Четверг, 23.11.2017, 10:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Формирование общекультурных компетенций на занятиях по специальным дисциплинам

А.И.Безруков, Ю.М.Кузнецова

Формирование общекультурных компетенций на занятиях по специальным дисциплинам

Статья посвящена проблеме формирования общекультурных компетенций студентов технических специальностей (в частном случае, IT специалистов) в процессе изучения специальных дисциплин. Отмечается, что целью формирования компетенций выпускника является формирование в нем умения применять полученные знания для решения реальных проблем. На основании анализа толкований понятия «компетенция» дается классификация компетенций, отражающая различия и взаимосвязи компетенций различных видов.

Общекультурные компетенции рассматриваются как неотъемлемая часть профессиональных компетенций, необходимых специалисту для осуществления его профессиональной деятельности. В связи с этим, отмечается, что общекультурные компетенции должны формироваться не только при изучении гуманитарных дисциплин, а и при изучении общетехнических и специальных дисциплин. Рассматривается соответствие профессионально-значимых личностных качеств студентов и общекультурных компетенций, указанных в образовательных стандартах.

Отмечается, что сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции с помощью традиционных методов обучения (прослушивание лекций и решение абстрактных, не привязанных к практике задач), практически, не возможно. Для этих целей необходимо использовать современные интерактивные методы обучения, обеспечивающие «погружение» студентов в конкретную проблему, решая которую студент формирует компетенции, необходимые ему как будущему специалисту.

В качестве примера такого метода рассматривается проектный подход. Отмечается, что при реализации собственного, интересного ему лично проекта, у студента активизируются интерес к учебе, желание довести начатое дело до конца и победить. Такая мотивация существенно повышает качество обучения. Особенно эффективен проектный подход при командной работе над проектом, в ходе которой формируются навыки межличностного общения, умение работать в команде, умение отстаивать свое мнение и учитывать мнения других членов команды.

Применение проектного подхода существенно меняется роль преподавателя. Вместо лектора и контролера он становится старшим коллегой и консультантом, обеспечивающим взаимодействие активных членов команды и передающего свой опыт и знания в ходе реализации проекта.

На основании анализа целей и особенностей применения проектного подхода сформулированы требования к реализации проектного подхода при изучении общетехнических и специальных дисциплин.

Ключевые слова: требования работодателей к специалистам, конкурентоспособность выпускников ВУЗов, оптимизация процесса обучения, компетентностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции, интерактивные методы обучения, проектный подход, полипрофессиональное взаимодействие, профессионально-значимые личностные качества студентов, требования к реализации проектного подхода.

 

Быстро изменяющиеся требования к выпускникам заставляют нас искать новые методы организации и управления учебным процессом, целью которого является выпуск востребованных на рынке труда специалистов. Современным работодателям нужны нисколько послушные исполнители, сколько специалисты, способные самостоятельно разобраться в проблеме, правильно поставить задачу и применить имеющиеся у них знания для наилучшего решения поставленной задачи. Именно это обстоятельство послужило причиной внедрения компетентностного подхода к контролю результатов обучения [6, 2].

Для того чтобы выпускник соответствовал новым реалиям, для его обучения необходимо применять новые методы, при которых студент погружается в ситуацию, максимально приближенную к реальной, в ходе решения которой формируется весь набор компетенций, требуемых специалисту [7, 13]. Одним из эффективных способов такого обучения является проектный подход. В статье рассмотрены особенности применения проектного подхода для формирования общекультурных компетенций, сформулированы требования для реализации проектного подхода на занятиях по специальным дисциплинам.

Во всем мире система образования является главным социальным институтом, благодаря которому человек адаптируется к изменяющимся социально- экономическим условиям [1]. Для того чтобы быть востребованным специалистом в современном динамичном мире, выпускник должен не только знать, как выполнять свою работу, но и обладать набором компетенций, которые продемонстрируют его интеллектуальное и нравственное развитие, а также, профессиональную и социальную готовность [11, 4, 5]. Следуя мировым тенденциям, Россия осуществляет ряд важных мер по улучшению качества и экономической эффективности образования, в частности, внедряет компетентностный подход для оценки качества образования [3]. Такой подход положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [23].

Цель формирования компетенций заключается в том, чтобы в ходе учебного процесса теоретические знания и практические навыки не просто передавались студенту (зачастую не умеющему применять их в реальном мире), а формировали в нем умение применять полученные знания для решения реальных проблем. Таким образом, студент будет понимать, для чего он учится и получит некий опыт работы, который поможет ему решать более сложные задачи.

Компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы работнику для решения возникающих проблем и выполнения возложенных на него функций [12]. Отметим, что, кроме специальных знаний и навыков, профессиональная компетентность включает навыки коммуникации, используемые для решения возникающих вопросов в профессиональной деятельности. При этом особое внимание необходимо уделить формированию информационных, эстетических и технических навыков.

Компетенции подразделяются на две группы [10]:

• универсальные: общепрофессиональные, социально-личностные, общекультурные;

• профессиональные: аналитические, проектные, производственно- технологические, организационно-управленческие, научно- исследовательские.

Общекультурные компетенции демонстрируют: уровень коммуникативных навыков, которые необходимы для эффективной работы в команде; способность к самостоятельному обучению; знание правовых и этических норм для того, чтобы нести ответственность за свою деятельность [16]. Профессиональные компетенции необходимы для качественного выполнения работы, чтобы быть востребованным специалистом.

Для того чтобы обладать универсальными и профессиональными компетенциями, федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к выпускнику следующие требования:

• Знать дисциплины, определяющие конкретную область профессиональной деятельности, понимать их взаимосвязь и ценность в целостной системе знаний. Именно целостная система знаний поможет молодому специалисту самостоятельно развиваться в выбранной области;

• Знать основные процессы и явления, происходящие в природе, чтобы понимать современные научные методы познания и возможности их применения на уровне, который необходим для решения задач в профессиональной сфере. Владение научным методом познания поможет специалисту ориентироваться в океане информации, понимать и осваивать новые научные достижения;

• Обладать качественными знаниями предметов, включенных в программу, которые являются частью цикла общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин и общих математических и естественнонаучных дисциплин. Багаж гуманитарных знаний является необходимым условием формирования полноценного специалиста и гражданина;

• Обладать навыками, полученными: на семинарах, практических и лабораторных работах, во время прохождения учебной и производственной практики. Умение общаться, вести дискуссии, учитывать мнения коллег и получать от них необходимые знания является необходимыми условиями адаптации специалиста в производственном коллективе.

Действительно новый, сложный технический проект может быть создан только слаженно работающей командой специалистов различных профессий.

Его разработка является социально-экономической деятельностью, которая требует коллективного, полипрофессионального взаимодействия [19]. Успешность проекта во многом будет зависеть от умения сотрудников находить общий язык с коллегами других специальностей. Например, одним из важнейших требований фирм к ИТ-специалистам является наличие у них коммуникативных навыков [13]. Современное образование должно учитывать этот факт и формировать у студентов компетенции, необходимые для коллективного взаимодействия.

Многие студенты технических специальностей не понимают, для чего им нужны дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла. Но именно данные дисциплины помогают сформировать общекультурные компетенции. Основой общекультурных компетенций служит сформированность профессионально-значимых личностных качеств студентов, позволяющих осуществлять успешную профессиональную деятельность в выбранной области.

К профессионально-значимым личностным качествам относятся: системное мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость, внимательность и самостоятельность. Конкретная общекультурная компетенция не может быть сформирована, если отсутствует определенное профессионально-значимое личностное качество. Соответствие общекультурных компетенций и профессионально- значимых личностных качеств студентов приведено в Таблица 1 [18].

Таблица 1. Соответствие общекультурных компетенций и личностных качеств студентов технических специальностей

Стоит отметить, что сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции у студентов, придерживаясь существующих учебных планов довольно сложно, потому что учебная деятельность, чаще всего, содержит абстрактные задачи, которые лишь отдаленно напоминают реальные функции специалиста. Одним из ключевых факторов влияния на модель компетентности является ориентирование системы образования на удовлетворение потребностей потенциальных работодателей - главных заказчиков и потребителей образовательных услуг [17].

Чтобы приблизить студента к позиции профессионала необходимо составить такой учебный план, при котором для обучения будут использоваться интерактивные формы и реальные производственные заказы. Наилучшими методами обучения являются такие, при которых слушатели побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и не хотят проигрывать. В большей мере этим требованиям соответствуют интерактивные методы обучения, которые помогают студентам легче вникать, понимать и запоминать материал, т.к. материал изучается посредством активного вовлечения в учебный процесс. Также, интерактивные методы учат работать в команде, уважать права других участников, формировать мнения, осознавать компетентность студента [2].

Использование интерактивных методов в процессе обучения должно включать всех студентов группы, где каждый должен внести индивидуальный вклад. Это необходимо для обмена опытом, знаниями, идеями. При организации интерактивных методов необходимо учитывать принципы взаимодействия, активности обучаемых и обязательной обратной связи [22].

Одним из таких интерактивных методов является проектный подход. Привлекательность проектного подхода заключается в том, что проблемы реального мира вызывают у студента большой интерес и, соответственно, поощряют стремление к более глубоким знаниям в контексте решения конкретной проблемы. Преподаватель становится ведущим и помогает студентам осознать проблемы, ставить цели и решать задачи, контролируя получение новых знаний и развитие социальных навыков [9].

Целью проектного подхода является решение задачи или проблемы, лично значимой для обучающихся, и оформление ее в виде готового к применению результата. Этапы проекта - «5 П»: проблема - планирование (проектирование) - поиск решения - продукт - презентация (защита проекта). В качестве шестого «П» может быть добавлено портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, дневные планы, отчеты и др.). Основой метода проектов является его направленность на результат. Студент должен четко понимать, для чего он это делает и как он сможет применить данный проект в реальной деятельности [15].

Сформулируем основные требования к реализации проектного подхода [20]:

1. Наличие значимого и интересного задания или проекта, для решения которого нужно провести исследовательскую деятельность и дать сравнительную характеристику возможных решений;

2. Видимый результат решения. Например, если нужно создать сайт для кондитерской фабрики, то результатом станет полностью работающий сайт;

3. Студенты должны работать самостоятельно, преподаватель включается в работу только в роли консультанта и организатора обсуждений;

4. На каждом этапе проекта необходимо делать отчет;

5. Исследовательские методы включают следующие этапы:
- определение проблемы и разбиение ее на задачи (декомпозиция);
- выбор наилучшего решения методом дискуссий, голосования, «мозгового штурма» [21];
- выбор способа оформления полученных результатов (презентации, защиты, творческие отчеты и пр.);
- проведение анализа полученных данных;
- подведение итогов.

Внедрение проектного подхода в процесс обучения существенно повысит качество образования, позволит выпускать специалистов, востребованных на рынке высококвалифицированного труда.

Работа поддержана грантом РФФИ 14-06-00339.

Литература:

1. Андреев А.Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования. // Вестник Российской Академии наук, 2010. - Т. 80. - № 2. - С. 99106.
2. Гусятников В.Н. Многомерная модель тестирования для измерения уровня формируемых компетенций\, Безруков А.И., Каюкова И.В.\В сборнике: Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики Материалы 2-й научно- практической internet-конференции. отв. ред. Ю.С. Нагорнов. Ульяновск, 2013. С. 34-40.
3. Гусятников В.Н. Методы оценки уровня формируемых компетенций на основе модернизированной модели Раша. \ Гусятников В.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В.\ Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1704.
4. Гусятников В.Н.Проблемы формирования компетенций в области информационной безопасности. \ Гусятников В.Н., Безруков А.И., Соколова Т.Н. \ Информационная безопасность регионов. 2014. № 2. С. 27-31.
5. Гусятников В.Н. Количественные методы оценки уровня компетенций для систем управления качеством образования. \ Гусятников В.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В. \Современные технологии управления. 2015. № 3 (51). С. 30-35.
6. Гусятников В.Н., Каюкова И.В. Обеспечение качества образования на основе компетентностного подхода.\ Гусятников В.Н., Каюкова И.В.\Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 10 (14). С. 139-144.
7. Гусятников В.Н. Инструменты интеграции систем управления качеством в образовательный процесс/Гусятников В.Н., Безруков А.И., Соколова Т.Н./ Интеграция образования. 2010. № 4. С. 16-19.
8. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, 2012. - С. 1 -2.
9. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, 2012. - С. 10-11.
10. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Образовательная модель IT-специалиста // Вектор науки ТГУ. № 3 (21), 2012. - C. 231-232.
11. Звездова, А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. / А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин [электрон] Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf.
12. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе- тентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 42.
13. Каюкова И.В. Методика оценки и прогнозирования уровня формируемых компетенций/ И.В.Каюкова/Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 4 (43). С. 148-151.
14. Квалификационные требования (профессиональный стандарт) в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php.
15. Краснов Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) / Ю. Э. Краснов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — С. 197— 221.
16. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России № 2, 2010. - C. 124.
17. Насейкина Л.Ф. Реализация компетентностного подхода при формировании профессионально-значимых личностных качеств студентов-программистов // ВЕСТНИК ОГУ №9 (158)/сентябрь, 2013. - C. 34.
18. Насейкина Л.Ф. Реализация компетентностного подхода при формировании профессионально-значимых личностных качеств студентов-программистов // ВЕСТНИК ОГУ №9 (158)/сентябрь, 2013. - C. 38.
19. Папуловская Н.В. Формирование социально-профессиональных компетенций для полипрофессионального взаимодействия у будущих разработчиков программных продуктов // ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, 2012. - C. 13.
20. Полат Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск: РИВШ БГУ, 2003. — С. 39 - 47
21. Семенова, Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: монография. - Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - C. 317.
22. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. - С. 52.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 14.01.2010.

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.06.2017)
Просмотров: 135 | Теги: компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь