Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СЛЕДОВАТЕЛЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЗИБЕРОВ С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СЛЕДОВАТЕЛЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информация, достоверность информации, интерпретация информации, объективность, критика, имидж, общественное мнение, формирование общественного мнения, формирование имиджа, средства массовой информации, следователь.

В статье рассматриваются вопросы формирования положительного имиджа следователя в средствах массовой информации. Автор уделяет внимание не только традиционным формам средств массовой информации, но и современным, реализованным в социальных сетях посредством Интернета. Делается вывод о том, что формирование положительного имиджа следователя в средствах массовой информации - важное и необходимое направление деятельности пресс-служб органов внутренних дел, а также элемент национальной политики по повышению уровня доверия населения к правоохранительным структурам и государственному аппарату в целом.

 

Информационные процессы активно вторгаются в нашу повседневную жизнь и играют важнейшую роль в процессе сбора и накопления информации, ее передаче потребителям. Причем существенное влияние на качество передаваемой информации оказывают факторы, в результате действия которых информация видоизменяется и интерпретируется. Важнейшее значение это имеет для правоохранительной сферы, в том числе и для формирования положительного имиджа следователей. Именно поэтому качество передаваемой информации и информационных процессов непосредственно влияют на общественное мнение и участвуют в формировании имиджа сотрудников, осуществляющих предварительное расследование.

Понятие «информация» занимает ключевое положение не только в мировой науке, но и в практической деятельности. Информация должна отвечать многим требованиям, среди которых полнота, объективность, истинность, своевременность и др. Все, что нас окружает, все, о чем или о ком мы составляем свое мнение, обладает информационным полем, которое включает в себя важнейшие сведения о том или ином объекте.

Роль информации в современном обществе трудно переоценить. Информацию используют не только как категорию, посредством которой можно получить необходимые данные, но и как инструмент, с помощью которого можно добиваться поставленных целей. Актуальным этот подход вцдится как на уровне «человек - человек», так и на уровне «государство - человек», а также на уровне «государство - государство». Сегодня уверенно можно утверждать: кто владеет информацией, тот владеет всем [1, с. 6].

Несмотря на то, что понятие имиджа - это категория нового времени, своими корнями имидживая политика уходит в глубокую древность. По мнению Аристотеля, влиять на умы людей может тот, кто сам представляет интерес для публики, обладает авторитетом, вызывает симпатию. Иными словами, если у общественности сформирован положительный имидж оратора.

Термин «имидж» - категория XX века. Первые имиджмейкеры - американские специалисты, в задачу которых входило формирование положительного имиджа США на мировой арене после экономического кризиса 1930-х годов. В России к понятию имиджа обратились в 1970-х годах, имидж рассматривался политической элитой исключительно как способ влиянии на общественное сознание. С конца 90-х годов прошлого столетия для государственного сектора понятие имидж приобрело особе значение, он стал связываться с общественным мнением и степенью общественного доверия. Следователи как должностные лица, осуществляющие предварительное расследование, в представлении рядовых обывателей олицетворяют законность и правопорядок. Именно поэтому формирование положительного имиджа следователей имеет особе значение.

Сегодня любой человек имеет возможность получать информацию о деятельности правоохранительных органов в целом, а также следователей в частности из различных источников, каждый из которых может прямым или косвенным образом влиять на формирование имиджа следователей в глазах общественности. Важную роль информация играет в процессе формирования имиджа должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, опосредованно влияя на профилактику преступного поведения и повышение эффективности расследования. Заметим, что в отличие от повседневной деятельности сотрудников служб полиции, оказывающих физическое противодействие преступности, работа следователя в средствах массовой информации освещается весьма скупо, а если такая информация и подается, то не всегда соблюдаются требования, предъявляемые к ней. Большую роль играет достоверность информации. Кроме достоверности, исследователи отмечают и другие важные свойства информации: полнота, своевременность, непрерывность, систематичность и др. Следователь, в отличие от сотрудника патрульно-постовой службы или участкового уполномоченного полиции, - это лицо, которое в своей повседневной деятельности работает с лицами, имеющими процессуальный статус. В связи с этим процессы получения сведений о профессионализме следователей и формирования их имиджа в представлении основной части населения имеют весьма опосредованный характер. Основным посредником являются средства массовой информации (далее - СМИ), а основным инструментом - информация. В связи с этим на качество и объективность формирования имиджа следователя влияет и сама информация, и способ ее размещения в СМИ.

Рассмотрим требования, которым должна отвечать информация, используемая СМИ в профессиональной деятельности, для формирования положительного имиджа следователя. Требование полноты связано с отбором такой информации, которая имеет отношение к поставленной задаче, необходима и достаточна для ее разрешения. Указанное требование связано с понятием избыточности информации, подразумевающей ту часть сообщения, которая не несет полезной нагрузки. В деятельности следователя это один из самых сложных аспектов, так как в процессе расследования нередко необходимо соблюдать конфиденциальность, а неполная информация, в свою очередь, может порождать домыслы.

Кроме того, информация о деятельности следователя должная быть объективной. Критерии объективности в этом случае сводятся к следующему:

- деятельность следователя должна всегда иметь объективную оценку;

- критика деятельности следователя нежелательна, в крайнем случае она должна носить конструктивный, доброжелательный характер, быть подчинена такой цели, как оказание следователю содействия и помощи в выявлении и устранении недостатков, способствовать установлению истины по возбужденному уголовному делу.

Исследования показывают, что население получает информацию о работе следователей чаще всего именно из СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет). Они не только в определенной мере отражают общественное мнение, но и формируют его. Именно поэтому органам внутренних дел небезразлично, каким будет это общественное мнение. В пресс- службах региональных главных управлений и управлений МВД России осуществляется не только ежедневный мониторинг печатных и электронных СМИ, но и систематическое, разностороннее изучение общественного мнения по каждому региону (что касается, например, Калининградской области, то изучается как обстановка в области в целом, так и в каждом ее районе отдельно) .

Важным фактором повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, профилактики правонарушений и формирования позитивного мнения населения о следствии и других службах органов внутренних дел является обеспечение их постоянного взаимодействия со СМИ, общественными движениями и организациями. В определенной мере данную задачу сегодня решают центры общественных связей, пресс-центры, пресс- группы, а также отдельные сотрудники, выполняющие их функции в МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований и УВДТ. Пресс-службы занимают важное место в организации пропаганды оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и создании положительного имиджа следователей. В то же время МВД России, обладая достаточными информационными возможностями, не всегда использует их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников следственных подразделений [4]. Работа чаще всего строится без учета социальных и психологических особенностей, которые характеризуют современное общество, что сводит все действия к простой
констатации фактов, связанных с проведенными организационными и практическими мероприятиями [2, с. 3], без указания роли следователя в раскрытии и расследовании преступлений, работе по недопущению дальнейших преступлений той или иной категории.

Особый практический интерес вызывает взаимодействие СМИ со следователями. В 2011 г. был подписан приказ «Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью» [3]. Он должен был стать толчком к урегулированию размежевания, возникшего на практике между следственными органами и журналистами. В связи с этим в 2012 г. было издано Положение об управлении взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Российской Федерации. Данная нормативно-правовая база существенным образом облегчает деятельность следственного аппарата Следственного комитета по взаимодействию со СМИ.

Основоположник криминалистики Г. Гросс в своей работе «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» выразил мнение о большом значении использования печати при расследовании преступлений и рекомендовал судебным следователям взаимодействовать с ней. По этому поводу он писал: «Само собой разумеется, что судебный следователь не может быть равнодушен к такой могучей общественной силе, как ежедневная печать» [5, с. 339].

В Следственном департаменте МВД России вопросы взаимодействия со СМИ решаются в рамках ведомственного от 11 декабря 2015 г. № 1165 «Об организации информационного сопровождения деятельности территориальных органов МВД России». Полагаем, что разработка приказа и утверждение положения о прямом взаимодействии Следственного департамента МВД России со СМИ существенным образом усовершенствовало бы это направление деятельности, связанное с формированием положительного имиджа следователя.

Особенности формирования имиджа сотрудников органов предварительного расследования системы МВД России можно классифицировать следующим образом:

- по источникам формирования представлений о сотрудниках органов внутренних дел: формируемые на основе непосредственно личностных представлений; формируемые на основе представлений других лиц или иных источников (кино, СМИ, социальные сети);

- по способам влияния на образ сотрудника органов внутренних дел: образ, формируемый на основе личностного и профессионального развития сотрудника; образ, формируемый на основе проводимой руководством с сотрудником воспитательной работы;

- по степени положительности: положительный имидж; отрицательный имидж; нейтральный имидж;

- по степени влияния на общественное мнение: имидж сотрудника органов внутренних дел, влияющий на общественное мнение; имидж сотрудника органов внутренних дел, не влияющий на общественное мнение.

Средства формирования имиджа сотрудников следственных подразделений - это условия, при которых имидж следователей проходит этапы формирования как в профессиональной среде органов внутренних дел, так и в общественной среде. Такие средства можно разделить на: инициируемые самосознательностью сотрудников органов внутренних дел (развитие профессионального самосознания, мотивации самосовершенствования, коммуникативной компетентности, навыков, умений и т.д.); инициируемые руководством следственных подразделений (включение в задачи воспитательной работы и обучения формирования имиджа, повышающего мотивацию профессиональной подготовки и служебной деятельности; методическая подготовка руководящего состава по направлениям и методам формирования положительного имиджа; дифференцированный подход к формированию имиджа у сотрудников органов внутренних дел в зависимости от уровня сформированности и устойчивости образа сотрудника органов внутренних дел и др.). Кроме того, средства формирования положительного имиджа сотрудников следственных подразделений можно условно разделить на:

- сущностные - это средства, влияющие на эффективность деятельности следственных подразделений;

- внешние - те, которые подчеркивают реальную ситуацию или создают ложное впечатление (СМИ, «вбросы», оплата труда и т.д.).

Имидж сотрудника следственного подразделения может рассматриваться как совокупность представлений индивидуумов, сформированных на основе непосредственного и опосредованного опыта, о профессиональном облике и личностных качествах сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем имидж сотрудника следственного подразделения может быть определен и как обобщенный образ, отражающий параметры психологических и профессиональных характеристик субъектов правоприменительной деятельности, которые наделены полномочиями представителей исполнительной власти и призваны исполнять определяемые законом нормы в области обеспечения правопорядка. В обоих подходах к определению имиджа сотрудников следственных подразделений ключевым и объединяющим фактором является влияние сформированного имиджа следователей на общественное мнение. Это главная составляющая профессионализма, которая непосредственно зависит от системы отношений и оценок, доминирующих в обществе и формирующих именно положительный имидж следователя как собирательную категорию. Личностные, психологические и профессиональные характеристики, составляющие имидж современного следователя, могут быть установлены на основании результатов эмпирических исследований мнений граждан.

В заключение отметим, что формирование положительного имиджа следователя в СМИ - важное и необходимое направление деятельности пресс-служб органов внутренних дел, а также элемент национальной политики по повышению уровня доверия населения к правоохранительным структурам и государственному аппарату в целом.

 
Библиографический список:

1. Полонников Р.И. Феномен информации и информационного взаимодействия (введение в семантическую теорию информацию). СПб: Анатолия, 2001.
2. Копылов А.В. Изучение динамики общественного мнения в управленческой деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
3. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11.08.2011 № 127 «Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Баконин А.Д. Процессуальное взаимодействие правоохранительных органов, суда со средствами массовой информации при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб, 2004.
5. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М., 2002.
Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (56)

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (02.08.2019)
Просмотров: 22 | Теги: следователь, Средства массовой информации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь