Пятница, 09.12.2016, 10:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Н.В.Власова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКОГО ЦИКЛА

АННОТАЦИЯ. В статье изложено основное содержание учебно-исследовательской работы студентов по оценке, анализу и интерпретации детского изобразительного творчества как важнейшей характеристики сформированности методической компетентности будущих учителей изобразительного искусства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Методическая подготовка учителя изобразительного искусства, результат образования, компетентность, учебно-исследовательский педагогический проект.

 

Методическая подготовка является важнейшим этапом профессионального образования будущего художника-педагога. В свою очередь, методическая компетентность - это основополагающее условие успешности учителя изобразительного искусства в профессии. Следует признать наличие такой проблемы как нацеленность студентов художественно-графических факультетов и отделений изобразительного искусства педагогических вузов на заинтересованное изучение только дисциплин художественно-творческого цикла. Студенты младших курсов предпочитают видеть себя исключительно в профессии художника, дизайнера, декоратора, но только не учителя изобразительного искусства в школе.

«Между тем, многие статьи и научные исследования в области методики преподавания спецпредметов на художественно-графических факультетах содержат указания на необходимость совершенствования методов подготовки учителя, но при этом основной упор делается на формирование у студентов профессиональной грамотности, т.е. основ художественного мастерства (что само по себе очень важно) и значительно меньше внимания уделяется формированию профессионально-педагогических умений и навыков. Этот подход необходим в силу того, что длительное время в проблеме целостности художественно-педагогического образования четко обозначалась тенденция господства ее художественной стороны над педагогической» [1, с. 4].

Следует отметить, что учебный план по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» на факультете художественного образова.ния ВГПУ включает в себя достаточно обширный и разнообразный по содержанию методический модуль. Он представлен такими дисциплинами, как «Методика обучения изобразительному искусству», «История художественного образования», «Педагогический рисунок», «Анализ и интерпретация продуктов детского творчества», «Художественное оформление в школе» и др. На наш взгляд, в ситуации низкого уровня «исходного» интереса к указанному выше спектру дисциплин организация учебной работы должна быть направлена на решение конкретных задач:

- «полезность» выполняемой работы, опора на личный «ученический» опыт, свои «детские» наблюдения, возможность опубликовать наиболее интересные результаты студенческого исследования в области художественной педагогики;

- активное применение результатов работы студента в процессе его профессионального обучения. Например, студент может выполнять самостоятельные задания в ходе освоения методики преподавания изобразительного искусства, а также по блоку смежных дисциплин с учетом того, что они войдут в его курсовую или выпускную квалификационную работы;

- участие студентов в творческой и научно- исследовательской деятельности, в методической работе, проводимой кафедрой (например, совместная работа студентов и преподавателей по наиболее актуальным вопросам преподавания изобразительного искусства);

- использование мотивирующих факторов контроля знаний над результатами освоения методики (накопительные оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, метод творческих проектов);

- индивидуализация заданий, выполняемых на занятиях и вне аудитории, постоянное обновление тематики заданий и круга вопросов. Студентам можно предложить самостоятельную работу на выбор: определенные виды работы выполняются обязательно, а дополнительные задания или задания повышенной сложности позволяют студенту на будущем экзамене получить бонус.

На начальном этапе изучения основной дисциплины «Методика обучения изобразительному искусству» студентам предлагаются материалы серьезного лонгитюдного исследования Е.И. Коротеевой [1; 2]. Автор исследования выделяет пять основных типов художественной активности (ХА) школьников: гиперактивный тип ХА, тип повышенной ХА, нормативный тип ХА, тип маловыраженной ХА, скрытый тип ХА. Данные материалы в доступной описательной форме предъявляют все многообразие детских характеров «творческого поведения» и манеры изобразительной деятельности на уроке в общеобразовательной школе (см. таблицу 1). В результате изучения и анализа предложенных характеристик-описаний типов художественной активности младших школьников студенту необходимо подготовить ряд заданий, а именно:

1) разработать комплект коррекционно-развивающих упражнений, учебных заданий по изобразительному искусству для конкретного типа художественной активности младшего школьника (с обоснованием авторского выбора);

2) разработать методические рекомендации для родителей младшего школьника по организации домашнего рисования с учетом типа художественной активности ребенка (с обоснованием авторского выбора);

3) собрать коллекцию детского рисунка, иллюстрирующую уровень изобразительной деятельности младшего школьника заданного типа художественной активности (с обоснованием выбора).

Как показывает опыт, знакомство с этим материалом вызывает живой и неформальный интерес у студенческой аудитории. На первом этапе работы студенты испытывают радость узнавания себя в начальной школе, а порой подмечают сходство «творческого поведения» в мастерской живописи сегодняшних студентов.

Только на следующем этапе приходит осознанное желание разобраться в причинах «творческого поведения» и закономерностях изобразительной деятельности ребенка. Происходит осознание важности выбранной профессии учителя изобразительного искусства и особой роли художественно- эстетических дисциплин в школьном образовании.

Таблица 1 - Характеристика отдельных типов художественной активности младших школьников (по материалам исследований Е.И. Коротеевой [2])

 
Также высокую эффективность в формировании методической компетентности показала такая форма организации образовательного процесса, как учебно-исследовательский проект. В качестве самостоятельной работы студентам были предложены проектные задания следующей тематики:
- рисуночные тесты при определении худо- жественно-творческой одаренности ребенка;
- сравнительный анализ рисунков детей разного типа восприятия окружающего мира: «аудиа- лы», «коммуникаторы», «визуализаторы»;
- рисование с натуры в дошкольном и младшем школьном возрасте: «за» и «против»;
- рисование человека детьми младшего школьного возраста, подросткового возраста;
- кризис изобразительной деятельности подростков, его причины;
- коллективное рисование детей младшего школьного возраста: «за» и «против»;
- сравнительный анализ содержания рисунков детей с точки зрения влияния СМИ, рекламы, массовой культуры на детское творчество;
- влияние книжной иллюстрации на выразительность детского рисунка;
- анализ содержания рисунков детей, переживших войну, природные катаклизмы;
- сравнительный анализ содержания рисунков детей, воспитывающихся в семье, и детей- воспитанников школ-интернатов (младший школьный возраст);
- сравнительный анализ рисунков мальчиков и девочек подросткового возраста: манера рисования, сюжет, содержание рисунка.

Основная часть проекта носит исследовательский и часто теоретический анализ материала, которым располагает современная художественная педагогика. Но не менее важную роль выполняет задание по комплектации виртуальной коллекции детского рисунка, которая должна убедительно подчеркнуть результаты сравнительного анализа художественного творчества детей различных категорий одаренности (каждое задание предполагает обоснованную систему аргументов в пользу авторского выбора).

На наш взгляд, учебные и учебно-исследовательские задания по методическим дисциплинам обязательно должны включать в свою структуру такой вид деятельности как анализ, оценка и интерпретация различных видов детского художественного творчества. Данный вид работы в профессии учителя изобразительного искусства занимает важное место. Именно умение «читать» и понимать детский рисунок позволяет педагогу не пропустить талант одаренного ученика, быть чутким к закономерным проявлениям кризиса изобразительной деятельности младшего школьника и подростка.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шабанов, Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе [Текст] / Н.К. Шабанов. - Курск : Изд-во КГПУ, 1994. - 166 с.
2. Коротеева, Е.И. Определение типов художественной активности младших школьников и отражение ее на становлении индивидуального стиля художественной деятельности // Педагогика искусства: сетевой журнал. — 2011. — № 1. — (http;//www.art-education, ru/ AE-magazinn).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.09.2016)
Просмотров: 64 | Теги: изобразительное искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016