Воскресенье, 04.12.2016, 11:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом

Е.Н.Ондар

Формирование морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом

Во все века люди высоко ценили такие качества человека как нравственность, мораль, воля, характер. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Основная цель политики государства в области физической культуры - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых моральных качеств личности подростка, в которых имеет немаловажную роль воля и его нравственное воспитание.

Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль во всестороннем развитии личности ученика, особое значение принадлежит учреждениям дополнительного образования, в т. ч. детско- юношеским спортивным школам. В них функционируют различные секции, где формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов.

Наряду с этим занятия в спортивных секциях позволяют школьникам развивать у себя быстроту, ловкость, силу, упорство.

Цель нашего исследования - определить организационно- педагогические формы и способы формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения поставленной цели в исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:
1. Изучить теоретические аспекты морально-волевых качеств подростков;
2. Определить организационно-педагогические формы и способы формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом;
3. Разработать комплекс организационно-педагогических форм и способов формирования морально-волевых качеств личности подростков на занятиях физической культурой и спортом.

Выпускная квалификационная работа была ориентирована на определение организационно-педагогических форм и способов формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования изучены теоретические аспекты морально-волевых качеств подростков. Было дано определение морально-волевым качествам подростка, его физиологическим особенностям, а также рассмотрены формы и способы формирования морально-волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом.

Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию морально-волевых качеств подростков. Исследование проводилось при помощи таких методик, как методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков; методика «Социальная смелость» и методика «Самооценка силы воли». Был проведен констатирующий эксперимент в начале учебного года по выявлению волевых качеств подростков. Эксперимент показал невысокие показатели волевых качеств подростков.

В третьей главе был проведен обучающий эксперимент с применением комплекса физических упражнений и воспитательная работа с подростками по формированию морально-волевых качеств. Занятия проводились систематически 4 раза в месяц по 3-4 часов в день. В конце учебного года провели контрольный эксперимент по исследованию волевых качеств. Экспериментальное исследование показателей волевых качеств показал прирост уровня волевых качеств у группы подростков после систематических занятий физическими упражнениями и воспитательной работы.

Полученные результаты подтверждают гипотезы по формированию морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом. Проведение экспериментального исследования волевых качеств подростков на занятиях физической культурой и спортом показывает, что одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование воспитательных средств наряду со средствами физического воспитания.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Экспериментальные исследования доказывают, что воспитательная работа усиливает эффект занятий физической культурой и спортом, которые оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.04.2016)
Просмотров: 207 | Теги: морально-волевые качества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016