Воскресенье, 15.12.2019, 20:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

О.В.Галасс, И.В.Седова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Последние годы педагогика находится в центре многочисленных дебатов, как в среднем, так и среднем профессиональном образовании. Многие заинтересованные стороны образования высказались по этому поводу таким образом: сегодня, необходимо продемонстрировать научные перспективы развития студентам.

Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нуждам страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Наши размышления были мотивированы проблемами современного образования. Такими как: кризис старой системы образования, необходимость изменения подхода к процессу обучения, излишняя теоретическая направленность, недостаточное финансирование, нехватка кадров в системе образования, низкий уровень связи между этапами образования, увеличение числа негосударственных вузов, падение престижа техникумов и колледжей.

Мы считаем, что решению данной проблемы будет способствовать принятие следующих мер: учёт при составлении расписания биологических ритмов и изменение когнитивных способностей, которые в зависимости от ежедневной деятельности оказывают влияние на эффективность обучения; так как во всем мире, студенты постоянно пользуются новыми технологиями и эта гиперсвязанность имеет последствие - пассивность в обучении (преподаватели не могут их больше заинтересовать), применение новых технологий, такие как smartphone, принесут огромную пользу, повышая эффективность образования; в эру социальных сетей, более тесное неформальное общение в рамках образовательного процесса повысит качество образования, позволив преподавателям подавать информацию, плохо воспринимаемую студентами в другом контексте, побуждая их, таким образом, к саморазвитию; онлайн поддержка распространения информации должна быть принята во внимание, необходимо позволить студенту идти своим путём, что не возможно настоящее время.

На основании вышеизложенного можно сказать, что компетентност- ный подход - метод, наиболее соответствующий нынешним реалиям. Действительно, на рынке труда, работодатели разыскивают специалистов, готовых сразу включиться в профессиональную деятельность. Эти компетенции должны быть определены для студентов работодателями, и необходимо совместно создать условия для их формирования.

Единый постоянный контроль, оценка в течение всего года, в течении всего обучения позволит студенту регулярно проверять свои знания, умения, компетенции. А обучение, определяющееся как обобщение знаний и компетенций у студента, станет благоприятным для развития аналитических способностей.

Мы считаем, что педагогическая инновация, помещающая студента в центр его образования, делая его профессионалом, предлагает свободное взаимодействие между преподавателем и его студентом. Свободное взаимодействие между преподавателем и студентом переводит образовательные отношения в профессиональную плоскость.

Развитие технологических, информационных и общественных связей с работодателем, заинтересованным в изменениях образования, также приведёт к педагогическим успехам.

У представленной работы нет задачи сформулировать постулаты педагогической деятельности - каждый преподаватель, желая идти в ногу с развивающейся современной педагогикой, должен владеть методами и технологиями преподавания своей дисциплины в соответствии с запросами работодателей.

Педагогическая инновация не является новым понятием, так как методы образования постоянно изменяются, становясь все более эффективными.

Таким образом, в настоящее время компетентностный подход занимает ведущее место в сфере образования и доминирует над установленными прежде целями образования:

Приоритет компетентностного подхода мы можем объяснить следующим:

- возможность осуществлять на практике теоретическое обучение, что даёт возможность применять полученные знания и умения в конкретной деятельности;

- возможность оценивать знания обучающегося умением применения этих знаний для решения конкретной проблемы;

- на современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к формированию личности, умеющей ответственно организовать свою деятельность, осуществлять самообразование, профессиональный рост и социальное самоопределение. Больше возможностей и перспектив имеют специалисты активные, творческие, обладающие способностью к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности.

- в результате сформированности общих и профессиональных компетенций студенты более эффективно подготовлены к будущей профессиональной деятельности, что свидетельствует о повышении качества педагогического, социально-культурного и музыкального образования.

Важным и позитивным обстоятельством является и то, что уже несколько лет наблюдается увеличение численности абитуриентов на всех направлениях подготовки в укрупнённой группе 53.00.00 «Музыкальное искусство». Стабильно высокий конкурс наблюдается на специальность 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», что говорит о возрождающемся престиже и востребованности данной профессии.

При этих обстоятельствах, образовательные учреждения вынуждены принять меры, имеющие важные последствия: уменьшить количество часов теоретических занятий, при увеличении практических занятий, цель которых состоит в том, чтобы дать студентам качественное образование, хорошую профессиональную подготовку.

Вводить инновации в традиционную педагогику, когда мы имеем перегруженные аудитории, студентов, с разным уровнем подготовки довольно сложно и затратно.

Тем не менее, педагогическая инновация - это прекрасное средство, позволяющее решить многочисленные проблемы. Цифровая форма может принести интересные решения, которые будут развиты впоследствии.

Так как студенты делят своё время между обучением, досугом, работой, необходимо принимать в это в расчёт и использовать в педагогическом процессе для повышения качества образования. Проведённое нами исследование показало, что 27 % студентов третьего и четвёртого курсов совмещают обучение с работой по специальности.

Следовательно, необходимо распределить изучаемые дисциплины точно по срокам и по концентрации обучения студентов. Действительно, некоторые дисциплины требуют большей концентрации, чем другие, для восприятия знаний. Теоретическое обучение необходимо распределять в утренние часы, когда внимание ещё сосредоточено, в то время как другие формы обучения могут быть проведены вначале второй половины дня. К тому же, чтобы равномерно распределить нагрузку, важно придерживаться определённого режима, который позволит студентам планировать их время, что позволит не только эффективно учится, но и работать.

Понимая важность и значимость межпредметных связей, которые тесно связаны с понятием компетенции и цель которых заключается в том, чтобы овладеть наибольшим количеством знаний и повысить конкурентоспособность на рынке труда. Считаем, что требуется адаптация программ к ожидаемым результатам знаний - быть специалистом в своей области, владеющим профессиональной компетенцией. Необходимо найти решения, чтобы соединить межпредметные связи с практикой таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать студентам полезность и необходимость практикоориентированного образования.

Это приводит нас к новой проблеме, связанной с проверкой знаний, умений и компетенций. В настоящее время оценка касается главным образом знаний и умений, а не сформированности компетенций. Чтобы устранить данную проблему, необходимо усилить связь между преподаваемой дисциплиной и профессиональной деятельностью [1, с. 39].

Студентам необходимо предоставить возможность самостоятельно принимать участие в повышении качества своего образования. При этом для достижения цели - улучшения качества образования необходимы определённые капиталовложения.

На современном этапе остро стоит проблема образования преподавателя, который до начала преподавания дисциплины, должен одновременно использовать предоставленную в его распоряжение технологию, действительно овладеть ей, а также суметь сориентировать курс занятий в зависимости от качества подготовки студентов. Когда эти условия объединены, результаты всегда положительны.

В последние годы новые средства передачи знаний через internet приобрели широкое распространение в образовании. Мы уверены, что цифровые технологии должны использоваться только в дополнение к курсу или в случае необходимости взамен для нестандартных случаев, но не должны заменять никоим образом традиционное профессиональное образование. Индивидуальный подход, включающий цифровые технологии, может позволить повысить эффективность обучения.

Со знаний на «компетентность» в данный момент происходит смещение конечной цели образования. Это позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда обучающиеся хорошо овладеют набором теоретических знаний, но не могут применить их в деятельности, требующей использования этих знаний для решения поставленных задач или конкретных проблемных ситуаций. Таким образом, между образованием и жизнью восстанавливается нарушенное равновесие [2, с. 128].

Качество подготовки любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и профессиональными умениями, позволяющими ему творчески решать возникающие проблемы, активно взаимодействовать с людьми на основе установления субъектных отношений [3, с. 12].

Разработка паспорта формирования компетенций для каждой специальности вносит значительный вклад в дело практической реализации компетентностного подхода в рамках ФГОС ППССЗ, в котором результаты образования описаны в терминах компетенций [4].

В ФГОС ППССЗ обозначена характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, где компетенции разделены на две группы: общие и профессиональные [5]. «Паспорт компетенций» позволяет систематизировать информацию и предоставить её в компактной форме.

Применение на практике «Паспорта компетенций» позволит оценивать не только знания, умения, но и уровень сформированнности компетенций.

Список литературы

1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
2. Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. - Москва : ИЦ Академия, 2008. - 208 с.
3. Звонников В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - Москва : Логос, 2009. - 272 с.
4. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1388 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 № 34959).
5. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1383 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 № 34890).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (24.10.2019)
Просмотров: 82 | Теги: профессиональные компенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь