Пятница, 09.12.2016, 12:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ — ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ — ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Н.И. Мокрицкая, А.И. Зинченко

В последние годы значительно повысился интерес к вопросам, связанным с профессиональной культурой специалистов технического профиля, с качеством подготовки инженерных кадров.

Чем более мощной по степени своего воздействия на природу становится техносфера, тем более строгие требования предъявляются к уровню подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего высокими профессиональными качествами и высоким уровнем профессиональной культуры.

Появление мощных технологий изменило понятие профессионализма: глобальный характер технического действа не позволяет двигаться эмпирическим путем — методом проб и ошибок. Негативные последствия неверных шагов или непродуманных решений необратимы.

Профессиональный уровень специалистов — их знания, квалификация, мастерство — служат гарантом надежности, стабильности и перспективности технических систем.

Современный уровень развития человечества, рост экономических, научных и деловых связей, глобализация всех сторон жизни общества, межкультурный диалог не могли не отразиться на развитии инженерной культуры, которая в настоящее время обладает рядом признаков, обусловленных особенностями развития общества. Современная профессиональная культура характеризуется не только высоким уровнем профессиональной компетентности, но и профессиональной мобильностью, социально-профессиональной ответственностью.

Профессионализм специалиста составляет необходимое, но недостаточное условие профессиональной культуры. Профессионализм — это:

- практическая адаптация работника к производственной системе, дисциплинированность, овладение технологическими операциями;

- способность обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность;

- совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке технической информации;

- корректное принятие решений в проблемных ситуациях.

Культура специалиста развивается через практический опыт, но интеллектуальные основы профессионализма формируются образованием, главная цель которого — достижение профессиональной компетентности.

В современных условиях профессиональная компетентность специалиста все в большей степени определяется:

- широким информационным кругозором по выбранной специальности;

- аналитическим складом ума, способного устанавливать соответствия между практическими и познавательными принципами;

- знаниями общих естественно-научных законов и свойств природных материалов.

Основополагающими элементами феномена «профессиональная культура» являются

культура и профессия. В основе анализа профессиональной культуры лежат осознание культуры как мощного социодуховного фактора развития общества и человека, осмысление ее влияния на все виды человеческой деятельности.

Профессиональная культура является, с одной стороны, подсистемой и особым видом культуры, с другой стороны, элементом общей культуры специалиста. Профессиональная культура выступает как мера и способ реализации личности в творческой профессиональной деятельности. Приобретая ценности профессиональной культуры, личность формирует свое профессиональное «Я».

Овладение профессиональной культурой связано с «культурной идентификацией» — установлением подобия между собой и профессиональным сообществом, освоением и принятием его ценностей.

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний и повышения эффективности исследований выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры.

Современная инженерная культура, отражающая тенденции развития общества, науки и культуры, характеризуется следующими признаками: профессиональная компетентность, мобильность, социально-профессиональная ответственность за свои решения, соблюдение правил этического кодекса, которые становятся критериями деятельности инженера, отражением уровня его профессиональной культуры.

Принимая во внимание научные взгляды на методологическую трактовку категории профессиональной культуры и опираясь на существующие подходы к выявлению сущности инженерной культуры, учитывая изменения требований и характера деятельности современного инженера, предлагаем определение инженерной культуры. Инженерная культура подразумевает целостное, личностное формирование профессионала с развитыми знаниями, умениями и навыками, широким информационным кругозором, опирающимися на творческое аналитическое мышление, способного устанавливать соответствия между практическими и познавательными принципами, которые позволяют осуществлять высокое качество профессиональной деятельности, основанное на комплексе ценностных ориентаций, социальной ответственности, свободной ориентации в информационном потоке и обеспечивающее профессиональную мобильность и саморазвитие личности.

Инженерная культура в России всегда имела свою шкалу ценностей, инженер был воплощением интеллигентности, высокой образованности, всесторонней развитости и культуры.

Такой вид культуры выступает как мера и способ реализации личности в творческой профессиональной деятельности и представляет собой универсальное связующее звено между субъектом профессиональной деятельности (инженером) и всем тем, на что направлена его деятельность.

Освоение инженерной культуры предполагает достижение будущим инженером высокого уровня сформированности качеств личности, навыков и умений профессиональной деятельности.

Этот вид культуры выступает для инженера способом познания и преобразования мира, позволяет личности развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость.

Таким образом, инженерная культура является интегративным стержнем личности будущего специалиста, позволяющая ему самореализоваться в профессиональной деятельности и жизни, найти личностные смыслы в образовании, а затем и приложение своего личностного потенциала в будущей профессиональной деятельности.

Формирование инженерной культуры и профессиональной компетентности как ее составляющей на основе интеграции общетехнической, информационной и профессиональной подготовки — последовательный процесс, проходящий через несколько этапов к достижению поставленной цели.

Рассматривая процесс формирования инженерной культуры как поэтапный процесс, мы выделяем следующие уровни ее становления в процессе интегрированной общетехнической, информационной и профессиональной подготовки будущих инженеров в условиях обучения в техническом вузе: «инженерная грамотность» — «инженерная компетентность» — «образованность» — «инженерная культура». Выделенные уровни выстроены в условной последовательности и отражают общее направление последовательного развития личности. Жесткого разделения этих компонентов не существует, так как они взаимозависимы и взаимодополняемы. Переход с одного уровня на другой не подразумевает отрицание предыдущего: общетехнические, информационные и профессиональные знания и умения переосмысливаются и дополняются в процессе обучения и происходит переход на новый этап подготовки.

Формирование инженерной культуры — это педагогический процесс, система деятельности преподавателя и обучающихся, направленная на достижение требуемого результата. Данная система деятельности включает следующие структурные компоненты:

1. Формулировка дидактической задачи:

- определение цели педагогического процесса формирования инженерной культуры;

- описание содержания обучения с учетом требований к специальности выпускника и общедидактических требований.

2. Разработка методики обучения:

- определение организационных форм, методов и средств формирования.

Вестник Северо-Восточного   государственного университета. — № 13. Спецвыпуск. — Магадан : Изд-во СВГУ, 2010. — 204 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 105 | Теги: ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016