Пятница, 09.12.2016, 02:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕН

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Н.В.Финогенова, О.А.Сабуркина
Волгоградская государственная академия физической культуры

В тексте статьи представлены особенности построения занятий по физическому воспитанию в дошкольном возрасте с использованием подвижных игр соревновательной направленности. Представлены условия формирования навыков коллективной деятельности в процессе занятий по физической культуре с включением в их содержание подвижных игр и элементов спортивных игр. Авторы представляют схему построения занятий по физической культуре, особенности подбора игрового материала и методические подходы к включению его в содержание образовательной деятельности дошкольного учреждения.


Введение. Модернизация образования в России выдвигает новые требования к системе физического воспитания начиная с дошкольного возраста. Дошкольное детство
- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания индивидуальности, развития способностей. В связи с этим необходимо совершенствование организации физического воспитания в данный период, разработки и реализации инновационных проектов для эффективного решения оздоровительных, воспитательных и образовательных задач [6].

Одним из перспективных направлений совершенствования процесса физического воспитания в дошкольном образовании является включение в содержание занятий по физической культуре подвижных игр с элементами соревновательной деятельности. Программами обучения и воспитания детей дошкольного возраста предусмотрено обучение в старшем дошкольном возрасте данным играм. Однако их основная цель - удовлетворение потребностей дошкольников в двигательной активности и закрепление техники двигательного навыка, тогда как большую ценность представляет их образовательный аспект. Подвижные игры с элементами спорта располагают богатыми возможностями для воспитания общественно значимых качеств личности. Чтобы добиться успеха в ходе игровой деятельности от играющих детей требуется умение контролировать свое поведение, уважение к сопернику, чувство товарищества, активность и настойчивость [1, 3].

Важным является то, что подвижные игры с элементами спорта носят коллективной характер, а игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения [3]. Но дети дошкольного возраста не всегда умеют играть с кем-либо, в детях они видят не партнеров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общие игрушки, и как следствие - постоянные конфликтные ситуации.

В подвижных играх с элементами спорта существует сложная система правил, на которые дети должны ориентироваться, осуществляя при этом командные взаимодействия. В них проявляется истинная произвольность поведения, которая заключается, прежде всего, в сдерживании желаний и подчинении своего поведения целям коллектива, так как в ходе игры ребенок вынужден понимать, что не он один хочет выполнять то или иное игровое действие, например, забивать мяч в ворота, его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешного завершения игровой ситуации. Кроме этого в подвижных играх с элементами спорта соподчинение и согласование действий участников происходит в соответствии с правилами, которые носят сложный характер, а роли имеют характер игровых функций (защитник, нападающий и др.).

Результаты и их обсуждение. Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для формирования навыков коллективной деятельности. В этот период у детей складывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отчуждение от социума приводит к нарушениям аффективно-эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка [5].

Среди средств, способствующих формированию навыков коллективной деятельности в старшем дошкольном возрасте, ведущее место занимает игровая деятельность. Подвижные игры оказывают разностороннее воздействие на играющих детей, воздействуя одновременно на физическое развитие, укрепление здоровья и формирование личностно значимых качеств дошкольников. В них создаются благоприятные условия для совместных сопереживаний, способствующих становлению общих (коллективных) интересов: дети учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности. Поэтому основу методики формирования навыков коллективной деятельности составляют подвижные игры, которые группируются в зависимости от взаимодействия в них играющих детей: подвижные игры с преобладанием небольшой группы участников и командные игры соревновательного характера.

Все игры включались в содержание занятий по физической культуре, при соблюдении принципов физического воспитания и с учетом сочетания общепедагогических и специфических методов физического воспитания. Наглядный метод обеспечивал, не только показ техники выполнения движений, входящих в игру, но и схемы взаимодействия участников игры. Участвуя в командных играх, дошкольники, получив от воспитателя инструкцию к проведению игры, должны самостоятельно договориться между собой о месте каждого игрока на площадке и распределить игровые роли.

Методы слухового восприятия помогали устанавливать бесконфликтные взаимодействия между детьми во время подготовки и проведения игр. Представление детям подвижных игр происходило с использованием как традиционных методических приемов (рассказ, описание, объяснение и др.), так и инновационных, которые представляют собой различные стороны общения: образное проговаривание, жесты, мимика, пантомимика.

Использование метода строго регламентированного упражнения является эффективным во время обучения детей продуктивному взаимодействию в ходе игры, за счет возможности точного повторения определенных игровых ситуаций и последующего разбора игровых действий.

Обучение простым играм проводилось методом целостно-конструктивного упражнения, когда детям предлагался для запоминания весь алгоритм проведения игры. По мере усложнения игр и введения соревновательных элементов они разучивались по частям. Отдельно осваивались действия нападающих, защитников, капитана команды и др.

Для того чтобы в процессе проведения подвижных игр происходило целенаправленное развитие физических качеств, но, в тоже время, не наблюдалось переутомления детей, использовались игровой и соревновательный методы. Это создавало особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливал воздействие физических упражнений и помогал способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма и умений взаимодействовать в коллективе сверстников в напряженной эмоциональной обстановке.

В ходе исследовательской деятельности структура занятий не менялась, оставалась традиционной, а развивающий эффект оказывало соответствующее сочетание подвижных игр и игровых заданий (таблица 1). В подготовительной части занятий решались задачи организации детей и создание необходимого эмоционального фона и установок на предстоящую работу. Это достигалось во время подготовки к занятию. Переодевание детей и выход в зал сопровождались объяснением, для чего это необходимо делать всем вместе.

Для разучивания и закрепления строевых упражнений, использовались игры- соревнования с индивидуальных характером участия в них детей «Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!». Для повышения интереса детей к предстоящей деятельности и желания более точно выполнять задание включались подвижные игры с сюжетом. В завершении подготовительной части проводились приемы имитации, подражания и образных сравнений, которые облегчают процесс запоминания и повышает эмоциональный фон занятия, тем самым, способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Значительное место в подготовительной части занятия отводилось специальным играм и упражнениям, способствующим формированию осанки и навыка равновесия. Для этого использовались такие игры, как «Лиса и куры», «Ходьба по начерченной линии», «Не теряй равновесия».

В основную часть занятия входили подвижные игры, в которых игровые действия носили более сложный характер (коллективные подвижные игры соревновательного характера), а составляющие основу игры двигательные действия способствовали закреплению техники базовых движений.

Включение в содержание занятий по физической культуре подвижных игр имело цель - формирование навыков коллективной деятельности и установление положительных взаимоотношений в группе. В основу были положены подвижные игры с правилами без сюжета и подвижные игры соревновательного характера. Все они предусматривали, наряду с формированием навыков коллективной деятельности, развитие двигательных качеств. Это создавало определенный запас резервных возможностей организма и являлось необходимым условием адаптации к воздействиям внешней среды [2].

Таблица 1

Схема построения занятия по физической культуре с использованием подвижных игр

 

Учитывая, что тренирующий эффект во время занятий физическими упражнениями у детей 5 - 6 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений 140 - 160 ударов в минуту, игры, включенные в содержание основной части занятия, проводились в данном пульсовом режиме. Ведущей формой взаимодействия педагога и воспитанника во время проведения подвижных игр была их свободная коммуникативная деятельность. Ее основной компонент - постоянная взаимосвязь и взаимопонимание, что обеспечивало корректировку деятельности дошкольников.

В третьей, заключительной, части занятия применялись подвижные игры с использованием ходьбы в спокойном темпе с дыхательными упражнениями («Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», и др.), а также упражнения, выполняемые в медленном темпе или спокойные игры хороводного типа. Их основная цель - приведение организма детей в относительно спокойное состояние, создание эмоциональноблагоприятной атмосферы. Использовались также групповые коммуникативные игры, в которых участники сами определяли цель и правила игры («Группа в обручах», «Интервью», «Плохое настроение», «Да и нет, не говорите»).

При этом изначально включение подвижных игр и соревнований проводилось с целью создания мотивации и получение удовольствия от самого процесса подвижной игры и желания детей участвовать в ней. По мере укрепления интереса дошкольников к игровой деятельности соревновательного характера, целевые установки изменялись на обучение детей совместным игровым действиям и умению ориентироваться на систему требований и правил. На заключительном этапе эксперимента в ходе спортивноигровой деятельности происходило поддержание интереса к играм-соревнованиям, формирование у детей навыков коллективной деятельности и умению устанавливать межличностные отношения в игровой деятельности.

Выводы. Среднегрупповой показатель внешнего проявления коммуникативных способностей у детей экспериментальной группы в течение эксперимента плавно и стабильно изменялся в сторону увеличения. К концу первого этапа исследования у 70 % детей дружеские отношения со сверстниками приобрели устойчивый характер. Если в начале этапа их общение отличалось кратковременностью, а у 25 % детей можно было наблюдать постоянное проявление отрицательных сторон, то к концу проведения исследований их число снизилась до 16 %. Проявления отрицательных взаимоотношений стали кратковременными, что повысило желание участвовать в совместных играх.

В большей степени рост среднегрупповых показателей, характеризующих проявление коммуникативной деятельности, отмечался, когда проводилась целенаправленная работа по обучению детей ориентированию на сложную систему игровых действий внутри подгрупп (сотрудничество, согласованность своих действия с действиями товарищей, обмен информацией с использованием вербальных средств общения).

Экспериментальное апробирование подобранных подвижных игр и игровых заданий в содержании занятий по физической культуре для детей 5-6 лет показало их высокую эффективность. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили констатировать достоверный прирост позитивных изменений у детей экспериментальной группы.

Литература

1. Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: АРКТИ, 2005. -106 с.
2. Максимова, С.Ю. Методика построения игрового физкультурного занятия для детей дошкольного возраста / С.Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после.- 2012. - № 2. - С. 48-52.
3. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогоров. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
4. Степанекова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Э.Я. Степанекова. - М.: Мозайка-Синтез, 2009. - 180 с.
5. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия, 2006. - 368 с.
6. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Дис. ... д-ра пед. наук / С.О. Филиппова. - СПб, 2002. - 518 с.

____________

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, коллективная деятельность, занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные игры.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.10.2015)
Просмотров: 930 | Теги: дети, физическая культура, дошкольного возраста | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016