Понедельник, 27.05.2019, 04:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Гудкова М.В., канд. психол. наук

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В данной статье обосновыявается необходимость формирования критического социального мыинления у студентов юридических факультетов. Показано действие эффекта контраста на работу процессов, операций, форм мышления субъекта.

Ключевые слова: критическое социальное мыыинление, эффекты критического мышления, мыслительные процесы.

 

Интенсивные социальные преобразования, которые происходят в нашей стране и в мире, бурный научно-технический прогресс предъявляют все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и самообразованию, вообще к его психическому развитию. В этих условиях становится особенно актуальным формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учении, в общественной работе — во всех делах и поступках.

В Российской Федерации произошло становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Произошла переориентация оценки результата образования с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция, компетентность». Социуму нужны выпускники, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Система высшего образования призвана помочь студентам «обрести себя», выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способностями решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научить управлять им.

Если в традиционной парадигме вопрос о развитии личности чаще всего решается на уровне интеллектуального роста, то личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на становлении личностно-смысловой сферы студентов, характерным признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг — иначе говоря, умение рефлексировать — критически мыслить.

В данной статье мы хотим показать необходимость формирования критического социального мышления у студентов юридической направленности. Юридические профессии относятся к гуманитарной области научного знания. В связи с этим студентам приходится осваивать большой объем содержательно-описательной информации, которая заключена в правовых документах разного вида и уровня. Описательная информация отягчена своей объемностью и малой логичностью, что затрудняет формирование опорных образов для воспроизведения подобной информации в полном ее содержании (в отличие от математической информации, которая фиксирована в формулах, и получение полных данных достигается правильным применением математических расчетов). Поэтому юристу необходимо критически оценивать социальные явления, правильно взвешивать неоднозначные ситуации, находить оптимальные пути решения проблем, как в интересах своих клиентов, так и в интересах закона. Проблемы, которые носят правовой характер, создаются людьми, которые имеют свой психический мир. Юристу любой профессиональной направленности, чтобы не стать заложником интриг, необходимо учитывать менталитет, нравственные аспекты, интеллектуальный уровень, способности своих клиентов. Общаясь друг с другом, человек всегда ищет свою выгоду и пользу, скрывая реальные обстоятельства, поэтому необходимо учитывать и манипуляционные действия других личностей.

Студентам недостаточно просто решать законодательные задачи или задачи на «смекалку», их нужно погружать уже в решение сложных социальных задач, которые особым образом формируют другой тип мышления — критическое социальное мышление. Необходимо стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, не навязывать студенту единственный путь решения проблемы, а учить их активному, альтернативному, более рациональному выбору приемов и способов решения социальной задачи, то есть формировать критическое социальное мышление.

Теоретический и экспериментальный материал, наработанный в психологии мышления, позволяет констатировать, что сущность мышления — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс в поисках и открытиях существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза . Мышление (англ. thinking — размышление, обдумывание) — один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредствованном познании действительности. Оно характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление и др.), но прежде всего абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. В мышлении с помощью мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение и др.), умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др.

Термин «критическое социальное мышление» был введен автором данной статьи и определяется следующим образом: «Критическое социальное мышление субъекта — это подвид социального мышления, характеризующийся рефлексивностью и направленностью субъекта на осознание социальных проблем и противоречий, ориентированный на распознавание эффектов критического мышления за счет актуализации высоких уровней функционирования процессуальных характеристик мышления». Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих, поэтому психология мышления пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов присутствие других людей. При взаимодействии с другими людьми, особенно во время рассуждений, дискуссий, у нас формируются отношения к конкретному объекту, предмету коммуникации, конкретизируются взгляды и точки зрения. При коммуникационном взаимодействии формируются умозаключения участников общения. Зачастую эти формы умозаключений корректируются воздействиями наших коммуникаторов, которые работой своих аналитико-синтетических операционных действий инициируют ложность нашего мышления в виде разнообразных эффектов. Мы думаем, что это наше решение на данную поставленную задачу, однако только со временем понимаем, что это было желание другого человека. Почему так получается, что происходит в работе наших мыслительных процессов — анализа и синтеза, что способствует формированию ложных (порой кажущихся логическими) умозаключений, как работают эффекты критического мышления.

Эффекты критического мышления представляют собой целенаправленное и сознательно организуемое психологическое воздействие субъекта на другого субъекта. Такого рода воздействие способно влиять на мотивы, поведение и деятельность личности, на ее оценки, мнения и отношения (Д. Халперн). Понятие «эффект», в рамках исследования критического мышления, используется и как средство (прием) воздействия на мыслительные процессы субъекта, и как результат (следствие) такого воздействия. В западной психологии мы находим многообразие эффектов критического мышления: эффект контраста, эффект взаимного обмена, эффект авторитета, эффект контекста, эффект предварительных знаний, эффект ассоциаций и др. Эти эффекты существуют только на уровне описательных характеристик. Они описываются и изучаются профессором психологии Калифорнийского государственного университета (San Bernardino) Д. Халперн  и профессором психологии Аризонс- кого университета в Темпле Р. Чалдини . Мы в своем исследовании с помощью метода микросемантического анализа протоколов испытуемых, метода контраст-подсказок изучили механизмы воздействия эффектов критического мышления на протекание мыслительных процессов, математически установили корреляционную зависимость качества функционирования процесса анализа через синтез и подверженность субъекта влиянию эффектов. Также нами разработаны структурно-динамические функциональные модели эффектов модели.

Одним из основных, по нашему мнению, является эффект контраста. Громадное преимущество этого эффекта заключается в том, что он эффективно работает, и в том, что его использование практически не поддается обнаружению. Именно этот эффект критического мышления может использоваться в юридической практике.

Эффект контраста используется практически во всех отношениях человеческой деятельности. В Большом толковом психологическом словаре слово «контраст» (фр.) — обозначает резко выраженную противоположность. В психологии понятие контраста (контрастности) используется при рассмотрении темы восприятия. Мы же, вслед за западными психологами рассматриваем этот термин в психологии критического мышления, так как разрешение жизненных ситуаций, решение социальных и нравственных проблем предполагает нахождение оптимального решения при заданной противоположности. С чем зачастую сталкиваются адвокаты, судьи, следователи.

Рассмотрим, как работает эффект контраста в следующем простом случае. В книге F.B. Gilbreth «Cheaper by the Dozen» («На дюжину дешевле»), написанной на основе реальных фактов, рассказывалось о семье, состоявшей из родителей, психологов по профессии, и 12 детей (отсюда название) . Отец хорошо знал о силе эффекта контраста. Купив новый дом, он повез семью его осматривать. Он колесил на автомобиле по городу, останавливаясь у заброшенных домов, расположенных в пользовавшихся дурной репутацией районах, делая вид, что забыл дорогу. Каждый раз, когда они останавливались возле таких домов, отец сопровождал это особыми комментариями, что у жены и детей вызывало ответную реакцию. Наконец, он подъехал к купленному им дому, который выглядел дворцом в сравнении с ветхими лачугами, возле которых он останавливался до этого. Семья пришла в восторг при виде нового жилища, которое оказалось теперь еще более шикарным, чем было на самом деле.

По нашему мнению, работа эффекта контраста обеспечивается функционированием следующей последовательности и взаимодействием процессов, операций, форм, значений мышления субъекта.

В эффекте контраста ситуация формируется другим субъектом (в нашем примере отцом), через определенную специально заданную последовательность эмпирических данных (демонстрация заброшенных домов), которые формируют у жены и детей негативное представление ситуации. Детальный анализ этих эмпирических данных (демонстрация сопровождалась определенными комментариями) приводит к построению жесткой логической цепочки выводов, которые формируют новые представления у субъектов (в нашем примере — отрицательный), на которых направлено воздействие. Последовательные индуктивные выводы в виде предположений и домыслов приводят к формированию неправильных обобщений. Так, например, вывод — один из заброшенных домов в подобных кварталах может быть их — формируется на основе интеграции следующих переменных ситуации: совокупность увиденных некрасивых домов, неблагополучные районы, желание увидеть свой дом, забывчивость дороги отцом, остановки возле заброшенных домов. Таким образом, эмпирическое содержание негативного представления ситуации начинает способствовать разрушению первоначального представления у жены и детей, их собственные представления перестают доминировать, на первый план выступает информация, предложенная отцом. Эмпирические данные ситуации первого типа формируют новые представления у жены и детей (типа: только бы ни один из этих домов), которые принимаются как эталон к последующим принятиям решения. Когда отец, наконец, подъехал к купленному им дому, естественно, что он показался жене и детям самым лучшим, так как происходит резкое (внезапное) отрицание всех ранее эмпирических данных. На основе несоответствия новых эмпирических данных предыдущим у субъекта происходит затруднение в сравнении полученных альтернатив, так как происходит резкое преувеличение одной из альтернатив за счет действия ненаправленного анализа через синтез и ослабления метакогнитивного контроля субъекта. Поэтому происходит принятие последней информации как императивной и как данной на основе сопоставления с предыдущими отрицательными представлениями и сделанными индуктивными выводами .

Можно предположить, что изначально у жены и детей были представления об идеале их дома. Отец, зная это, но в силу определенных причин не смог подобрать что-то достойное. И для того чтобы разрушить «идеальное», ему пришлось применить эффект контраста.

Юристу-практику приходится каждый раз анализировать поступающую к нему информацию. Люди, которые обращаются к юристу за помощью, скрывают свои истинные намерения. Поэтому малоопытным юристам нужно вычленять разнообразие эффектов. Формирование критического социального мышления студентов юридической направленности должно проходить на занятиях по психологии, юридической психологии. Необходимо знакомить будущих юристов с многообразием эффектов критического мышления, показывать их работу и воздействующие механизмы, а также разъяснять, как не стать заложником манипуляций. Развитие высоких уровней процессуальной сферы критического социального мышления достигается через специальную систему тренинговой работы .

 

Библиографический список

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 224—270.
2. Гудкова М.В. Тренинг развития мыслительных процессов, обеспечивающих развитие критического социального мышления субъекта / М.В. Гудкова. Смоленск: Универсум, 2006. 56 с.
3. Гудкова М.В. Характеристики критического социального мышления субъекта при решении социальных задач: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Гудкова. Казань, 2011. С. 90—93.
4. Психология влияния / Р. Чалдини. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
5. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта / В.В. Селиванов. 2-е изд. Смоленск: Универсум, 2003. С. 102—105.
6. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 1 (56) 2016


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.05.2019)
Просмотров: 25 | Теги: мышление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь