Суббота, 23.03.2019, 09:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Крайнюк О. П.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Исследованы образовательные возможности процесса физического воспитания средствами спортивных игр в формировании морально-волевых качеств студентов политехнических колледжей. Разработаны методы формирования морально-волевых качеств студентов колледжей в процессе физического воспитания. Обоснованы теоретически и экспериментально подтверждены на основе критериального аппарата и показателей уровней сформированности морально-волевых качеств студентов, разработана факторно-критериальная модель таких качеств.

Ключевые слова: физические, влияние, воспитание, спортивные, игры, морально-волевые, качества, смелость, решительность.

 

Постановка проблемы. Одной из основных проблем системы профессионального образования является поиск путей подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем конкурентноспособности. Одновременно современное производство требует от специалистов не только профессиональных знаний и умений, но и высокой работоспособности, физического здоровья, которые способствуют повышению продуктивности труда, а также проявлению таких личностных качеств, как дисциплинированность, чувство долга, ответственность, выдержка, смелость, решительность, настойчивость, т. е. морально-волевых качеств.

Формирование личностных качеств студентов предусматривает поиск и построение системы средств физического воспитания, которые обеспечивают их развитие и усовершенствование.

Анализ публикаций. Как свидетельствует анализ исследований проблем физического воспитания (В.Илинич. Т. Круцевич, О. Худолий, Б. Шиян и др.) [1, 2, 3, 4], основным средством является физические упражнения в игровой форме, которые имеют разнообразное и глубокое влияние на организм, стимулируют ряд физических, психологических, биохимических и воспитательных процессов.

Целью данной статьи было выявление влияния физических упражнений, используемых в спортивных играх на совершенствование морально-волевых качеств. Для этого нужно было решить ряд задач по исследованию психофункциональных показателей студентов во время подготовки по спортивным играм в процессе физического воспитания. Исследования проводились со студентами 1-2 курсов политехнического колледжа в количестве 250 человек в процессе физического воспитания.
Теоретические исследования и практический опыт позволили выделить структурные компоненты комплекса морально-волевых качеств, необходимых для освоения политехнических профессий. Такими компонентами являются: мотивационно-аксиологический, эмоционально-регулятивный, интеллектуально- когнитивный деятелъностно-поведенческий. (см. Рис. ).

Рис. Структура морально-волевых качеств студентов в процессе физического воспитания

В свою очередь выявление компонентов позволяет определить критерии формирования морально-волевых качеств студентов и показателей их сформированности в процессе физического воспитания.

На занятиях физического воспитания элементы спортивных игр использовались для формирования морально-волевых качеств студентов.

Также формирование морально-волевых качеств связано с коллективным характером спортивных игр. Влияние коллектива - существенный фактор формирования личностных качеств студентов. Чувство коллективизма, дружеской помощи, сплочённости студентов во время игр формируют чувство патриотизма, гордости за свой коллектив, ответственность, уважения друг к другу среди студентов. В процессе усвоения правил игры формируются умения критически оценивать и анализировать свои поступки, вырабатываются навыки быстро принимать решения, инициативность, привычка преодолевать трудности, бороться до конца, выдержку, умение подчинять свои интересы коллективу, умение «держать удар» на пути достижения цели.

Во время игры студенты прибывают в эмоционально-волевом состоянии, что позитивно влияет на моральную сферу личности. Проявление морально-волевых качеств у студентов зависит от многих факторов: эмоционального состояния студента на занятии, сформированности качеств, уверенности в себе, чувства ответственности, личностных усилий, способности к концентрации.

Особенное внимание уделялось формированию качеств, тесно связанных с участием в соревнованиях по спортивным играм: выдержки, смелости, воли к победе, решительности. Умение активно действовать в коллективных тактических комбинациях учит студентов быть уверенным в себе. Победа в игре укрепляет веру в свои силы и возможности.

Для формирования морально-волевых качеств средствами спортивных игр студентам было предложено выполнять специальные игровые приёмы и правила (форы, разыгрывание концовки партии, упражнения по физической и тактической
подготовке, специальная разминка, сложные метеоусловия, ограничение времени, усложнённые комбинации).

Другим способом формирования морально-волевых качеств студентов при помощи спортивных игр была разработанная классификация-рейтинг требований, которая предусматривала выполнение нормативов по подготовке (физической, технической, тактической) с обязательным выполнением. Такая классификация- рейтинг предусматривает достижение промежуточных целей во время занятий спортивными играми и была названа методом промежуточных целей (МПЦ). Применение метода МПЦ в соединении с соревновательным методом оправдывает себя в спортивных играх. Задания ставились для каждого упражнения, что заставляло студентов достигать промежуточные цели и формировало целеустремлённость.

На констатирующем и формирующем этапах эксперимента производились исследования показателей морально-волевых качеств студентов. Такими показателями были выбраны; 1) когнитивно-мотивационный критерий (сформированность интересов, мотивации, моральности, потребности к занятиям, теоретических знаний, морально-ценностной ориентации); 2) психофизиологический (скорость и сила психических процессов, сбалансированность и подвижность нервных процессов, способность к волевому усилию); 3) аффективный (волевая организация, саморегуляция и сила воли); 4) деятеялъностный (генерализованность, стабильность проявления и согласованность морально-волевых качеств).

Достоверность полученных результатов у студентов экспериментальной группы подтверждена методами математической статистики. Экспериментально доказано увеличение количества студентов экспериментальной группы на высоком (на 34,36 %) и достаточном (на 23,03 %) уровней по когнитивно- мотивационному критерию; (9,25 % i 1,3 %) соответственно по психофизиологическому; (11,73 % i 14,4 %) по аффективному; (13,06 % i 13,03 %) по деятельностному. Существенно увеличилась средняя величина количества студентов экспериментальной группы на достаточном (11,63 %) и высоком (17,1 %) уровнях развития системы морально-волевых качеств, необходимых для политехнических профессий.

Выводы. Установлено, что проблема формирования морально-волевых качеств студентов политехнических колледжей является актуальной и своевременной; средства спортивных игр в процессе физического воспитания успешно решают задачи формирования личностных качеств студентов. Спортивные игры как один из основных направлений физического воспитания, является важным фактором развития личности и решает проблему формирования морально-волевых качеств студентов в процессе профессиональной подготовки.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективными для дальнейшего научного поиска являются вопросы подготовки преподавателей к формированию морально-волевых качеств студентов в процессе физического воспитания.

Литература

1. Ильинич В. И. Физическая культура студентов : учебник / В. И. Ильинич. — М. : ФиС, 2003. — 381 с.
2. Круцевич Т. Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодёжи / Т. Ю. Круцевич // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 2000. — № 2. — С. 35 - 39.
3. Худолш О. М. Загальш основи теорп i методики ф1зичного виховання : поабник. — Харюв : "ОВС", 2008. — 406 с.
4. Шиян Б. М. Теор1я i методика ф1зичного виховання школяр1в : шдруч. для студ. : в 2 т. — Терношль : Навчальна книга „Богдан", 2002. — Т. 1. — 271 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (04.03.2019)
Просмотров: 14 | Теги: Игры, морально-волевые, спортивные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь