Суббота, 03.12.2016, 22:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С.А.Перекопная, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются возможности поликультурной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для формирования общечеловеческих ценностей, подготовки детей к жизни в многонациональном обществе. Автор представляет опыт работы экспериментальной площадки в рамках ресурсного центра как способ становления и развития поликультурного индивидуума.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурность, поликультурное образование, ресурсный центр, программа поликультурного образования, ценностные ориентиры, общечеловеческие ценности, межэтнические отношения.

 

Поликультурность всегда была присуща российскому образованию, ввиду того, что Россия исторически является многонациональным и многоконфессиональным государством. Однако в свете политической и экономической ситуации последних лет поликультурность стала одной из основных характеристик окружающей действительности, подразумевающей развитие мира как многообразия самобытных и уникальных культур. При этом культура понимается как исторически формирующаяся и развивающаяся система духовных образований, которая определяет основные черты поведения субъектов культуры, его отношение к миру. Взаимодействие культур является условием и средством устойчивого развития мирового сообщества, а идея поликультурности - интегрирующим фактором современного образования [11].

Современное понимание поликультурности и межэтнических отношений является одним из необходимых условий реализации профессиональных целей и задач ОАО «РЖД», которое осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Образовательная система ОАО «РЖД» включает в себя 241 дошкольное учреждение и 57 общеобразовательных учреждений [3]. Около 100 тыс. человек разных национальностей являются прямыми или косвенными участниками образовательного процесса (дошкольники и их семьи, работники образовательных учреждений, законные представители ребёнка и заинтересованные лица).

Их жизнедеятельность, так или иначе, связана с профессиональной деятельностью компании. Следовательно, формирование культуры межэтнических отношений является одним из приоритетных направлений в работе.

Программа поликультурного образования ставит целью превращение образовательных учреждений ОАО «РЖД» в «школы диалога культур», создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности [3]. Под «поликультурноетью» в образовании понимается построение процесса обучения и воспитания на принципах культурного плюрализма, равноценности всех этнических групп, недопустимость дискриминации по национальным признакам. Интенсивное развитие современного поликультурного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, обуславливает необходимость становления современной поликультурной образовательной среды как пространственно-временной организации объективного мира [12].

Следует отметить, что толерантность не является врожденной характеристикой личности. Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога. Поэтому основы поликультурности, а впоследствии и толерантности необходимо закладывать, начиная с самого раннего возраста. Именно в детском саду наиболее естественно формировать способность ребенка воспринимать и принимать иную этническую культуру и через нее - другого человека, воспитывать позитивное отношение к культурным различиям в поликультурном обществе, развивать умение продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Следствием поликультурного воспитания с раннего возраста становится способность человека к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.

Расширение общечеловеческих связей при значительной миграции людей в Российскую Федерацию обуславливает проблему подготовки дошкольника к освоению первоначальных представлений социального характера, включению детей в систему социальных отношений, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Основываясь на Программе поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД», на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», города Лиски, Воронежской области создан ресурсный центр. Руководствуясь положениями Программы поликультурного образования, на первый план выходит становление основ мировоззрения дошкольников, их националь- но-культурной, гражданской идентичности и ду- ховно-нравственного развития.

Основной задачей ресурсного центра является формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, а также чувства принадлежности к мировому сообществу путём проведения воспитательных мероприятий духовно-нравственной и национально-культурной направленности.

Для выполнения поставленных Программой задач по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей и реализации ФГОС ДО ведется следующая работа:
- сотрудничество с физкультурно-оздоровительным комплексом «Локомотив», детской юношеской спортивной школой им В. Растороцкого, Ледовым дворцом для реализации образовательной области «Физическое развитие»;
- взаимодействие с музеями города: историко- краеведческим и музеем железнодорожного транспорта, юго-восточной детской железной дорогой способствует реализации программы социально-коммуни- кативного развитая и познавательного развития;
- целенаправленное взаимодействие с Лис- кинской центральной городской библиотекой, детской школой искусств, театром юного зрителя и городским домом культуры является приоритетным в формировании основных знаний и понятий в областях «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуника-тивное развитие».

Следует отметить, что работа ресурсного центра при негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №103 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» базируется на:
- правовых основах психолого-педагогичес- кой, аналитико-диагностической деятельности;
- систематическом мониторинге профессионально-информационных потребностей педагогов;
- педагогических технологиях в образовании для реализации поставленных Программой задач.
Для оптимальной работы по поликультурному образованию дошкольников составлена технологическая карта функционирования ресурсного центра (см. рис. 1).

Развитие у детей российской гражданской идентичности происходит через совокупность системы социальных отношений : чувств любви к своей семье, детскому саду, городу, уважению к собственному труду и труду других людей [8].
Именно такие ценностные ориентиры и общечеловеческие положения, как права человека, уважение человеческого достоинства, свобода, забота и сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, стали основными направлениями в работе ресурсного центра.

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений предполагается через развитие игровой деятельности детей. Именно через игру как форму деятельности происходит постоянное приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств [4].

В рамках ресурсного центра разработаны и успешно реализуются несколько проектов. Рассмотрим их.

Проект «Мы — жители планеты Земля»

Тип проекта: долгосрочный, познавательный, нравственно-патриотический. Разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Цели проекта: знакомство детей со странами и континентами земного шара, воспитание у детей активной жизненной позиции и формирование положительного эмоционального отношения к окружающему миру, воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей и уважения к их культурам и вероисповеданиям.
Основные задачи: знакомство с природой и климатическими условиями стран и континентов; с обычаями, традициями народов стран ближнего и дальнего зарубежья; создание условий для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальным искусством; формирование поло- жительно-эмоционального отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий; развитие психолого-педагогической компетентности родителей по проблеме [6].
Прогноз и предполагаемые результаты проекта:
- создание предметно-развивающей зоны по поликультурному развитию дошкольников;
- сформированность у детей толерантного отношения к другим культурам и традициям;
- воспитание экологически грамотного и любознательного человека с активной жизненной позицией;
- воспитание патриотических чувств к Родине.

Проект «Мы — славяне!»

Разработан для детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский.
Цели проекта: создание условий для закрепления и обогащения знаний об истории и культуре славянских народов (русские, белорусы, украинцы), воспитание уважения и интереса к народным культурным традициям, развитие творческой личности, обладающей чувством уважения к другим народам и их культурам, формирование у дошкольников умений жить в мире и согласии с людьми других национальностей [10].

Основными задачами проекта являются: расширение и обогащение представлений о своей Родине; создание условий для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством, формирование и углубление знаний детей о народном фольклоре славянских народов, расширение представлений о национальной одежде: деталях костюма, материалах, техники изготовления, способах украшения; формирование навыков культуры речевого общения.

Прогноз и предполагаемые результаты проекта: - создание предметно-развивающей зоны по поликультурному развитию детей (предметы быта народов славянских национальностей);
- умение самостоятельно использовать технику изготовления кукол в народных костюмах;
- сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям славянских народов и народно-прикладному искусству;
- усвоение детьми произведений устного народного творчества;
- воспитание толерантности у детей путем развития этических норм поведения и привычек, культуры межличностного общения;
- установление партнёрских взаимоотношений между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.


 
Рис. 1 - Технологическая карта функционирования ресурсного центра в условиях «Детского сада № 103 ОАО «РЖД
 
Проект «Образы русской культуры в музыке»

Тип проекта: музыкально-творческий, социально-личностный .
Целью проекта является создание условий для музыкально-речевого развития детей посредством приобщения к русской культуре и русскому музыкальному наследию.
Задачами проекта являются: знакомство детей с традициями и музыкальным наследием русского народа; организация музыкально-продуктивной деятельности детей; создание предметно- развивающей среды; воспитание уважения к русской культуре через приобщение к народной музыке.
В процессе музыкально-творческой деятельности усваиваются ценности национальной культуры через приобщение детей к народной музыке; развивается общая сенсорная культура, музыкально- эмоциональное восприятие с формированием исполнительской культуры; мотивируется установка на творчество, сочинительство, и развиваются исследовательские способности.
В проекте рассматривается воспитательный потенциал, прослеживающийся в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества и музыке [7].
Запланированные праздники и развлечения представлены как наглядно-образный способ воздействия на мировоззрение детей.
Прогноз и предполагаемые результаты:
- развитие у детей музыкально-эмоционального восприятия;
- формирование мотивации творчества и сочинительства;
- овладение навыками игры на русских народных инструментах;
- развитие певческих и танцевально-игровых способностей;
- повышение компетентности родителей и педагогов по проблеме.

Проект «Русская кукла»

Разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: социально-личностный, творческо- исследовательский.
Цели проекта: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской народной куклы, к сюжетным играм с русской народной куклой, привлечение родителей к процессу сохранения народных традиций: семейное рукоделие и ознакомление их с приёмами изготовления русской народной куклы.
Задачи проекта: обогащение знаний дошкольников об истории возникновения куклы, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы; обучение детей изготовлению кукол своими руками, поддержание познавательного мотива детей к ручным умениям посредством знакомства с историей традиционных русских ремёсел - шитья, вышивания, прядения, ткачества, воспитание у детей желания трудиться вместе с родителями; обучение детей особенностям русских народных игр: пестования маленьких детей, пеленания, пения колыбельных песен, укачивания, пробуждения.
В проекте предусмотрено анкетирование родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша».

Отношение дошкольников к традиционной народной игрушке сохраняет душевное здоровье, уважение к родной культуре и своей земле, к труду; помогает приобщать родителей и детей к культур- но-историческим ценностям русского народа.
Основываясь на российском историческом опыте, взрослые и дошкольники входят в систему открытых проблем, решая их творчески; усваивают ценности национальной культуры; развивают собственную способность принимать позицию другого человека [9].
Прогноз и предполагаемые результаты:
- разработка цикла занятий по теме проекта «Русская кукла»;
- обогащение развивающей среды группы по проблеме;
- создание мини-музея «Кукольная страна»;
- сформированность интереса у детей к народной кукле и к культуре русского народа;
- повышение компетентности родителей и педагогов по проблеме.

Важно отметить необходимость тесной связи семейного воспитания и поликультурного образования. Их взаимодействие в процессе становления личности дошкольника характеризуется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие» и «взаимообогащение» (см. рис. 2).

Объединение усилий педагога и родителя по воспитанию и развитию дошкольника рассматривается как искусство диалога взрослого и конкретного ребёнка. В их основе - знания психологических особенностей возраста, предшествующего опыта дошкольника и проявление со стороны взрослого понимания, терпимости и такта [13].

Психологическая комфортность дошкольного детства обеспечивает психологическую устойчивость при обучении в школе и продолжает развивать планетарное сознание у дошкольников, интерес и уважение к иным культурам, готовит участников мирового культурно-исторического процесса.

Преемственность ресурсного центра на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с НОУ СОШ № 41 ОАО «РЖД» имеет перспективу продолжения реализации поликультурного образования детей в рамках школьной образовательной модели.

Поликультурная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения способствует успешной интеграции личности в национальную и мировую культуру, формируя при этом как собственно этническое, так и общенациональное самосознание индивида. Творческое использование интеграции образовательных областей и инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе формирует многокультурную личность, совершенно иную, более гармоничную форму существования современного человека. Сегодняшний дошкольник в будущем беспрепятственно найдет свое место в общественной системе взаимосвязей на социальном, культурном, экономическом и других уровнях.

 

Рис. 2 - Системный подход в работе с родителями «Детского сада № 103 ОАО «РЖД» по поликультурному образованию дошкольников

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева, А.П. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А.П. Алексеева. — М. : ТК Велби: Проспект, 2005.
2. Бачинин, В.А. Этика: Энциклопедический словарь [Текст] / В.А. Бачинин. — М. : Изд-во Михайлова В.А., 2005.
3. Вострухина, Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения [Текст] / Т.Н. Вострухина // Опыт работы ДОУ г. Москвы. — М. : Школьная Пресса, 2010.
4. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс]. — (http://www.un.org/ru).
5. Захарова, М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети [Текст] / М.А. Захарова. — М. : Школьная Пресса, 2010.
6. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г.В. Лунина. — М. : ГЦЛ, 2005.
7. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. — 2-е изд., перераб. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.
8. Программа поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД».
9. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции [Текст] / Л. Свирская. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
10. Чернявская, B.C. Развитие педагогической толерантности.
11. Соколова, А.А. Поликультурное образование как одно из условий получения качественного современного образования [Текст] / А.А. Соколова // Педагогическое образование. — 2009. — № 1. — С. 83—93.
12. Сергеев С.Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 58-65.
13. Пособие для педагогов и психологов [Текст] / B.C. Чернявская. — М. : АПКиПРО, 2005.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.09.2016)
Просмотров: 167 | Теги: поликультурность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016