппы расследуют схожие эпизоды преступной деятельности одного и того же лица - каждая свой. Ведь только тогда количество получаемых доказательств в ходе предпринимаемых попыток, необходимых для установления виновности лица в совершении преступления, для каждой подгруппы может быть одинаковым.

Анализ итогов опытно-экспериментальной работы, проведенной на практических занятиях по дисциплинам криминалистического цикла в Воронежском институте МВД России, показывает, что рациональное использование интерактивных методов, основанных на применении обвинительных заключений, приводит к следующим позитивным результатам: 1) расширяются возможности преподавателя интенсифицировать процесс понимания и творческого осмысления теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы и направленных на практическое применение формируемых умений осуществления следственных действий; 2) активизируется включение курсантов как в познавательную деятельность, связанную с приобретением профессиональных умений следователя, так и в процесс их практического использования для решения тех задач, которые ставятся преподавателем в процессе работы с материалом обвинительных заключений; 3) повышается мотивация курсантов и их вовлеченность в процесс практического использования на занятиях формируемых умений, а вместе с тем - готовность к их использованию в предстоящей следственной практике; 4) развиваются способности обучающихся анализировать различные ситуации применения профессиональных умений, видеть проблемные моменты их использования, искать и обосновывать целесообразные варианты выхода из них, актуализируется их саморазвитие, которое «невозможно без глубокого понимания и осознания каждым курсантом своей роли в этом процессе, своей субъектности» [7, с. 185].

По результатам анкетирования, проведенного с курсантами групп, в которых практические занятия по дисциплине «Криминалистика» проводились с использованием интерактивных методов «Вопросы следственных действий», «План расследования», «Криминалистический квест», основанных на использовании обвинительных заключений в качестве основного средства обучения, установлено, что у более чем 97% курсантов повысился интерес к формированию профессиональных умений
следователя-профессионала. Кроме того, 86% опрошенных курсантов отметили, что после участия в практических занятиях, проведенных с использованием интерактивных методов, у них усилилась мотивация к освоению способов коммуникативного взаимодействия, развитию способностей к грамотному и обоснованному изложению своего мнения по обсуждаемым вопросам, связанным с осуществлением следственных действий. Интересно, что почти все опрошенные курсанты высказали пожелание увеличить количество (удельный вес) практических занятий, проводимых с применением интерактивных методов. Важно отметить, что показатели текущего контроля в группах, где практические занятия в условиях опытно- экспериментальной работы проводились с применением интерактивных методов, оказались в среднем на 30-35% выше показателей текущего контроля групп, где занятия проводились с использованием преимущественно традиционных методов.

Следует подчеркнуть, что применение интерактивных методов, в том числе и представленных в настоящей работе, сопряжено с серьезными сложностями. Так, для разработки методического сопровождения проведения практических занятий преподавателю потребуется приложить гораздо больше усилий, затратить немало времени, чтобы продумать и грамотно выстроить методику проведения каждого занятия, методически его обеспечить, в том числе и материалами следственной практики, в частности - обвинительными заключениями, соответствующими потребностям проводимого занятия. Кроме того, преподаватель, применяющий на практических занятиях интерактивные методы, должен быть готов к напряженной творческой работе в течение всего занятия, ему необходимо искать и реализовывать в процессе проведения занятия способы и приемы не только своего эффективного коммуникативного взаимодействия с курсантами, но и стимулирования их продуктивного взаимодействия друг с другом. А это означает, что преподаватель должен быть готов к достижению соответствующего уровня педагогического профессионализма, сосредоточиться на непрерывном творческом развитии и саморазвитии, совершенствовании педагогических умений и навыков проведения занятий с использованием инноваций.

Библиографический список:

1. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 366 с.
2. Казанский Н.Г., Назарова Т.О. Дидактика: Учебник. М.: Просвещение, 1990. 222 с.
3. Карпенко Л. А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. 512 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. М., 2002. 576 с.
5. Торгунская Н.Л. Педагогические инновации как условие личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы: Дисс. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2007. 211 с.
6. Башинская И.Г., Ашхотова Л. А. Практико-ориентированный подход к формированию профессиональных навыков в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (54). С. 119-121.
7. Мещерякова Е.И., Ляпин А.И., Панферкина И.С., Груздев Г.И. Актуализация физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 182-187.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2020)
Просмотров: 19 | Теги: профессиональная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь