Суббота, 03.12.2016, 01:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МОН

А.Г.Мастеров, О.А.Тынянкин, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МОНИТОРИНГА
ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Реализуя свои функциональные обязанности и решая задачи управления в сфере физической культуры и спорта, менеджеры постоянно вынуждены решать проблемы, связанные с коррекцией деятельности вверенного персонала и организации в целом с целью достижения запланированных результатов. На решение возникающих проблем требуются не только время и усилия, но нередко и огромное умственное напряжение, максимальное включение и использование аналитико-конструктивных способностей человека. Все это вызывает необходимость наличия высокой умственной и физической работоспособности, трудоспособности, хорошего здоровья и профессионального долголетия, что возможно при организации оптимального режима двигательной активности и сформированности на определенном оптимальном уровне важных в профессиональном плане физических способностей и психофизиологических свойств.

Ключевые слова: спортивный менеджер; дифференцированный мониторинг; физическая и функциональная подготовленность; психофункциональное состояние.


Введение. Большой объем учебной нагрузки и специфика будущей профессиональной деятельности предъявляют особые требования к уровню физической и функциональной подготовленности студентов, готовящихся стать спортивными менеджерами и обучающихся по направлению «Менеджмент». Это обусловлено специфическими особенностями предмета и содержания труда будущего спортивного менеджера, выражающихся в характере и содержании самого труда, его предмете, средствах достижения цели и конечных результатах управленческой деятельности [1, 3, 4, 5, 7, 10].
Успешность профессиональной деятельности выпускника вуза на рабочем месте и адаптация к ежедневному выполнению функциональных обязанностей напрямую зависит от уровня подготовленности и сформированности еще на этапе обучения в вузе общекультурных и профессиональных компетенций, от способности реализовать максимально эффективно полученные знания, умения и навыки в конкретных условиях трудовой деятельности.

Научно-педагогические работники и менеджеры-практики едины во мнении о важности этой проблемы. Они предлагают различные способы решения вопросов, связанных с процессом физической подготовки менеджеров-управленцев, как на этапе обучения в вузе, так и в процессе трудовой деятельности [4, 10, 11]. К сожалению, приходится констатировать, что эти рекомендации в большинстве своем носят декларативный характер и не имеют технологической разработанности. А в процессе физического воспитания управленческого персонала данному аспекту уделяется явно недостаточно внимания.
В доступной нам литературе нет сведений о рациональной структуре физической и функциональной подготовленности спортивных менеджеров и технологий ее оптимизации в процессе физического воспитания. В связи с этим весьма актуальным является необходимость научного обоснования и практической разработки технологий подготовки будущих специалистов к специфическим особенностям трудовой деятельности [9].

Методика исследования. Цель исследования - выявить оптимальную структуру физической подготовленности студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», обосновать технологию совершенствования физической подготовленности студентов - будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга ее компонентов.
Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, определение показателей психоэмоционального состояния и физического развития, педагогическое тестирование физической подготовленности, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Одной из основных задач нашего исследования явилось выявление оптимальной структуры физической подготовленности студентов - будущих спортивных менеджеров.

Для решения этой задачи нами было проведено анкетирование спортивных менеджеров-практиков и студентов. Анкетирование и хронометрирование позволили нам выявить уровень значимости отдельных факторов, влияющих на общую и умственную работоспособность, степень и характер физической нагрузки в течение рабочего дня. Все это позволило начать работу по разработке оптимальной структуры физической подготовленности спортивных менеджеров и сформировать диагностический инструментарий различных сторон подготовленности.

Анкетирование респондентов позволило нам выяснить мнение опрашиваемых о значимости физических способностей в профессиональной деятельности спортивного менеджера и необходимости их целенаправленного развития
С целью изучения воздействия производственной нагрузки на показатели, характеризующие психофункциональное состояние и умственную работоспособность, нами осуществлялось педагогическое наблюдение в реальном времени при выполнении обычной производственной деятельности спортивными менеджерами и студентами - будущими спортивными менеджерами во время прохождения управленческой практики. В исследованиях приняли две группы испытуемых мужского пола по 15 человек.

Психофункциональное состояние диагностировалось с помощью методики САН и опросника реактивной тревожности Спилбергера. Нами велись динамические наблюдения за состоянием центральной нервной системы в режиме рабочего дня. Исследования проводились с помощь измерения времени простой двигательной реакции (ВДР), точности анализа интервалов времени (ТАИВ), Пробы Яроцкого и Теппинг-теста.

Также были получены данные, которые позволили сделать заключение о том, что под воздействием производственной нагрузки у студентов - будущих менеджеров отмечается ухудшение показателей умственной работоспособности, тогда как у действующих спортивных менеджеров отмечается лишь снижение концентрации внимания, а остальные показатели устойчиво стабильны.

В процессе эксперимента нами отслеживалась динамика показателей физической подготовленности. Четырехлетние наблюдения за группой студентов - юношей позволили сделать заключение, что у студентов - будущих спортивных менеджеров на втором и третьем курсах обучения происходит улучшение, а затем стабилизация показателей физической подготовленности, а к четвертому курсу отмечается их снижение, связанное со снижением общего уровня двигательной активности. Эта же тенденция просматривается и в отношении показателей, характеризующих состояние функциональных систем организма - центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Отмечается рост психоэмоционального напряжения на втором и третьем курсах обучения, и его снижение к четвертому году обучения в связи с адаптацией к учебному стрессу.

Результаты исследования. Анализ динамики физической подготовленности и функционального состояния студентов-юношей, обучающихся спортивному менеджменту, показал что, традиционная система построения процесса физического воспитания обеспечивает лишь поддержание уровня физической и функциональной подготовленности и не направлена на формирование оптимальной структуры физической подготовленности применительно к будущей профессиональной деятельности.

Проведенные исследования позволили нам разработать модель структуры физической подготовленности будущего спортивного менеджера (рисунок 1). Нами предлагается выделить пять компонентов в структуре физической подготовленности:
1. Информационно-эмоциональный компонент, в который входят сенсорика, память и эмоции.
2. Регуляторный компонент, включающий в себя моторную, вегетативную и корковую регуляцию.
3. Энергетический компонент, состоящий из аэробной и анаэробной производительности.
4. Двигательный компонент, отражающий функции опорно-двигательного аппарата.
5. Психический компонент, в который входят психические качества (психоэмоциональное состояние) и умственная работоспособность.
 

Рисунок 1. Модель структуры физической подготовленности спортивного менеджера и иерархические взаимосвязи в ее структуре (А.Г. Мастеров, О.А. Тынянкин, 2010)

Для диагностики выделенных компонентов подготовленности нами была разработана структурная модель дифференцированного мониторинга физического состояния (рисунок 2).
 

Рисунок 2. Структура дифференцированного мониторинга физического состояния студентов - будущих спортивных менеджеров

В ходе исследования нами были разработаны педагогические условия реализации названной технологии и ее модель (рисунок 3).

Далее начался педагогический эксперимент, было сформировано три группы (по 20 человек в каждой) юношей - будущих спортивных менеджеров второго-третьего года обучения: контрольная, первая экспериментальная и вторая (основная) экспериментальная.

Перед началом педагогического эксперимента все студенты были протестированы по разработанной нами комплексной программе диагностики физического состояния занимающихся.

В контрольной группе студентов занятия по физической культуре проходили по стандартной программе 4 часа в неделю.
В первой экспериментальной группе занятия велись по модернизированной программе, в которой активно использовались средства физической культуры профессионально-прикладной направленности. На занятия физической культурой в этой группе также отводилось 4 часа в неделю. Суммарный объем этих средств составлял не более 50% от общего времени занятий. Но в данной группе студентов не проводился мониторинг компонентов физической подготовленности, а комплексное обследование осуществлялось в начале и в конце учебного года. Вторая экспериментальная группа занималась также по экспериментальной программе. Здесь процесс совершенствования физических способностей и направленные воздействия на функциональные системы студентов осуществлялись путем дифференцированного подбора средств специфического и неспецифического характера, причем в течение эксперимента 3 раза осуществлялся дифференцированный мониторинг показателей физической подготовленности - выносливости, координационных способностей и скоростных способностей, а также состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, психоэмоционального состояния. На занятиях средства физической культуры подбирались дифференцированно после проведенного мониторинга и анализа его результатов.

В результате проведенного эксперимента были получены результаты, свидетельствующие об улучшении компонентов физической подготовленности.

Показатели выносливости свидетельствуют о том, что в контрольной группе студентов результаты выполнения этих тестов практически не изменились, тогда как в первой экспериментальной группе, в которой занятия проводились с акцентом на развитие профессионально значимых физических качеств, но без мониторинга, результаты в беге улучшились. В основной экспериментальной группе положительные изменения показателей выносливости имели более выраженный характер.

 

Рисунок 3. Модель технологии формирования оптимальной структуры физической подготовленности у студентов - будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния

При оценке развития кондиционных и координационных двигательных способностей прослеживается общая тенденция: в первой и второй экспериментальных группах, темпы прироста показателей, отражающий уровень их развития, выше, чем в контрольной группе. Но во второй экспериментальной группе, в которой осуществлялся мониторинг физического состояния и проводилась коррекционная работа, абсолютные средние величины результатов контрольных тестов выше, чем в первой экспериментальной группе.

Было установлено, что в экспериментальных группах студентов отмечаются признаки улучшения регуляции работы сердечно-сосудистой системы за счет усиления парасимпатических влияний и уменьшения симпатических, экономизации деятельности миокарда, причем в основной экспериментальной группе эти изменения носят более выраженный и достоверный характер. В контрольной группе студентов таких положительных изменений не отмечается.

В контрольной группе динамики ЖЕЛ не наблюдалось. Следует констатировать, что в экспериментальных группах студентов произошли положительные достоверные улучшения не только абсолютных величин ЖЕЛ, но и ее относительные величины. В первой экспериментальной группе ЖИ увеличился на 2,80%, в основной экспериментальной группе увеличение произошло на 8,35%. В контрольной же группе студентов даже было зафиксировано незначительное недостоверное уменьшение этого показателя. Такая же тенденция прослеживалась и по другим показателям, характеризующим состояние дыхательной системы.

Показатели ситуативной тревожности имели определенные сдвиги в ходе эксперимента. В контрольной группе студентов ситуативная тревожность увеличилась на 11,95 %, в первой экспериментальной группе отмечалась относительная стабилизация этого показателя, в экспериментальной группе данный показатель снизился на 12,16 %, что свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния в основной экспериментальной группе.

В показателях сопротивляемости в структуре психологической устойчивости отметилась общая тенденция: в контрольной группе студентов стрессоустойчивость уменьшилась на 8,39 %, в первой экспериментальной группе наблюдалась стабилизация этого показателя в ходе эксперимента, а в основной экспериментальной группе - достоверное увеличение показателя стрессоустойчивости на 18,37 %, причем эти изменения были весьма достоверны.

Данные, полученные при исследовании состояния ЦНС, отражающие психофункциональное состояние, говорят о повышении скорости и точности обработки информации при принятии решения у студентов экспериментальных групп, что весьма важно в управленческой деятельности.

Заключение. Полученные в ходе эксперимента результаты показывают, что целенаправленный и дифференцированный подбор физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование ведущих физических способностей и психологических свойств личности, и их интеграция в процесс физического воспитания способствуют улучшению показателей физической подготовленности, повышают уровень физической и умственной работоспособности, способствуют повышению психологической устойчивости к стрессогенным факторам, обеспечивают рост оценки сформированности ЗОЖ, что свидетельствует об эффективности разработанной технологии формирования оптимальной структуры физической подготовленности у будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния.

Литература

1. Алексеевский, В.С. Введение в специальность «Менеджмент организации»: учеб. пособие для вузов / В.С. Алексеевский, Э.М. Коротков. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 159 с.
2. Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - 92 с.
3. Друкер, П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 398 с.
4. Камнева, А.М. Технология формирования психологической устойчивости средствами физической культуры студентов - будущих спортивных менеджеров: Дис. ... канд. пед. наук / А.М. Камнева. - Волгоград: ВГАФК, 2011. - 196 с.
5. Мастеров, А.Г. Оптимизация психоэмоционального состояния студентов - будущих менеджеров индустрии туризма в процессе обучения в вузе: Монография / А.Г. Мастеров. - Волгоград, ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2011. -167 с.
6. Мастеров, А.Г. Методика применения нетрадиционных оздоровительных средств на уроках физической культуры с младшими школьниками: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / А.Г. Мастеров. - Волгоград, 2002. - 24 с.
7. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992. - 702 с.
8. Сентябрев, Н.Н. Психофизиологические основы труда менеджера: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Н.Н. Сентябрев, А.Г. Камчатников. - Волгоград: ВГАФК, 2009. - 121 с.
9. Солопов, И.Н. Диагностика и управление функциональным состоянием: учебное пособие для самостоятельной работы студентов / И.Н. Солопов, Н.Н. Сентябрев, Е.П. Горбанева. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 110 с.
10. Суржок, Т.Г. Физическая рекреация в профессиональной подготовке будущих менеджеров: Дис. .канд. пед. наук / Т.Г. Суржок. - СПб., 2005. - 137 с.
11. Фирсанова, В.М. Формирование навыка здорового образа жизни у будущих спортивных менеджеров: Дис. ... канд. пед. наук / В.М. Фирсанова. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 163 с.
12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Щербатых, Ю.В. Экзамен и здоровье студентов: / Ю.В. Щербатых // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 111-115.
14. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: [Текст]: Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.09.2016)
Просмотров: 40 | Теги: спортивный менеджер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016