Пятница, 09.12.2016, 12:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

М.Н.Колодезникова, С.С.Гуляева

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно - двигательного аппарата среди детей младшего школьного возраста: от 60 до 80 % из них, имеют различные нарушения осанки. Причем состояние осанки ухудшается из года в год, так как, резко снижается двигательная активность и увеличивается время, которое ребенок вынужден находиться сидя за партой. Выше изложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки является актуальной.

Объект исследования - состояние осанки у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - комплексы корригирующих упражнений по формированию правильной осанки детей младшего школьного возраста.

В своей работе мы основывались на предположении о том, что включение системы комплексов специальных физических упражнений в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста позволит улучшить состояние их осанки.

Цель исследования - разработать комплексы физических упражнений для проведения у младших школьников с целью коррекции осанки и экспериментально обосновать их эффективность.

В работе ставились и решались следующие задачи:
1. Изучить литературные источники для получения достоверной информации о состоянии проблемы исследования.
2. Определить показатели физического состояния детей младшего школьного возраста, в частности выявить учащихся с нарушениями осанки.
3. Разработать комплекс упражнений для профилактики и исправления нарушений осанки учащихся и экспериментально обосновать их эффективность.

В исследовании использовались следующие методы научного исследования: анализ литературных источников, тестирование физических способностей, соматоскопия, соматометрия, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анализ литературных источников проводился с целью выявления состояния изучаемой проблемы, степени освещенности изучаемых вопросов по материалам в методических, учебных и научных изданиях. Литература изучалась по следующим направлениям: анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста; развитие физических качеств в младшем школьном возрасте; понятие, определение осанки и причины, влияющие на ее формировании; разновидности нарушений осанки и основные методы диагностики ее состояния; профилактика и коррекция нарушений осанки с использованием физических упражнений

Тестирование физических способностей проводилось с целью определения развития физических качеств у младших школьников, которые в первую очередь важны для поддержания правильного положения осанки; гибкость и подвижность позвоночного столба, координация, сила мышц живота и спины. Испытуемые выполняли следующие упражнения: вис спиной к гимнастической стенке, по сигналу подъем прямых ног до угла 90 градусов и удерживание данного положения (сек) (определение статической силы мышц живота), лежа на животе поперек гимнастической скамейки, руки за голову, прогнуться в поясничном отделе и удерживать данное положение (сек)(определение статической силы мышц спины), сед на полу, ноги шире плеч, наклон вперед (см) (определение гибкости), удержание положения «Ласточка» (сек) (проверка координационных способностей).

Соматоскопия и соматометрия проводились с целью оценки состояния осанки. В соматоскопии использовались рекомендации Е.Н. Вавиловой и В.М. Красновой. Методика. Ребенка без майки ставят спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем проводится оценка уровня расположения плеч, их развернутость или сведение; расстояние лопаток от позвоночника и горизонтальность линий нижних углов лопаток. При осмотре сбоку определялось выраженность физиологических изгибов позвоночника.

Соматометрия проводилась для оценки плечевого индекса. Измерялась ширина плеч сантиметровой лентой спереди от правой к левой точке передней поверхности головки плечевой кости. Плечевая дуга измерялась сзади по тем же точкам.

Для расчета плечевого индекса использовалась следующая формула:


Плечевой индекс до 90 % - свидетельствует о нарушениях осанки.
Плечевой индекс равен 90 % - 100%, - у ребёнка правильная осанка.
Плечевой индекс более 100 % - свидетельствует о нарушениях осанки.

Экспериментальные данные подверглись методам математической статистики: вычисление средних арифметических, стандартного (квадратического) отклонения, ошибки средней арифметической, средней ошибки разности.

В педагогическом эксперименте участвовало 60 испытуемых в возрасте 7-9 лет.

Таблица 1.
Примерная схема построения комплекса обще-развивающих и корригирующих упражнений в экспериментальной группе

В результате изучения показателей физического состояния было выявлено, что в показателях физической подготовленности детей младшего школьного возраста именно во 2 классе наблюдается понижение уровня развития гибкости, которая в первую очередь важна для поддержания правильного положения осанки. Самый низкий показатель во всех классах наблюдается в развитии статической силы мышц живота.

При обследовании состояния осанки у детей младшего школьного возраста выяснилось, что 60 % из 100 % имеют различные варианты нарушений осанки, что свидетельствуют о необходимости занятий физическими упражнениями, направленными как на повышение уровня двигательных способностей, так и на исправление имеющихся нарушений, средством специальных комплексов физических упражнений.

Повторное тестирование, проведенное после проведения педагогического эксперимента, с использованием разработанного нами комплекса упражнений показало, что у экспериментальной группы у 50 % детей отмечается нормальное состояние осанки, что на 10 % лучше исходных показателей; из 30 % случаев нарушения уровня плеч, у 10 % это отклонение уже не наблюдается, из 60 % случаев нарушений физиологических изгибов позвоночника, у 30 % - нарушения исправлены. Средний показатель плечевого индекса у всех 100 % увеличился в положительную сторону, приближаясь к норме. Вышеперечисленные данные доказывают эффективность использования специальных комплексов физических упражнений с целью формирования и коррекции осанки.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.08.2016)
Просмотров: 104 | Теги: осанка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016