Четверг, 08.12.2016, 10:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А.Иванова, О.В.Бахтина

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются различные приемы и способы формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности в контексте современных стандартов начального образования. Авторы представляют практические разработки, которые могут помочь учителям в создании ситуаций успеха для детей младшего школьного возраста.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование, мотивация, дети младшего школьного возраста, ситуация успеха, прием.

 

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
А.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения - одна из центральных проблем современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. По определению Д.Б. Эльконина [1, с. 238], мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Среди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.

Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению (предмету), а качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений, а следовательно строения мотивационной сферы, более произвольная ее организация.

Принципиальными путями формирования мотивации являются:
1) «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Недостаток этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений;
2) «снизу вверх» - состоит в том, что младший школьник включается взрослыми в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Недостаток данного пути - учитель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Обучение в начальной школе должно включать в себя оба эти вида воздействия на мотивацию учения.

Формированию познавательных мотивов, как считают А.К. Маркова [2, с. 91], М.В. Матюхина [3, с. 107], способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке, во внеурочной деятельности), вооружение учащихся мыслительными операциями, развитие способностей понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, у него совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний, что особо значимо для полноценного усвоения материала по математике. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора знаний, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.

Учителю необходимо владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата, а именно созданию мотивации к учебной деятельности. Данные приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.

Способствовать формированию мотивации младшего школьника к учебной деятельности возможно разными способами: через содержание учебного материала, через организацию учебной деятельности внутри класса. Рассмотрим содержание некоторых методических приемов, используемых на уроках, и проследим, какую роль играет каждый из них в становлении мотивации младших школьников к учебной деятельности.

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Прием «Привлекательная цель»

Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок. (Например, тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов выходят из строя водопроводные трубы.)

Прием «Отсроченная отгадка»

1. В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
2. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окружающему миру «Рыбы, их многообразие», учитель задает вопрос: «Почему рыбы не тонут?».)
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо.

Прием «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?

Прием «Профессионал»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Мозговой штурм»

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Прием «Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Если учитель будет добиваться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.

Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.

Прием «Открытые проблемы»

1. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. (Пример: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов? Вопросы, расширяющие знания: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?)

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется « п араллелограммом» ?)

Прием «Ромашка вопросов»

Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими. (Пример: Какие фигуры могут лежать в основании призмы? Какие виды призм бывают?

Сколько ребер имеет треугольная призма? Сколько граней у четырехугольной призмы? Можно ли куб назвать призмой? Почему? Где встречается слово «призма»?)

Прием «Синквейн»

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания син- квейна:
- 1 строка - тема (одно существительное);
- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка - описание действия предмета (три глагола);
- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
(Пример: Повесть Интересная, увлекательная Читать, узнавать, воображать Я восхищаюсь мудрой повестью Это зеркало жизни!) Прием «Кроссенс»

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая иллюстрация имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Использование кроссенса возможно на различных этапах урока (на этапе проверки домашнего задания, на этапе формулировки и постановки цели урока, на этапе закрепления и обобщения материала. Разгадывание кроссенса отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию к учебной деятельности, развивает способность самовыражения (рис. 1).

Кроссенс 

Рис. 1 - Кроссенс на тему «КРОССЕНС»

Для формирования мотивации к учебной деятельности у младшего школьника большое значение имеет содержание домашнего задания и приемы его преподнесения. Можно предложить «открытые домашние задания» (по А.В. Хуторскому), связывающие изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. (Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую литературу, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта). Для преподнесения домашнего задания возможно использование следующих приемов.

Прием «Необычная обычность»

Включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме.

Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: ...делать, французс...ий, р...стение, ука...ка, немец...ий, выр...щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).

Учащимся предлагаются цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связываются с полученным словом (19, 12, 1, 9, 12, 1 - сказка).

Ключевое слово может быть представлено и по- другому: «Возьмите приставку из слова "предлагать", корень - из слова "сложить", суффикс из слова "умножение", окончание из слова "вишня"». (Получится слово «предложения».) С полученным словом связать домашнее задание. (Например, выписать из художественного произведения предложения на определенное пунктуационное правило.)

Учащимся предлагается математическое выражение (15+6) - 12. Результатом суммы является номер страницы, на которой находится домашнее задание, а значением всего выражения - номер задания.

Можно оформить домашнее задание в треугольниках-конвертах. Назначенный дежурный учащийся, вроде почтальона, раздает ученикам письма- задания.

Прием «Задание массивом»

Учитель может задавать домашнее задание массивом (например, учитель задает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного объема задания).

Прием «Особое задание»

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Получение этого задания необходимо заслужить. Выполнение этого задания может длиться неделю-две в зависимости от сложности. Отметка за выполнение задания не ставится ниже «4». Отметка «4» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. Освобождаются ли эти учащиеся от обычных домашних заданий, решает учитель в зависимости от конкретных условий.

Прием «Идеальное задание»

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через ее организацию

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).
2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ).
3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).
4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).
5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).
7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» ).

Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний.

Разноуровневым может быть и домашнее задание. Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:
- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;
- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу. На усмотрение учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида;
- творческий. Задание на дом данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, кроссенс, плакаты - опорные сигналы и др.).

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разноуровнего контроля - создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания (выбор содержания домашнего задания), методов (с помощью учителя или самостоятельно) и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем учащимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно браться за работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в педагогической деятельности могут быть следующими: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5— 7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

К становлению мотивации учения приводят и наблюдения за чужой деятельностью, привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.

Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

В заключение хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1989. - 315 с.
2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя [Текст] / А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов, - М. : Просвещение, 1990. - 191 с.
3. Матюхина, М.В. Мотивация учения у младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
4. Кроссенс как инновационный прием обучения [Электронный ресурс]. - (http://www.infourok.ru/).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (31.08.2016)
Просмотров: 688 | Теги: мотивация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016