Вторник, 23.10.2018, 11:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Формирование культуры здоровья у подрастающего поколения

А.В.Медведев, С.С.Клименко, Р.О.Баландюк, С.А.Ермоленко, А.В.Полов 

Формирование культуры здоровья у подрастающего поколения

Аннотация: Формирование здоровья является актуальной проблемой современного общества. Показать эту проблему в России будет правильнее, если привести статические данные, отражающие здоровье населения, которые из года в год становятся еще меньше. Здоровье - является одним из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности. Здоровье человека также является одним из основных показателей успешного социального и экономического развития общества

Ключевые слова: спортсмен, адаптация, физическая культура, спорт, поколение, игрок, игра, проблема, мастерство, квалификация.

 

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека, пишет Чумаков Б.Н. - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Пару лет назад в России, задача формирования культуры здоровья решалась спонтанно, поэтому воспитание осознанного отношения к своему здоровью шло очень медленно, а эффект от разных оздоровительных программ был совсем небольшим по сравнению с ожидаемыми показателями. Ученые выделяют как объективные, так и субъективные факторы, показывающую данную ситуацию. К числу объективных факторов относят: слабую материальную и экономическую базу развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие у большинства населения традиций и культуры укрепления и сохранения здоровья. К группе субъективных факторов причисляют: социально- личностные качества: пассивность, неумение организовывать активный досуг, недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотивации и потребностей в двигательной активности. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию подчеркивается, что стратегическими целями государственной политики в данной сфере являются: развитие массовой физической культуры и массового спорта; создание условий для увеличения числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; обеспечение возможностей для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения; а также развитие спортивной инфраструктуры, что, в свою очередь, должно обеспечить положительный эффект в спорте высших достижений и в подготовке спортивного резерва.

Да, спорт заслуженно занял одно из лидирующих мест в воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому общество должно быть далеко не безразлично, какова личность спортсмена, насколько гармонично его развитие как человека, как члена общества. Не безразлично прежде всего потому, что спортсмен должен быть для молодежи не кумиром, не просто эталоном развития физических качеств, но идеалом человека и гражданина, примером в отношении возможностей личности овладеть всем богатством культурного наследия человечества, в том числе и богатствами физической культуры. Оценка спорта всего лишь выражается как средство развития физических качеств человека в буржуазном мире нередко приводила к диспропорции физического и духовного начал, открывался тем самым путь антигуманным, реакционным идеям. Односторонняя его трактовка как области проявления главным образом телесных, биологических задатков человека способствовала столь же односторонне негативным характеристикам спорта как сферы «агрессивных инстинктов человека», вследствие чего порой делались выводы об отчужденности человека в спорте и антигуманном содержании последнего. Здесь уместно напомнить, знаменитую крылатую фразу известную во всем мире трактуемую принцип «в здоровом теле — здоровый дух».

В то же время развиваемый с гуманистических позиций спорт способствует нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению и развитию межличностного общения не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связейными словами, главное — это кто и как идет к рекордам или просто занимается спортом, главное — это нравственная гражданская позиция человека в спорте. Без этого спорт теряет свой высокий человеческий смысл, теряет свою привлекательность, свое значение . Правда, не всегда пути, по которым спорт оказывает влияние на жизнь общества в целом и на становление отдельных личностей, обнаруживаются с первого взгляда. Они нередко завуалированы. Так, порой как несовместимые трактуются занятия спортом и гармоничное развитие человека. Несовместимость видится в ряде фактов. Во-первых, в том, что занятия спортом — всегда деятельность специализированная, требующая некоторых односторонне предпочтительных задатков и столь же односторонне развитых способностей. Во-вторых, вследствие оказываемых на спортсменов особых психофизиологических воздействий и соответствующей перестройки их организма. Действительно, если под гармоничным развитием понимать единство, согласованность и соразмерность в человеке его основных телесных характеристик, то основной путь достижения гармонии видится в общей физической подготовке, а отнюдь не в спортивной деятельности. Скажем прямо, в известной мере так оно и есть. И тем не менее дело не столь просто, как выглядит на первый взгляд. Содержательный подход требует учета по меньшей мере двух моментов. Во-первых, многофункциональные особенности человека, его физическая конституция определяется наследственностью, что во многом ограничивает возможность достижения телесной гармонии за счет занятий физическими упражнениями. Это подтверждают данные генетики. Во-вторых, само понимание гармоничности развития вовсе не исключает известных колебаний в соразмерности и согласованности телесной организации, телесного развития.

Но еще более важно другое: человек — это не только и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся в свою очередь о совершенстве своего тела. Поэтому занятия спортом, независимо от вида спортивной деятельности, служат делу воспитания гармоничного человека. В понятие гармоничного развития человека помимо телесных параметров, которые, как уже говорилось, во многом определяются наследственными факторами и трудно корригируются в процессе воспитания, следует включать единство, согласованность и соразмерность как раз «нетелесных», присущих только человеку качеств (нравственность, воля, интеллект, эстетичность). И все это в аспекте единства духа и тела.

При таком понимании гармоничности развития (а именно к нему приводит нас марксистский подход) ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность ее в рамках общей культуры. Такая направленность должна быть предельно гуманной, то есть каждый должен понимать долг и ответственность перед членами общества и обществом в целом и осознанно действовать согласно этому пониманию. Только тогда поступки и будут соответствовать идеалам общества, которое ставит своей целью осуществление блага для всех, исходя из четко сформулированного К. Марксом принципа: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». При такой принципиальной установке под гармоничным развитием человека и следует понимать единство, соответствие и согласованность в нем начал духовных и телесных. То есть речь идет о формировании у спортсменов (точнее в сфере спорта) физической культуры как достояния личности. Говоря о значении физической культуры для гармоничного развития человека, следует иметь в виду не столько ее специфическое значение (культура физическая, телесная), сколько роль таковой в формировании личности в аспекте общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась в целостном облике человека. Чтобы телесность не мешала, а наоборот, содействовала их становлению и развитию. В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству.

Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы — таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом. Недаром именно в спорте ЮНЕСКО в 1964 году учредила приз «Фэйр плэй» («Честной игры»).В интеллектуальном отношении спорт, спортивная деятельность представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием соответственно складывающимся чисто спортивным, и следовательно, социальным, общественным ситуациям.

Все это способствует выработке у человека таких важнейших отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют интернациональный характер и многоконтактность общения в сфере спорта.

Таким образом, анализ основных направлений деятельности отрасли «физической культуры» в современных условиях показывает, что здоровый образ жизни, здоровье отдельно взятого человека является приоритетной задачей подрастающего поколения.

Литература:

1. Чумаков, Б.Н. Валеология : учебное пособие [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 407 с.
2. Лисицын, Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни [Текст] // Сб. научных трудов. - М., 1991. - С. 3-27
3. Изотова И.И. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / И.И. Изотова, А.А. Малеванный, Л.В. Семенов, Е.Г. Чмаркова, А.В. Черкашин, А.В. Куклин. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. - 190 с.
4. Ильинич М.В. Физическая культура студента. Учебник/Под ред. В.И. Ильинича, М.: Гардарики, 2004. - 448 с.
5. Лукьянов С.И. Роль физической культуры в жизни студентов // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 11. - С. 92-93.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.12.2017)
Просмотров: 307 | Теги: Здоровье, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь