Пятница, 20.09.2019, 21:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ

Момент А. В., преподаватель Псковский государственный университет, г. Псков
Семенов Д.В., кандидат педагогических наук, доцент Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
г. Великие Луки

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ

В статье освещается проблема нарушений осанки во фронтальной плоскости у детей младшего школьного возраста. Предложены доступные и информативные методы ранней диагностики, позволяющие на начальных стадиях выявить дисбаланс постуральных мышц, способствующий возникновению и дальнейшему прогрессированию нарушений осанки у младших школьников. Рассмотрены специфические индикаторы мышечного дисбаланса у младших школьников, а именно: асимметричность движений, выполнение которых обусловлено одновременным сокращением парных постуральных мышц; низкий уровень статической выносливости постуральных мышц; дестабилизация вертикальной позы. Раскрыты особенности методики организации занятий оздоровительно-коррекционной гимнастикой, направленных на нивелирование дисбаланса постуральных мышц и формирование оптимального двигательного стереотипа при выполнении базовых движений.

Ключевые слова: младший школьный возраст, мышечный дисбаланс, нарушения осанки, оздоровительно-коррекционная гимнастика, двигательный стереотип.


Введение

Нарушения осанки у детей младшего школьного возраста являются одними из наиболее часто встречаемых негативных последствий изменения уровня и характера произвольной двигательной активности вызванной переходом ребёнка из детского сада в школу [4,1].

Развитие гиподинамических факторов и преобладание низкоинтенсивной статической нагрузки на опорно-двигательный аппарат (ОДА) вызывает формирование мышечного дисбаланса, что выражается в нарушениях статики и динамики, проявляющихся в асимметричности движений. Сформировавшийся неблагоприятный двигательный стереотип фиксируется на уровне корковых моторных центров. В дальнейшем асимметричная нагрузка на ОДА усугубляет мышечный дисбаланс и приводит к более серьезным нарушениям осанки, а затем и к структурным изменениям отдельных позвонков и позвоночного столба в целом [6].

Множественные исследования подтверждают наибольшую эффективность применения средств гимнастики с целью профилактики и коррекции нарушений осанки [2,3,7,5]. Однако в научно-методической литературе недостаточно представлены доступные и информативные методы ранней диагностики мышечного дисбаланса, а также методики организации оздоровительных занятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки посредством формирования оптимального двигательного стереотипа.

Цель исследования - определить эффективность разработанной методики организации занятий оздоровительно-коррекционной гимнастикой, направленной на формирование оптимального двигательного стереотипа у детей младшего школьного возраста со сколиотической осанкой.

Методы организации исследования

В эксперименте продолжительностью 9 месяцев приняли участие 16 испытуемых в возрасте 8-10 лет с диагнозом «сколиотическая осанка». В начале эксперимента все испытуемые прошли комплексное тестирование: статической выносливости мышц живота, разгибателей спины, больших ягодичных мышц; функции равновесия - анализировались показатели: скорость перемещения центра давления (ЦД, мм/с), коэффициент резкого изменения направления движения (КРИНД, %), девиация ЦД во фронтальной плоскости (мм), качество функции равновесия (КФР, %); двигательного стереотипа. По результатам тестирования были сформированы две однородные группы: контрольная (КГ, n=8) и экспериментальная (ЭГ, n=8).

Двигательная активность детей КГ включала посещение уроков физической культуры в школе и ежедневную ординарную активность, свойственную детям данной возрастной группы. Дети ЭГ дополнительно занимались оздоровительно- коррекционной гимнастикой 3 раза в неделю по 45 минут.

На занятиях оздоровительно-коррекционной гимнастикой решался следующий спектр задач: формировать базовую культуру движений; укрепить мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы, мышцы живота и передней поверхности бедра, спины и фиксаторы таза, пояса верхних конечностей; формировать умение управлять своим телом; оптимизировать подвижность в суставах; содействовать улучшению эмоционального состояния; закрепить навык правильной осанки.

Задача формирования культуры движений и умения управлять своим телом осуществлялась посредством ОРУ, проводимых раздельным и проходным способом.

Формирование умения управлять своим телом также реализовывалось посредством выполнения упражнений малой акробатики (различные варианты перекатов, кувырки, перевороты и полуперевороты, а также статические упражнения: стойка на лопатках, простые и смешанные упоры и т.д.).

Для укрепления основных мышечных групп применялись симметричные силовые упражнения динамического, статодинамического и статического характера с весом собственного тела и упругими амортизаторами, на массовых гимнастических снарядах.

Темп выполнения упражнений находился в диапазоне от среднего до медленного. Быстрый темп выполнения упражнения менее эффективен для решения задачи укрепления мышц и формирования оптимальной техники их выполнения. Большое внимание во время выполнения детьми укрепляющих упражнений уделялось контролю срочных тренировочных эффектов. Выполнение упражнений прекращалось при наблюдении у ребёнка признаков утомления (нарушение установленной техники выполнения упражнения, проявление тремора и т.п.).

С целью содействия улучшению эмоционального состояния детей применялись различные подвижные игры (командного и некомандного типа).

Для оптимизации подвижности в суставах применялись упражнения стретчинга статического характера, а именно: принималось положение, в котором целевая мышечная группа подвергалась натяжению, затем это положение удерживалось от 10 до 25 секунд, что способствовало лучшему расслаблению.

Процесс построения оптимального двигательного стереотипа состоял из нескольких этапов:

1. Построение «внутренней модели» рациональной осанки.

2. Обучение технике выполнения базовых (элементарных) укрепляющих упражнений.

3. Увеличение статической выносливости и нивелирование дисбаланса постуральных мышц.

4. Закрепление навыка рациональной осанки.

В конце эксперимента проводилось повторное комплексное тестирование и анализ динамики измеряемых показателей в обеих группах детей при помощи программного обеспечения IBM SPSS Statistica 10 (уровень достоверности 5%).

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ полученных данных показал положительную динамику показателей статической выносливости основных мышечных групп, участвующих в сохранении вертикальной и симметричной позы, асимметричности базовых движений, функции равновесия у детей ЭГ. В КГ изменения исследуемых показателей наблюдались, однако были статистически не значимыми на уровне достоверности 0,05 и не сопоставимы с приростом показателей в ЭГ.

Время удержания тестовых положений, определяющих уровень развития статической выносливости мышц пресса, выросло в среднем по ЭГ с 25±5 секунд до 99±10 ( Δ, % = 394) секунд, в КГ - с 27±4 до 37±8 ( Δ, % = 27); мышцы разгибатели спины в среднем по ЭГ - с 35±5 секунд до 85±7 секунд ( Δ, % = 248), в КГ - с 33±6 секунд до 40±4 секунд ( Δ, % = 17); мышцы фиксаторы таза в среднем по ЭГ - с 21±1 секунды до 68±5 секунд ( Δ, % = 323), в КГ - с 20±2 секунд до 19±4 секунд ( Δ, % = -5). Асимметричность базовых движений в среднем по ЭГ снизилась с 40±5% до 4±1% ( Δ, % = 1000), в КГ выросла с 38±5% до 39±7% (Δ, % = -3).

Таблица
Анализ результатов тестирования двигательных способностей испытуемых  до и после формирующего эксперимента

Показатели функции равновесия у детей ЭГ также изменились в положительном направлении, в отличие от КГ. Среднегрупповая скорость перемещения ЦД в ЭГ снизилась на 22%, в то время как в КГ изменения были незначимы на принятом уровне значимости (5%). Аналогичная картина наблюдается в изменении показателя КРИНД. Так, в ЭГ в процентном значении после эксперимента произошло снижение данного показателя на 32%. В КГ статистически значимых изменения КРИНД не обнаружено.
Девиация ЦД во фронтальной плоскости у детей ЭГ уменьшилась на 30%. Интегральный показатель КФР увеличился в ЭГ на 25% и составил 86%, что свидетельствует о значительной рационализации навыка поддержания вертикальной позы.

Вероятно, что значительные положительные сдвиги в показателях функции равновесия связаны со специфической направленностью применяемой экспериментальной методики. В результате накопления положительных изменений в мышечной системе (увеличение статической выносливости и нивелирование дисбаланса постуральных мышц) происходит качественное преобразование в постуральной системе ребёнка, отражающееся в рационализации навыка поддержания вертикальной позы, что в свою очередь свидетельствует о минимизации нерационального перенапряжения постуральных мышц и дисбаланса между их силовыми характеристиками.

Заключение

Младший школьный возраст является «критическим» периодом формирования правильной осанки. Таким образом, важной составляющей физического воспитания детей с нарушениями осанки является процесс обучения базовым движениям (сгибание, разгибание туловища и т.д.) и формирование навыка их выполнения. Так, при неконтролируемом педагогом выполнении физических упражнений может формироваться неоптимальный двигательный стереотип, появляющийся вследствие накопления и закрепления двигательных ошибок. В дальнейшем, неправильно выполняемые физические упражнения не приносят никакого положительного эффекта, а лишь усугубляют состояние осанки и ОДА в целом.

 

Литература

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.
2. Кудяшева А.Н. Физическая реабилитация нарушений осанки детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2012. - 116 с.
3. Поликарпова О.А. Профилактика нарушений осанки средствами гимнастики у детей младшего школьного возраста на основе индивидуального подхода: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 240 с.
4. Сухарев А.Г. Методика социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 410.
5. Шкляренко А.П., Ульянов Д.А., Коваленко Т.Г. Комплексный подход в использовании физических упражнений при нарушениях осанки у детей 8-11 лет// Вестник Волгоградского государственного университета. - Волгоград, 2016. - С. 22 - 27.
6. Шкляренко А.П. Физиологические принципы использования физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков. - Краснодар, 2001. - 200 с.
7. Эйдельман Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2009. - 196 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (26) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.09.2019)
Просмотров: 11 | Теги: нарушения осанки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь